Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» перевёл на русский язык статью украинского публициста Сергея Карого, опубликованного на литовском портале Sauksmas.lt («Крик»), о годе правления Петра Порошенко.
Подводить итоги года президентства в Украине Петра Порошенко можно и нужно. Это необходимо и для жителей Украины, и для жителей соседних государств. Главная эмоция, которая возникает, вспоминая ушедший год, — ирония. Горькая ирония.
Можно даже не брать во внимание, что проголосовали за него 55% при шестидесятипроцентной явке (без учёта Донецкой, Луганской областей и Крыма). Достаточно напомнить главное условие, так сказать, главный наказ избирателей, взятый Петром Порошенко за основной лозунг предвыборной кампании, позволивший олигарху, члену преступной клики, при активной поддержке третьего государства стать у руля, – достижение мира в стране. Порошенко и во время противостояний на Майдане, и во время поездок в Крым или на Юго-Восток Украины, старался создать впечатление о себе как о переговорщике, миротворце. Удавалось ему договариваться или нет – неважно. Он хотя бы пытался.
Стоит ли говорить, что год спустя даже диалога с Луганской и Донецкой народными республиками не налажено. Причина до банальности проста. Порошенко пообещал избавиться от своего прибыльного бизнеса в случае избрания, но из-за войны так и не может найти достойного покупателя. Наоборот, самому приходится строить, покупать и производить всё для победы над «сепаратистами».
Мечты о Европе
Но, кроме того, многие, голосовавшие за Порошенко, искренне считали, что они голосовали за Европу. Это последствие не только долговременной и планомерной политики европейских политиков по созданию привлекательной картинки, европейской жизни, но и европейской инерции развития культуры и науки, которая сохранялась в СССР и стала важным фактором формирования мировоззрения молодёжи в постсоветском пространстве. Не за настоящую Европу с её сложностями и своеобразием голосовали люди, а за Европу из окна туристического автобуса, экрана телевизора или со страниц увлекательных романов. Это в лучшем случае, а в худшем – голосовали за завистливую мечту наёмного рабочего, который сам хочет быть хозяином и устанавливать дома порядки, которые видел на заработках за границей. В общем, голосовали за Европу как за некий образ идеального мироустройства, своего рода Китеж-град. Сегодня эти люди уже не мечтают о Европе, а думают только выживании.
В Порошенко многие видели, конечно, реформатора. Ведь успешный человек должен быть успешен во всем. Вот и голосовали за него, рассчитывая на проведение широкомасштабных реформ: конституционных, экономических, социальных.
Социальные реформы свелись к выполнению требований МВФ. В частности, сегодня происходят отмена многих льгот и повышение тарифов на коммунальные услуги до европейского уровня, то есть выше на порядок, и фактическое снижение социального обеспечения. Ведь размеры всех социальных выплат не индексировались с позапрошлого года, несмотря на то, что за это время доллар подорожал в три раза.
В серьёзных экономических реформах страна нуждается едва ли не с момента провозглашения независимости. Речь идёт о замене устаревших средств производства советского периода на высокотехнологичные современные. Это могло быть достигнуто двумя путями: развитием собственной науки и привлечением инвесторов. Украина смогла соединить катастрофическую утечку мозгов на Запад и в Россию с катастрофой мирного строительства государства. Экономика последних предвоенных лет в стране держалась на деньгах, которые присылали своим родным и близким уехавшие работать за границу. Сегодня же экономика страны переведена на военные рельсы и существует только благодаря иностранным денежным вливаниям.
Провал конституционной реформы
Но самая главная, самая значительная реформа, которую активно лоббировал Пётр Порошенко ещё во время Оранжевой революции – конституционная. Именно в ней, родимой, кроются корни евроинтеграционной политики и секрет горячей любви польской державы к многострадальному украинскому народу. Напомним, что идея Речи Посполитой с Украиной в Польше была актуальна всегда. Но после развала Советского Союза это мешали сделать два очень важных фактора. Во-первых, Польша была занята собственной реформой, и во-вторых, политическая система и административно-территориальное устройство Украины, доставшееся в наследство от огромной империи, строились на принципах централизации власти, в то время как поляки построили децентрализованное государство. Поляки сознательно пошли на организацию шаткого равновесия, создав отличный канал отвода социального напряжения с одной стороны и одновременно мобилизовав население на бурную деятельность с другой.
Конституционный проект Порошенко, как в и Польше, предлагает трёхступенчатую систему самоуправления, в которой неделимой единицей будут выступать громады (в Польше – гмины). В громады войдёт один или несколько небольших населённых пунктов. Впоследствии громады будут объединены в районы, а районы – в регионы. У поляков повяты и воеводства соответственно. Новшеством для Украины стало закрепление конституционной нормой института государственных представительств с широкими полномочиями и подотчётностью только президенту, который будет назначать и увольнять их глав. Население Польши на десять миллионов меньше, не говоря о значительно меньшей территории, а воеводств 49. Путём проб и ошибок, в несколько этапов было достигнуто шаткое равновесие административного разделения, учитывавшее особенности каждого населённого пункта и особенности поведения его жителей.
Сравните этот проект с административно-территориальным устройством Третьего Рейха в переходной период от федерализации к унитаризации. Обретшие самостоятельность по Веймарской конституции земли вели собственную политику. В 1926 году они ввели параллельную систему управления путем учреждения партийных округов – по-немецки «гау». Гауляйтеры, или имперские представители имели очень широкие полномочия, от контроля во всех делах до упразднения органов самоуправления. Горячая конкурентная борьба двух параллельных структур длилась с 7 апреля 1933 года и закончилась победой института гауляйтеров 30 января 1934 года, когда федерализацию Германии упразднили. Кстати, нагромождение властных структур с параллельными функциями — излюбленный способ управления Адольфа Гитлера — стало принципом организации политической системы и в Евросоюзе.
На телеэкране правящая элита пытается сохранить хорошее лицо при плохой игре. Хоть зачастую выглядят эти попытки несколько комично.
В канун годовщины президентства Порошено Телевизионная служба новостей Украины (в выпуске от 16 мая в 19.30) вспомнила о конституционном проекте Порошенко заявив, что в очередной раз депутаты будут голосовать по нему в июле. На следующий день в эфире уже российской передачи «Вечер с Владимиром Соловьевым» директор центра исследований общественных процессов «Эксперт» Вячеслав Ковтун заявил о том, что Украина развивается, и главные достижения развития — настоящие демократические выборы президента и парламента.
Апофеозом фейерверка глупости было высказывание в эфире передачи Саввика Шустера от 15 мая тернопольского народного депутата от Блока Петра Порошека, который договорился до того, что Европа боится Украины, а точнее, её мощного экономического потенциала. «Я горд, что я украинец, потому что мы несломленные. Нас 24 года обворовывают и ещё не обворовали. У нас потенциал очень большой. Европа нас просто-напросто, как бы это ни выглядело, боится. Боится, чтобы мы не встали с колен. Потому что мы для Европы — серьёзная экономическая угроза. Это обычные меркантильные экономические интересы Европы. За 4-5 лет спокойствия с нашим научным, интеллектуальным потенциалом, природными ресурсами, мы можем перегнать даже Польшу», — уверенно заявил народный избранник.
Коррупция напоказ
Коррупция – ещё один дамоклов меч Украины. И в первую очередь он нависает над самим президентом. Порошенко ранее уже занимал один из самых высоких постов государства. В феврале 2005 года он в команде победившего на волне оранжевой технологии президента-донкихота Ющенко стал главой Совета национальной безопасности и обороны Украины. Тогда Порошенко развил бурную деятельность по торговле постами и должностями в новой власти. К концу апреля удалось подобрать подходящего заместителя: исполнителя «щекотливых» поручений Ивана Куцика. Единственной преградой оказался президент. Совместными усилиями разработали схему очковтирательства президенту. Пришлось делиться с главой фракции «Наша Украина» и первым помощником президента. Когда на редкость честный госсекретарь Александр Зинченко столкнулся с бурной деятельностью необычного кадрового агентства, его удивлению наглости дельцов не было предела. Политик сначала подал в отставку, чтобы избежать контробвинений, а потом сделал громкое заявление.
Но вдруг Порошенко изменил своим привычкам и стал честно трудиться на благо народа Украины? Ведь столько законов принято против коррупции…
За коррупцию Украину не ругает только ленивый, начиная от американских послов и заканчивая собственными депутатам-комбатами. Последние особенно отличились. Как депутат-комбат Береза, так и депутат-комбат Семён Семёнченко в интервью разным источникам сообщали, что при Викторе Януковиче уровень коррупции был намного меньше.
Как такое может быть после Майдана, после того, как появилось столько антикоррупционных комитетов, общественных организации, фондов? Президент уже не знает, кого и приглашать в страну, чтобы помогли побороть беду. Сначала пригласил грузин во главе с бывшим и объявленным на родине в розыск президентом Михаилом Саакашвили. Постоянно консультировался с поляками, американцами. Даже французов пригласил. А когда прилетел премьер-министр Сингапура, то и у того попросил помощи.
Украина стала похожа на хронического больного, который всем посетителям выставляет напоказ свою болезнь, нахвалиться, так сказать, ею не может. Ведь действительно, чем ещё похвастаться? Вот, смотрите, у нас война с Россией, она у нас Крым отобрала и скоро нас завоюет; вот, смотрите, а у нас коррупция; и скоро мы от этого всего умрём…
Если обращать внимание на публичные заявления разных политиков, то настоящего положения вещей не узнать. Следует обратить внимание на факты.
А факты таковы, что коррупция в первый год президентства Порошенко вырвалась из границ законного поля. Власть в государстве принадлежит узкому элитарному кругу, и для того, чтобы сохранить власть эти люди легко идут на убийство. Смерть бывшей главы приватизационного фонда Валентины Семенюк-Самсоненко, смерть бывших депутатов-регионалов, которые тоже ранее имели отношение к распределению госимущества Чечетова и Калашникова, смерть весьма информированного журналиста Олеся Бузины – только верхушка айсберга, своего рода показательные выступления. Их гибель была выгодна всей той клике, которая сейчас при власти. А показательные коррупционные скандалы, консультации, приглашение разных иностранных варягов в правительство – спектакль и ничего больше.
Более того, государство всё меньше и меньше способно выполнять свои функции по защите собственных граждан. Кровавые разборки на улицах городов из-за обилия оружия у населения милиция предотвратить не может. Например, бойцы добровольческого батальона Азов 3 мая совершили разбойное нападение на автозаправку в Киеве. За 15 долларов погибло два милиционера, пять пострадало. А на квартире у разбойников обнаружили целый склад оружия и боеприпасов. Это только самый свежий и самый известный случай.
Аукнется Польше
Президента привыкли воспринимать как правителя страны, а не как человека на выборной должности. От Петра Порошенко ждали, что свой авторитет он употребит на достижение взаимопонимания в обществе хотя бы подконтрольной ему части Украины. Курс же Петра Алексеевича, твёрдо взятый на уничтожение всех объединяющих людей традиций и насаждение чуждых, заводит украинцев всё дальше и дальше друг от друга по дороге ненависти. Гражданская война разделяет поколения, семьи, заставляет людей забывать обо всём человеческом, что есть в их природе. Вместо этого процветает дух авантюризма, культ силы, демагогия.
Изменилось само понимание власти. В основе его уже не способность договариваться, сообща решать проблемы, а террор. Абсолютно все так называемые «общественные» организации, «люстрационные», «антикоррупционные» комитеты уверены, что чиновников необходимо пугать. Причём чиновниками они считают и учителей, и врачей, и милицию. Любой бюджетник – это чиновник. И население тоже нужно пугать. А вдруг там скрытые, «бытовые» сепаратисты? Они даже друг друга пугают. До начала «охоты на ведьм» осталось совсем недолго. А тогда хаос партизанщины и бандитизма и вооружённого террора начнется не только по всей территории Украины, но проникнет и в соседние государства.
Сложно себе представить, что Польша не видит, во что вырождается её ближайший сосед – Украина. Такая Украина будет представлять настоящую угрозу для европейского порядка, и именно такой Украины Европа будет бояться. А значит и ко всем государствам, которые будут поддерживать Украину, будет относиться с опаской. Польша, как наиболее горячий адвокат Украины в Европе стала постепенно остывать.
Судя по последним заявлениям польских политиков, уже не готовы польские солдаты умирать на украинской земле, уже и помощь ограничивается больше консультациями и пропагандой. Да и стал остывать пыл по поддержке законов Украины, объявляющих коммунистов, их идеологию и символику преступными. Скоро Польша станет совсем холодна к украинским властям. Ведь раздираемая гражданской войной, вооружёнными распрями олигархов, Украина перестанет быть хозяином своей земли, и за прибавку к собственным территориям Польше придётся договариваться с правительствами других государств.
Пётр Порошенко, как мне кажется, понимает что то, что он делает – преступно по отношению к людям, которые доверили управление государством. Поэтому он старается разделить ответственность за свои действия с как можно большим числом людей и стран. Об этом говорят шаги по включению министров-иностранцев, частые поездки в Европу, бесконечные консультации.
Так, например, 13 мая он подписал указ о создании Консультативного международного совета реформ, включив туда бывшего премьера и министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта, экс-премьеров Словакии и Литвы Микулаша Дзуринду и Андрюса Кубилюса, председателя комитета Европарламента по международным делам Эльмара Брока, члена Европарламента Яцека Сариуш-Вольского, а также старшего научного сотрудника Института международной экономики Петерсона Андерса Ослунда. Председателем назначен бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, объявленный на своей родине в розыск. Когда же Джону Маккейну, оппоненту Обамы на последних выборах, сенатору, взявшемуся лоббировать интересы маленького, но гордого государства в США, предложили лично взять часть политической ответственности за происходящее на Украине и принять участие в работе этого консультативного совета, то он предпочёл дипломатично отказаться.
Президент, который вступил в должность при горячей поддержке США и Евросоюза так выполнял свои представительские функции в мире, что вскоре от Украины будут отшатываться как от зачумлённой.