Продать airBaltic — продать Ригу?

На минувшей неделе Еврокомиссия начала углубленное расследование, чтобы проверить, соответствуют ли меры, […]

На минувшей неделе Еврокомиссия начала углубленное расследование, чтобы проверить, соответствуют ли меры, предпринятые Латвийским государством в поддержку авиакомпании airBaltic, условиям оказания государственной помощи, принятым в Евросоюзе. Такие шаги ЕК неудивительны, ведь ранее поступила шокирующая новость — правительство Латвии продаёт национальную авиакомпанию. По информации в СМИ, Министерство транспорта Латвии объявило о планах продать половину акций крупнейшего национального авиаперевозчика airBaltic, разместив соответствующее объявление на страницах The Financial Times. Уже известно, что интерес к авиакомпании проявили несколько потенциальных инвесторов, но эта информация пока не разглашается.    

История с покупкой и продажей airBaltic связана с постоянными финансовыми потерями. Так, в 2011 году самая, на первый взгляд успешная, авиакомпания Латвии оказалась едва ли не самой убыточной. Год назад по информации Bloomberg, латвийские власти предварительно договорились с миноритарным акционером airBaltic — фирмой Baltic Aviation Systems (BAS) — об увеличении капитала перевозчика. Но в обмен правительство потребовало отставки исполнительного директор airBaltic Бертольда Флика. На тот момент 47% акций компании принадлежали оффшорной фирме самого Флика. С отставкой он не согласился, заявив, что власти Латвии в течение длительного времени затягивали решение об увеличении капитала airBalti. После чего правительство неожиданно объявило, что может продать принадлежащую ему долю в airBaltic. 

В свою очередь премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис в 2011 году заявил, что в сложностях, возникших у airBaltic, виновато её руководство. Домбровскис добавил, что правительство страны готово действовать оперативно, и сейчас нужно лишь выбрать один из трёх вариантов будущего развития airBaltic: увеличение её капитала, продажу госпакета акций компании или формирование нового национального перевозчика.

Латвийскому правительству принадлежало 52,6% акций airBaltic, а BAS — 47,2%. По итогам 2010 года компания получила убыток в 34,2 миллиона латов (65,3 миллиона евро). При этом в середине 2011 года airBaltic призвала к отставке министра экономики Латвии Артиса Кампарса, который заявил, что компания «приближается к неплатёжеспособности». В конечном счёте в январе 2012 года правительством были приобретены остальные акции, и на данном этапе государство владеет 99,8% акций. 

Хороша ли покупка?

В 2011 году убытки airBaltic составили 83 млн. латов (примерно 168 млн. долларов), доходы — 228 млн. латов (примерно 456 млн долларов), в первом полугодии этого года — соответственно 23 млн. латов (примерно 46 млн. долларов) и 104,7 млн. латов (примерно 209 млн. долларов). Можно ли сказать, что решение купить банкротирующую компанию было разумным? И да, и нет. 

По сути airBaltic- это монополист авиаперевозок рижского аэропорта, который является основным аэропортом столицы Латвии. Более того – это самый крупный аэропорт в Прибалтике по объёму грузовых и пассажирских перевозок (сама авиакомпания была основана в 1995 году, её флот состоит из 34 самолетов Boeing, Fokker и Bombardier), ещё в 2005 году признанный лучшим в Европе в категории обслуживающих от одного до пяти миллионов пассажиров в год на конгрессе Европейской организации Международного совета аэропортов в Мюнхене.

В феврале 2010 правительство Латвии утвердило предложенный airBaltic проект строительства нового терминала. Дело в том, что по международным стандартам, рижский аэропорт слишком тесен для обслуживания текущего потока пассажиров, который составляет ни много ни мало — свыше 5 млн. пассажиров. Именно поэтому планировалось возведение терминала площадью 58 тыс. квадратных метров, который сможет обслуживать до 15 миллионов пассажиров в год. Объём инвестиций по подсчётам на тот момент составлял 92 млн. евро, которые должны были быть привлечены из средств частного сектора. 

В 2012 году уже руководство Рижского аэропорта сообщило, что рассматривает возможность строительства нового терминала. Но, по словам руководителя аэропорта «Riga» Арниса Лухсе, окончательное решение о том, что бы вложить на расширение аэропорта немаленькую сумму, а именно — 68 млн. евро будет принято в том случае, если развитие национальной авиакомпании airBaltic будет успешным.

Таким образом, национальная авиакомпания должна стать в некотором роде «владелицей» своего собственного терминала. Добавим к этому факт, что, как свидетельствуют источники в СМИ, на сегодняшний день более половины пассажиров аэропорта являются клиентами airBaltic. Что произойдёт при продаже это компании? Ответ понятен – рижский аэропорт получит ту новую метлу, которая будет подметать аэропорт в интересах своей страны. Потому сейчас важно, что Рига расстаётся с влиянием в собственном аэропорту, а значит весь вопрос в том, кто станет его владельцем.

Так, например, неопределённость в вопросе строительства терминала airBaltic не замедлила передачу коммерческих площадей частному оператору — турецкой компании ATU, которая вложила в реновацию и модернизацию коммерческой зоны 2 млн. евро. По словам Лухсе, туркам удалось увеличить доход от поступлений коммерческой зоны до 57% от общего объёма. По условиям контракта, турки будут управлять торговой зоной Рижского аэропорта в течение 10 лет.

В интервью изданию «Деловой телеграф» сам Арнис Лухсе посетовал: «Терминал, конечно, нужно расширять. Весь вопрос, за какие деньги. Государство денег не даст, даже если бы они у него и были. Сам аэропорт построить терминал не в состоянии. Нас держат наши кредитные обязательства, взятые для реализации проекта по модернизации взлётной полосы. Частные инвесторы не сильно заинтересованы». И предположил, что строительство может состояться за евроденьги: «Проект на софинансирование у нас уже готов. Но реально претендовать на него мы сможем только с 2014 года, когда начнётся новый период планирования».

В Латвии с 2004 года, когда страна вступила в ЕС, когда денег нет, в качестве соломинки для утопающего всегда вспоминают про евроденьги… Но, забывают о том, что бесплатным бывает лишь сыр в мышеловке.

Однако, несмотря на историю с мечтой о строительстве терминала и в целом неудачные показатели доходности компании, Мартин Гаусс, возглавивший airBaltic после отставки Флика, заявил, что компания вернется к прибыльности к 2014 году. Осталось совсем ничего – найти инвестора, которого возможно заинтересуют контроль над рижским аэропортом. Не будем забывать о том, что Airbaltic – крупнейший перевозчик.

Пароходство, речной и морской порты, наконец, крупная, претендующая на звание национальной авиакомпания — это те сферы, терять над которыми влияние, государству никак нельзя. Ведь недаром развал Латвийского пароходства, которому способствовало руководство миллионера Петериса Авотиньша, проходило со скандалами — несмотря на вопли об угрозе со стороны России и «советской оккупации» все понимали, что пароходство – это суверенитет государства. Когда-то в 2001 году — латвийское правительство выражало недоверие тогдашнему министру экономику Айгару Калвитису после провала приватизации Латвийского пароходства, и тем не менее. Кстати, в 2012 году Латвийское пароходство, находящееся под контролем Venstpils Nafta, терпит многомилионные убытки. 

А потому, говоря о продаже национальной авиакомпании по собственному желанию, возможно, стоит перестать обвинять Россию в желании получить контроль над Прибалтикой – ведь дальнейшее ослабление транспортных узлов и отдача их на откуп всем желающим, приведёт Латвию к окончательной и бесповоротной потере суверенитета. А суверенитетом страны, гласно или не гласно, будут управлять владельцы транспортных узлов, согласно коммерческой сделке.