Мнение: «Наступил критический момент, опасный для Сопота»

«NewsBalt» представляет очерк о том, как сегодня развивается известный ещё с советских времён польский курорт Сопот.

«NewsBalt» перевёл статью из польской «Gazeta.pl» о том, как развивается известный ещё с советских времён польский курорт Сопот, расположенный на берегу Балтийского моря.

Предвоенный Сопот (Zoppott) — немецкий, хотя и с польским меньшинством — был жемчужиной Балтики, лечебным курортом, имел собственную богему, теннисные корты, тир, санную трассу и характерную архитектуру – знаменитый Сопотский стиль. После войны здесь поселилась интеллигенция из Львова и Вильно, артисты, литераторы, музыканты. Им пришлось осваивать чужой для них город. Однако это они придали городу его нынешний характер, сохранив уважительное отношение к традициям. Сейчас в городе людей «с дипломами» втрое больше, чем в среднем по стране. Близость моря давала новые возможности и придавала мечтательности жителям города. Сопот снова был курортом. Здесь находилась вторая по известности – на первом месте были Крупувки в Закопане – улица Польши: Героев Монте-Кассино (с 1956 г.), или по-простому Мончак. Тут стоило показаться: число артистов и прочих знаменитостей на квадратный метр било все рекорды. Тут были клубы творческой интеллигенции и первое итальянское мороженое, жевательная резинка и бананы в магазинах.

Сопот всегда был прекрасным городом с урбанистической и архитектонической концепцией, полным зелени, старых деревьев, красиво оформленных улиц: одним словом конфетка. Слава города простиралась далеко за границы страны, в том числе благодаря Сопотскому песенному фестивалю. Эта слава жива до сих пор, сейчас всё выглядит ещё роскошнее, а иногда и красивее.

— Частной собственности на землю и недвижимость здесь было «кот наплакал». Это облегчало и до сих пор облегчает городу привлечение инвестиций – говорит Войцех Фулек (Wojciech Fułek), глава городского совета и бывший вице-президент (заместитель мэра города. — «NewsBalt»). 

Он связан с группой «люблю Сопот», которая, по его словам, является движением, выступающим против политизации органов самоуправления. Это тоже болезнь Сопота, как и повсюду в Польше. Сопот является городом на правах района, а это означает большие компетенции, бюджет, возможности кредитования. И президенту города не приходится вести споры с властями воеводства: он сам себе голова.

Квадратный метр недвижимости здесь стоит столько же, сколько под Гевонтом (Гевонт — горный массив и одноименная гора в западных Татрах, популярная туристическая зона. — «NewsBalt»), а бизнес приносит такой же доход, как в Закопане. Массовый туризм остался в прошлом. В Сопот приезжают на неделю, выбираются на выходные. Если нет погоды, убегают в поисках солнца. Может вопрос в ценах? В городе пять пятизвездочных отелей, в сезоне во всех нет свободных мест. Есть и апартаменты в наём в жилых домах – у владельца это обычно вторая или третья квартира. Апартаменты покупали и покупают местные или люди из других районов Польши. Но синдром «тёмных окон» не особенно чувствуется, поскольку, когда уезжают отдыхающие, их мечта занимают студенты всех шести высших учебных заведений, обосновавшихся в городе. Здесь же находятся центральные офисы четырёх крупных польских фирм, их сотрудники и менеджеры тоже составляют немалое число арендаторов жилья.

Равные и те, кто равнее

С уверенностью можно сказать, что всему этому благоприятствует расположение города. Составляющие агломерацию Трёхградье Гданьск, Гдыня и Сопот взаимно дополняют друг друга и конкурируют между собой – можно жить в Сопоте и работать в Гдыни или наоборот. Можно прилететь самолётом до Гданьска. Легко и быстро можно добраться городской железной дорогой (город является её акционером), хоть вагончики выглядят сейчас не лучшим образом, да и остановки тоже. Выехать из Сопота на окружную дорогу Трёхградья – не дай Боже.

— Город задыхается, никакие решения транспортной проблемы не дали результатов, даже туннель под Мончаком, – говорит Фулек. 

У Сопота наивысший показатель количества машин на душу населения по стране. И наибольшее количество собак.

— У нас есть ясная цель: продление сезона. Например, организация конгрессов и конференций, крупных культурных событий, особенно концертов и зрелищных мероприятий, а также большой спорт: теннис, конный и парусный спорт. На это люди всегда приедут, даже из-за границы. Это создаёт движение, – говорит президент Сопота Яцек Карновски (Jacek Karnowski).

Шесть спортсменов из польской сборной в Лондоне были из Сопота, оркестр Войцеха Райского производит фурор, где бы он ни появился, в театре «Atelier» всегда полный зрительный зал. В сезоне представлений больше, чем можно себе вообразить. Но это не значит, что довольны все: не все. Есть те, кто жалуется на нехватку денег или на несправедливое их распределение. Есть равные, и те, кто равнее – как и везде.

Русские, самые многочисленные из иностранцев, это, как правило, жители Калининграда.

– Сейчас их будет ещё больше, в силу вступил договор о малом приграничном движении, – президент Карновски не скрывает удовлетворения от того, что русские полюбили Сопот. Они приплывают из Калининграда дорогими яхтами с мощными двигателями, бросают якорь в Сопотском порту. Эти гости дорогих отелей и ресторанов сразу бросаются в глаза, и не только в порту.

Гражданское общество набирает силу

Городской художник Клаудина Карчевска-Шимковяк говорит, что центр города освободили от банков и крупноформатной рекламы. Это добавило улицам жизни, подчеркнуло их красоту. В Сопоте в обязательном порядке действует правило защиты внешнего вида со стороны моря. Был принят закон, который соблюдается. Со спора о висящей рекламе начался конфликт между президентом города и бизнесменом Славомиром Юльке, прозванный Сопотской коррупционной афёрой (всё началось четыре года назад, судебное решение до сих пор не вынесено).

Пляжи являются городской собственностью, а значит, от арендаторов можно требовать соблюдения художественно-урбанистического порядка. Согласно распоряжению президента: зонты пляжной гастрономии – обязательно – выдержаны в одной цветовой гамме между белым и бежевым, реклама допускается только на оборках, и никакого красного цвета, глупостей и крупных надписей. Никаких бесплатных представлений на свежем воздухе. Раз в неделю пляжи проверяются контролёрами. Сопот, как лечебный курорт, обязан был одобрить план территориального благоустройства, что ограничивает самострой. Исключен ли он полностью? Фулек полагает, что тут тоже есть те, кто равнее всех, но с уверенностью можно сказать, что эта проблема не является хронической болезнью Сопота. Чего не заметят власти, заметят граждане и не пройдут равнодушно. Гражданский Сопот набирает сил.

С 1979 года почти вся территория города стала считаться памятником старины. Часть зданий попала в реестр исторических памятников – любые связанные с ними ремонтные работы требуют согласования с реставратором.

В 60-х и 70-х годах в Сопоте было заново оштукатурено почти 900 зданий, были уничтожены старые фасады, исчезло много прекрасных улиц. Монте-Кассино тоже потеряла исторический облик. Город ежегодно софинансирует ремонт старых зданий, возведённых из камня (которых в сумме насчитывается более 300). В этом году в программу включено только 15 домов, но зато в прошлом – 30. Таким образом проще требовать сохранения исторического вида, несмотря на то, что эти дома часто являются частной собственностью, так как их приватизировали органы самоуправления и приватизация продолжается. Есть также евросоюзовская программа «Epourban», в рамках которого город планирует финансирование исследований по сохранению старых зданий для 20 обществ, которые захотят приступить к ремонту.

– Весь потенциал Сопота — это его внешний вид, – говорит Клаудина Карчевска-Шимковяк, и добавляет, что забота об истории пробуждает сознательность людей. — Сейчас я думаю, что приватизация коммунальных квартир произошла слишком быстро. Мы ограничили сами себя. Сейчас на Мончаке у города нет ни одного помещения, которое можно было бы предназначать, например, под небольшую художественную галерею. 

Войцех Фулек признаёт, что самоуправление, на этапе своего становления, совершило ошибки, которые до сих пор не удалось исправить. Поэтому надо избегать очередных ошибок, чтобы не навредить городу.

Для кого весь этот Сопот?

Мартин Гервин из инициативной группы по развитию Сопота полагает, что хотя на первый взгляд город выглядит красиво, нравится приезжим и многими горожанам, в городе идёт борьба за направления развития.

– Спор идёт о том, что нам нравится в Сопоте. О больших торговых центрах, которых мы не хотим, о концертно-спортивном зале, строительство которого принесло городу серьёзные долги, выплачивать которые придётся несколько десятилетий, о перестройке площади Друзей Сопота, о центре Хаффнера. Сейчас – о галерее на месте железнодорожного вокзала (14 тыс. квадратных метров полезной площади). На вопрос о том, на чём построить успех города, отвечаем: на его атмосфере.

Нормальное дело — речь идёт о большой прибыли. Жителям удалось выиграть битву за освоение участков на месте садовых участков, выкупленных и приготовленных под застройку. Жители хотели сохранить тут парк. Благодаря, тому, что Сопот небольшой город, протесты имели успех. Переломным был год 2001, когда отмечалось столетние города.

— Его дух сохранили сами жители – считает Войцех Фулек.

Но нижней части Мончака сохранить не удалось: все деревья были вырублены, а улицу выложили плитами из дорогого сорта гранита «lieto red», сразу названного «святым камнем». Исчезло традиционное итальянское мороженое и клуб «Non Stop», на этом месте стоит новое здание водолечебницы. Это пример того, что и Сопот можно испортить, хоть это и кажется трудным.

20 миллионов злотых выделили горожане из своих налогов для строительства стоянки для яхт и бетонную пристань, препятствующую движению песка на морском дне.

– Для кого? – спрашивает Гервин – для миллионеров, гостей «Шератона».

Есть и архитектурная проблема: как строить – по-современному, или подражая традиционному для Сопота сецессионному стилю? Гармония старой архитектуры не устаревает. Гервина тревожит, что город развивается не в том направлении.

– Решения принимают не одни только архитекторы, горожане часто имеют иную, чем учёные, точку зрения. В рамках согласовательного бюджета сопотчане принимают решение только о городских инвестициях стоимостью 9 миллионов злотых, остальные деньги находятся в руках депутатов. Они страшно боятся потерять контроль над политической властью в городе, и всегда поднимут руки так, чтобы на следующих выборах остаться в избирательных списках, – добавляет Гервин.

По его мнению, должен возникнуть механизм облегчающий горожанам доступ к общественной информации и участию в принятии решений.

– Нет возможности заблокировать плохой проект, – обращает внимание Мартин Гервин. – Нет каталога ошибочных архитектонических решений. То, как видит будущее города президент, не совпадает с мнением большинства горожан, хотя есть и те, кто хочет видеть здесь Монте-Карло. 

Депутат от «ПиС» Пётр Меллер признаёт, что депутатов ставят перед свершившимся фактом, припирают к стенке: 

— Обычно городской совет не выступает против, хотя у оппозиции есть перевес в один голос.

Последнее слово в вопросах застроенных территорий принадлежит районным властям – гмине. Но гораздо легче продать землю за большие деньги под строительство апартаментов. Или строить в рамках публично-приватного партнерства, что в Сопоте применяется повсеместно. 

Оппозиция в горсовете считает, что таком образом он теряет непосредственный контроль и власть над территорией. Кроме того так уж получается, что все важнейшие торги заканчиваются в суде: ипподром, «Лесная опера», только что открывшаяся после многолетнего ремонта, торговая галерея, которая должна возникнуть на месте железнодорожного вокзала и даже пристань для яхт. Конфликты по всем вопросам. 

По мнению оппозиции, город слишком увяз в долгах, перенасыщен крупными инвестициями. Наступил критический момент, опасный для Сопота. Но большие деньги обладают большой пробивной силой, этот принцип и тут себя оправдывает. Или в особенности тут.