Фото: Natemat.pl.

Польский эксперт: После распада СССР остаётся до конца неизвестной самоидентификация НАТО

К саммиту НАТО в Чикаго «NewsBalt» перевёл авторскую колонку польского эксперта по вопросам иностранной политики Петра Волейко.

К саммиту НАТО в Чикаго «NewsBalt» перевёл авторскую колонку польского эксперта по вопросам иностранной политики Петра Волейко (Piotr Wołejko), опубликованную на портале «Politykaglobalna.pl»

4 апреля 1949 года был основан наисильнейший в мировой истории военный союз. В то время он был ответом на советское доминирование в Восточной и Центральной Европе и на страх перед военным потенциалом СССР. Соединённые Штаты опасались, что мощная военная махина, подчиняясь приказам Сталина, прокатится, подобно катку, по Европе, поднимающейся из руин. Следовательно, надлежало взять старый континент под защиту, руководствуясь геополитической парадигмой о необходимости сдерживать потенциального противника пред чрезмерным укреплением своих сил.  

Нынешние реалии совершенно другие. Советский Союз распался двадцать с лишним лет назад, а НАТО возросло до 28-ми членов. Давняя, относящаяся ко временам холодной войны, граница сфер влияния отодвинулась на сотни километров на запад, а ослабленная Россия до сих пор не восстановила утраченных сил. Более того, несмотря на частое грозное порыкивание и недружественные жесты (прошлогодние маневры «Запад», слухи о размещении ракет «Искандер»в Калининградской области, приостановление участия в ДОВСЕ — договоре об обычных вооруженных силах в Европе), Россия не представляет угрозы для НАТО. Её вооруженные силы в значительной мере устарели, а отдельные подразделения имеют серьёзный недостаток в кадрах, достигающий иногда нескольких десятков процентов боевого состава. Россия отдаёт себе в этом отчёт и вместо военной поэтики прибегает в дипломатии к сырьевым ресурсам.  

С распадом СССР североатлантический блок потерял своего главного оппонента, а, следовательно, и повод существования. Хотя с того времени прошло уже более двух десятилетий, остаются до конца неизвестными самоидентификация НАТО и его главные цели. То ли это заграничные миссии (Афганистан, Ливия), то ли оборона своей территории, то ли забота о безопасности стран-членов. Тем не менее, НАТО не остаётся глухим к вызовам XXI века, хотя бы в сфере кибернетической безопасности. Союз трансформируется у нас на глазах, а важнейшую роль в его будущем существовании сыграют факторы экономические – сокращения расходов, вызванные кризисом или политические решения о сокращении вооружений в Европе – а так же геополитические – переориентация США с Атлантики на Тихоокеанский регион. 

Для Польши сильный блок НАТО, способный защитить границы своих членов, является основой и главным инструментом нашей политики безопасности. Это нашло своё отражение в недавнем выступлении главы нашего МИДа в сейме и в стратегическом документе, определяющем приоритеты заграничной политики Польши в 2012-2016 гг. Без этого союза мы подвергались бы большему российскому давлению и вынуждены были бы искать поддержки в Берлине, Париже или Лондоне. Одновременно надо помнить, что такие гарантии безопасности в прошлом веке не всегда оправдывались. 

По случаю приближения 65-й годовщины НАТО  в 2014 году следует обратить внимание и должным образом оценить, насколько жизнеспособна это организация. Она пережила конкуренцию с СССР и отлично себя чувствует через 20 лет по окончании холодной войны. Несмотря на критику, видно, что она способна адоптироваться к изменчивой действительности и отвечать на запросы своих членов. Несмотря на популяризируемые с явным удовольствием теории, миссия в Афганистане не загнала альянс в гроб, равно как и краткий эпизод с воздушной операцией в Ливии. Союз как организация и отдельные его члены получили урок и стараются извлечь из него опыт. 

Каким будет союз в будущем? Сколько ещё просуществует? Наверняка будет подвергаться критике, как со стороны России, так и части элит в Европе и США. Главные темы этой критики легко предвидеть: неповоротливый молох, расхождение интересов членов, неспособность использовать серьёзные силы за границами союза, архаичная структура или отсутствие цели существования (идентифицированного противника). К этому добавятся новые элементы, но вышеуказанные сыграют без сомнения главную роль. 

Тем временем НАТО и дальше будет адаптироваться к изменчивым реалиям, и приспосабливать возможности к ограничиваемому потенциалу; как внутреннему – сокращение военных расходов – так и внешнему – растущая мощь стран БРИК, которые не позволят действовать с прежней свободой. Существенным является построение и координирование потенциала в сфере кибернетической безопасности и более широкое взаимодействие потенциала военного pooling & sharing (англ. объединение и обмен. — «NewsBalt»). 

Нужно ли присоединять к союзу новых членов? Естественно, да. Это способствует стабилизации и распространению. демократических стандартов, гасит конфликты и вынуждает к компромиссу и диалогу. А ведь всегда лучше разговаривать, чем конфликтовать. Принцип «сперва стреляй, потом задавай вопросы» оправдывается в кино, зато малоэффективен в международных отношениях. 


Справка «NewsBalt». Открывшийся вчера, 20 мая 2012 года, в американском городе Чикаго саммит НАТО — самая крупная в истории военного альянса встреча. В мероприятии участвуют лидеры 57 государств, Генеральный секретарь ООН, руководители Всемирного банка и Европейского Союза.

Также по теме:

Мстислав Русаков: Эстонские страхи накануне саммита НАТО: шоковая атака России сразу на всю Прибалтику и секрет Кайтселийта