Фото:

Мнение: Малый и средний бизнес Германии очень хотел встретить среди калининградской делегации своих коллег

Экономический день Калининградского региона в Берлине проанализировал для «NewsBalt» его участник, кандидат исторических наук Евгений Чернышев.

Кандидат исторических наук из Балтийского федерального университета им. Канта Евгений Чернышев проанализировал для «NewsBalt» Экономический день Калининградского региона в Берлине.

Калининградская область привлекательна своим географическим положением, особым экономическим статусом, богатым и необычным переплетением исторического и культурного наследия, замечательными природными ландшафтами и полезными ископаемыми, среди которых первое место занимает солнечный камень Балтики – янтарь.

Однако все эти достоинства, которые по определению должны были бы притягивать как магнитом в наш регион зарубежных инверторов и туристов, остаются малозаметными для близких соседей, среди которых находится и Германия.

В последние годы практика презентаций Калининградского региона в европейских странах с целью привлечения внимания иностранных инвесторов стала регулярной. Предыдущий губернатор Георгий Боос активно эксплуатировал формат презентаций. Нынешний глава региона Николай Цуканов решил не отказываться от этой идеи. Вполне логично, что особое внимание продолжает уделяться немецким партнёрам.

15 июня в Берлине состоялся Экономический день Калининградского региона (WirtschaftstagderRegionKaliningrad). Он прошёл в представительстве федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, с которой у Калининградской области существуют долгие и тесные партнёрские связи.

Делегация Калининградской области могла похвастаться своей представительностью. Рассказать об особенностях калининградского экономического ландшафта приехали руководители профильных министерств регионального правительства во главе с губернатором Цукановым.

К сожалению, статистика демонстрирует, что немецкие инвестиции в экономику области находятся только на десятом месте. Впереди оказались не только Польша и Литва, что вполне логично, но даже далёкая Великобритания с Соединёнными Штатами, не говоря уже о таком офшорном рае, как Кипр. В контексте динамично развивающихся российско-германских экономических связей этот факт выглядит более чем скромно.

Если оставить за рамками формальные приветственные речи, то фактическая часть презентаций содержалась в следующих выступлениях. Заместитель министра экономики области Михаил Городков поведал об основных экономических показателях развития региона в сравнении с российскими. Динамика выхода из кризиса прослеживается, как и по стране в целом, правда, показатели реальных доходов населения области традиционно отстают.

Министр промышленности Дмитрий Чемакин остановился на ключевых отраслях экономики, которые являются приоритетными для региона и где с радостью ждут немецкие финансовые вливания. Среди них прозвучали судостроение, автомобилестроение, машиностроение, мебельная отрасль, туристическая инфраструктура, янтарная отрасль.

Говорили и о подготовке к чемпионату по футболу 2018 года, в связи с чем, участникам презентации Павел Погребняков представил амбициозный проект застройки «острова» спортивными и инфраструктурными объектами.

Но самое эмоциональное выступление прозвучало из уст руководителя представителя Гамбургской торгово-промышленной палаты Штефана Штайна, который поведал гостям и участникам мероприятия о долгом опыте ведения бизнеса в самом западном регионе России. Он не скупился на похвалу в адрес областного руководства и не скрывал своего восхищения теми преобразованиями, которые были осуществлены на протяжении последних лет. Штайн призвал немецких коллег не бояться, а смело приходить на калининградский рынок, так как там они найдут необходимые условия для ведения предпринимательской деятельности.

У гостей презентации сложилось впечатление, что значительная часть информации адресована представителям крупного бизнеса, так как барьер участия в качестве резидента Особой экономической зоны довольно высок – 5 миллионов евро. Но, как известно, наибольший потенциал участия существует среди малого и среднего бизнеса, который зачастую не обладает возможностями одномоментно инвестировать такие суммы. Глава области заверил, что разделяет такую позицию, и обсуждение снижения порога вхождения в ОЭЗ уже проходит с профильными министерствами российского правительства. Вопрос остаётся в конкретной цифре, на которой остановятся в правительстве.

Подводя итог, губернатор Цуканов сделал особый акцент на вопрос о стабильности и гарантиях для инвесторов. Как известно, эти факторы играют ключевую роль при выборе объекта инвестирования, а для среднестатистического немецкого предпринимателя в особенности. Специальный совет по инвестициям в Калининградскую область призван обеспечить «спокойный сон» для рискнувшего связать свои деньги с самой западной экономикой России. Как это работает, Цуканов рассказал в подробностях: инвестор декларирует свои потребности и запросы, в режиме «одного окна» службы, ответственные за всевозможные согласования, дают своё заключение и в течение трех месяцев дается разрешение на строительство объекта. Поэтому «не стоит ходить по заросшим травой тропам… всё прозрачно. И ваш проект, как маленького ребёнка будем сопровождать от начала до его реализации», — подчеркнул глава региона.

В завершении Цуканов заметил, что развивать инфраструктуру Калининградской области хотелось бы именно с немецкими инвесторами, учитывая тесные исторические связи между странами. Кстати, об исторической составляющей говорили не единожды.

Генеральный консул Германии Аристид Фенстер отметил, что «вряд ли какая страна так сильно связана с Германией как Россия, а благодаря истории и географическому положению, прежде всего, Калининградская область предопределена для тесных контактов с Германией».

Стоит отметить, что немецких участников встречи смутило отсутствие среди членов калининградской делегации непосредственно самих представителей малого и среднего бизнеса, потенциальных партнеров, с которыми можно было бы персонально познакомиться уже на презентации, обменяться контактами и первыми идеями. Ведь очевидно, что именно в этом состояла или должна была состоять ключевая цель презентации региона.

Пожалуй, в этом состояла слабость мероприятия, так как ряд участников с немецкой стороны имели с собой идеи и вполне конкретные предложения, с которыми они блуждали среди собравшихся, пытаясь обнаружить партнёров для диалога. Особенно активно себя позиционировали представители аграрного сектора. К слову, немецкие участники представляли официальные структуры и бизнес ряда федеральных земель Германии, среди которых были не только Шлезвиг-Гольштейн, но и Тюрингия, Берлин и Бранденбург.

Очевидно, что делегация в составе чиновников областного уровня в компании с «игроками малого и среднего бизнеса», как выразился один из участников,стала бы разумным решением, которое значительно повысит эффективность «рекламной акции» по повышению привлекательности калининградского экономического пространства.