Тактика «пострадавшего за правду»

Социолог Андрей Солопенко проанализировал для читателей «NewsBalt» на тему, кто выиграл от отставки премьера Латвии Домбровскиса.

Без малого месяц назад, 27 ноября, после полуторачасовой встречи с президентом Латвии Андрисом Берзиньшом, премьер-министр страны Валдис Домбровскис, являющийся единственным премьером в истории Латвии, возглавлявший три правительства подряд и руководивший кабмином рекордный срок – более четырёх лет, неожиданно объявил, что уходит в отставку. Соответственно вместе с ним в отставку отправилось и всё правительство.

Официальной причиной этого поступка, как заявил премьер-министр, было обусловлено трагическими событиями в рижском микрорайоне Золитуде, когда при обрушении крыши магазина Maxima погибли 54 человека. Однако в современной Латвии коалиции обрушались только в результате политических скандалов или правительственного кризиса, поэтому интересно проанализировать сложившуюся ситуацию и понять, что же привело к данным действиям. А также как это может повлиять на дальнейшую политическую ситуацию в стране, в свете грядущих выборов в Европарламент и Сейм Латвии, в мае и октябре 2014 года.

На пресс-конференции премьер-министр сказал: «Стране нужно правительство, которое в состоянии разрешить сложившуюся ситуацию», тем самым не только взяв на себя ответственность за это происшествие; но и заставив общественность говорить о том, чтобы со своего поста также ушёл и мэр Риги Нил Ушаков, партия которого на муниципальных выборах в июне этого года получила абсолютное большинство голосов избирателей.

По мнению директора Центра исследования рынка и общественного мнения SKDS Арниса Кактиньша, «"Центр согласия" несколько месяцев назад являлся самой популярной политической силой, но из-за происшествия в Золитуде я уже не могу утверждать, что те же самые симпатии остались прежними». Данные показывают, что рейтинг Центра согласия немного снизился, но в тоже время, мэр сразу заявил, что в отставку не уйдёт и, по его мнению, премьер-министр использовал ситуацию для того, чтобы заработать популярность и отойти от обязанностей руководителя правительства, столкнувшись с проблемами, которые он не может и не желает решать.

Похожего мнения придерживается и известный латвийский политолог, профессор Латвийского университета Янис Икстенс, считающий, что наиболее от отставки правительства выиграли Валдис Домбровскис, который своим поступком увеличил свою популярность и вся партия «Единство» в целом.

«Эта партия сохранила за собой право выдвижения нового кандидата в премьер-министры, а также смогла решить проблему министра юстиции Яниса Борданса, отставки которого добивалось Национальное объединение», – прокомментировал профессор.

dombrovskis_1359308940237.jpg

Экс-премьер Латвии Валдис Домбровскис больше выиграл от своей отставки, чем проиграл.

В тоже время, среди тех, кто наиболее проиграл от этого решения, он также назвал партию «Центр согласия», лидер которой Нил Ушаков потерял часть избирателей. Исходя из чего, можно сделать вывод, что своим поступком Валдис Домбровскис «подставил» «Центр согласия», но сам и его партия получили дополнительную поддержку в глазах электората. Последний декабрьский опрос населения показал, что рейтинг партии «Единство» немного вырос, и она стабильно удерживает второе место. 

Также среди выигравших от этого решения премьера, можно условно назвать и национальное объединение «Всё Латвии – Отчизне и свободе – Движение за национальную независимость» (Visu Latvijai! — Tēvzemei un Brīvībai — Latvijas Nacionālās Neatkarības Kustība // VL – TB – LNNK), которое в будущем правительстве не только сохранит пост министра юстиции (экс-министр Янис Борданс был исключён из партии, но сохранил свою должность), но и увеличит своё представительство. В данный момент во фракции «Единство» находится 20 депутатов, у Партии реформ – 14 депутатов, а у нацобъединения – 13 депутатов.

Однако у националов было всего два министерских портфеля, тогда как у Партии реформ этих портфелей было пять. Данное непропорциональное распределение постов вызывало у национального объединения постоянное недовольство, и теперь оно получило шанс исправить его в свою пользу. Скорее всего, Партия реформ лишится одного-двух министерских постов в пользу националов. В тоже время у национального объединения довольно короткая «скамейка запасных» – у партии не так много компетентных людей, которых можно выдвинуть в министры. Поэтому вполне возможно, что в будущем правительстве именно её кандидаты будут среди тех, чью деятельность общество будет оценивать наиболее негативно, что также может отрицательно сказаться на рейтинге всей партии.

Однако в данный момент всё ещё остался нерешённым вопрос, кто же будет следующим премьер-министром? Все кандидаты понимают, что данное правительство будет техническим и проработает только до выборов в будущий парламент, т.е. примерно десять месяцев, а после выборов вполне возможна другая коалиция, и соответственно другое правительство. В тоже время будущему премьер-министру придётся брать на себя ответственность за расследование трагедии в Золитуде, за введение евро, за цену за электроэнергию, что может серьёзно пошатнуть популярность любого политика.

Многие сильные кандидаты отказались от этого поста, а те, кто были озвучены, были отвергнуты президентом, который по Конституции должен выдвигать кандидатуру премьер-министра. В данный момент всё внимание приковано к нему и, исходя из этого, опосредованно выигравшим от отставки Домбровскиса также можно считать и Андриса Берзиньша, который уже успел заявить, что следует вернуться к практике выбора президента народом и передать ему под контроль БПБК, Бюро по защите Сатверсме, Госконтроль и Банк Латвии. Однако его заявления были отрицательно восприняты среди латышской общественности, но господин Берзиньш является одним из немногих политиков, которого, по данным опросов общественного мнения, поддерживает большинство как латышскоговорящих, так и русскоязычных избирателей.

Поэтому при определённом раскладе, он сможет провести данные поправки и увеличить свои полномочия. Многое будет зависеть от того, кого он назовёт кандидатом в премьер-министры и сможет ли названный им человек заручиться поддержкой большинства депутатов Сейма. Он обещал озвучить свою кандидатуру в начале января, а пока и.о. премьера остаётся Валдис Домбровскис.

 Также остаётся открытым вопрос, а почему же всё же ушёл со своего поста Валдис Домбровскис? Во время пресс-конференции все видели, что он объявлял о своей отставке с трясущимися губами и не секрет, что ему очень нравилось быть премьер-министром. По сведениям издания «Российские вести», руководство строительной компании «Re & Re», построившей злополучный магазин, через жену премьер-министра и мужа председателя Сейма передавало деньги для чёрной кассы партии «Единство». И именно благодаря полученным сведениям президент вынудил премьер-министра подать в отставку. Однако Берзиньш опроверг эту версию, а уход Домбровскиса, скорее всего, сделанный под влиянием аффекта, был из-за существующих разногласий в коалиции и неспособности премьера уладить их.

В тоже время своей отставкой Валдис Домбровскис открыл себе путь к посту еврокомиссара, о чём уже давно говорят в кулуарах парламента и правительства. По общему правилу, выработанному на основе практики, членами Еврокомиссии назначаются бывшие главы национальных правительств и министры, и Домбровскис однозначно подходит под это правило. Однако, находясь в должности главы правительства, переход на пост еврокомиссара может рассматриваться во властной иерархии как понижение, ведь в терминах национальных правительств пост еврокомиссара является аналогом министра.

Должность председателя Еврокомиссии, что можно рассматривать как повышение, Домбровскис, скорее всего, бы не получил, но избираясь на пост еврокомиссара, с должности депутата парламента, это однозначно может рассматриваться как повышение. Также аналогичного мнения придерживается и политолог Янис Икстенс: «В качестве премьера Домбровскис никогда бы не стал кандидатом на должность еврокомиссара, другое дело, сейчас, когда он будет являться простым депутатом Сейма».

Исходя из этого, в долгосрочном периоде экс-премьер однозначно может считаться выигравшим из-за своей отставки и получит ли он заветный пост, будет известно уже скоро.

Также, исходя из имеющихся данных о повышении популярности партии «Единство», можно предположить, что своей отставкой Домбровскис способствовал увеличению её рейтинга, и её будущей победе на выборах в Европарламент. На данный момент Валдис Домбровскис является самой популярной фигурой партии и возможно, именно он может стать её локомотивом на европарламентских выборах. Притом, что зарплата депутата Европарламента составляет около 7000 евро в месяц, тогда как зарплата премьер-министра менее 2000 евро в месяц. Данный ход может принести партии много дополнительных голосов, однако он также может усилить напряжённость между отдельными кандидатами на евродепутатское кресло.

Среди возможных кандидатов называется и.о. министра обороны Артис Пабрикс, а также все действующие депутаты Европарламента от партии «Единство» – Сандра Калниете, Кришьянис Кариньш, Карлис Шадурскис и Инесе Вайдере. Исходя из чего, внутренняя конкуренция в списке обещает быть жёсткой и можно предположить, что кто-то из нынешних депутатов не переизберётся в следующий состав. 

Однако, по мнению Яниса Икстенса, «если смотреть на выборы в Европарламент, то там уже достаточно тех, кто жаждут продолжить в нём свою политическую карьеру».

«Конечно, Домбровскис был бы сильной кандидатурой, но в принципе это было бы большим падением в его карьере, — считает Икстенс. — Тогда уж после этих выборов может его могли бы избрать еврокомиссаром, либо после парламентских выборов опять сделать министром или премьером. Однако «скамейка запасных» у партии «Единство» такая же, как и у всех партий, не очень большая. И если Домбровскис идёт на европейские выборы, то остаётся вопрос, кого можно будет выставить на выборы в Сейм, учитывая, что кандидат, может баллотироваться только по одному избирательному округу».

Исходя из этого, своей отставкой Домбровскис поднял рейтинг партии в расчёте на то, что после следующих парламентских выборов он опять сможет вернуться в кресло премьер-министра и начать всё с чистого листа. Такая ситуация также имеет под собой основание, если смотреть, что в последнее время трое ярких представителей латышской элиты заявили о создании своих партий: бывший госконтролёр Ингуна Судраба, экс-премьер Эйнарс Репше, а также бизнесмен Айнарс Шлесерс, заявивший о своём возвращении в политику и вступивший в партию «Едины для Латвии». 

Все упомянутые политики претендуют, в основном, на умеренного латышского избирателя, который на внеочередных парламентских выборах поддерживал Партию реформ Затлерса, а на предыдущих выборах в Сейм преимущественно голосовал за «Единство». Сейчас, когда реформисты полностью утратили доверие электората, «Единство» не исключает возможности опять переманить его на свою сторону. Однако куда склонится значительная часть латышских избирателей пока сказать сложно.

В данный момент, по результатам опроса общественного мнения, движение Ингуны Судрабы готовы поддержать 5% респондентов, а партию Эйнара Репше – около 2% опрошенных, но в тоже время почти 30% избирателей не знают за кого голосовать. Все данные движения довольно легко могли бы в будущем парламенте создать коалицию с «Центром согласия» и оставить в оппозиции «Единство», поэтому его стратегической задачей является недопущение данного сценария.

nils222.600x400.jpeg

Своей отставкой Домбровскис смог пошатнуть образ мэра Риги Нила Ушакова в глазах латышского избирателя.

Своей отставкой Домбровскис смог пошатнуть образ Ушакова в глазах латышского избирателя, на часть которого на будущих парламентских выборах рассчитывает и «Центр согласия». Также отставка премьера помогла «Единству» увеличить свою популярность и среди ещё не определившихся избирателей, тем самым лишая партии Ингуны Судрабы и Эйнара Репше шансов пройти в парламент. 

Данная тактика «Единства» – обвинение в золитудской трагедии Ушакова и позиционирование Домбровскиса, как пострадавшего за правду, при определённых условиях, вполне может принести им успех на будущих парламентских выборах, и, как следствие, даст возможность остаться у власти. Скоро увидим, принесёт ли эта тактика плоды, и каким будет развитие событий – до выборов осталось совсем немного времени и следующий год тоже обещает быть интересным.