«Чтобы было возможным обосновать современные имперские тенденции режима Путина…»

Литовская газета «Lietuvos rytas» прокомментировала новый сборник документов «Накануне Холокоста: Фронт литовских активистов и советские репрессии в Литве в 1940-1941 гг.», составленный директором фонда «Историческая память» Александром Дюковым.

Советские органы безопасности, НКВД, совершенно не планировали в июне 1941-го ссылать в лагеря и в Сибирь 17,5 тыс. жителей Литвы. Советы были вынужден это сделать из-за полученной информации о том, что эти люди, большая часть которых были старики и дети, являются пособниками нацистов, готовыми в случае войны стрелять красноармейцам в спину. Ссыльные должны быть благодарны, что советская власть избавила их от позора Холокоста. Такие утверждения содержатся в торжественно представленном в Москве сборнике о событиях в Литве в 1940-1941 гг. Но российские историки, оправдывая сталинские репрессии, прогорели, потому что по их логике выходит, что главным нацистским осведомителем был… сам Иосиф Сталин.

Несколько дней назад в Москве представили сборник российского фонда «Историческая память» «Накануне Холокоста: Фронт литовских активистов и советские репрессии в Литве в 1940-1941 гг.», который несколькими десятками тысяч экземпляров навёл ядовитую бомбу циничного искажения фактов и подделки истории на русскоязычную аудиторию.

Произведения российских историков, возрождающие традиции советского империализма в историографии, больше не удивляют. Чем упорнее Литва требует возместить ущерб за 50 лет советской оккупации, тем ожесточеннее разгорается информационная война против неё.

Провожая сборник документов «Накануне Холокоста: Фронт литовских активистов и советские репрессии в Литве в 1940-1941 гг.» в мир читающих по-русски, его составитель Александр Дюков сказал с сожалением, что литовские историки смотрят на сложные обстоятельства начала Второй Мировой войны слишком упрощённо, якобы руководствуются идеологическими штампами, оценивают события субъективно.

Очевидная подделка

Тенденциозность сборника документов А. Дюкова, империалистическое толкование истории просто бросаются в глаза (вопиющи). Цель состоит в том, чтобы любой ценой оправдать сталинские репрессии в Литве, убийства невинных людей и ссылки, представляя, что жертвы совсем не были невинными овечками, а были «литовскими националистами», которыми дирижировал созданный в Берлине, контролируемый нацистами Фронт литовских активистов (ФЛА). Они только и ждали случая, чтобы всадить нож в спину Советской армии и убивать евреев.

Выводы, которые можно сделать из тенденциозно подготовленных документов, кажутся абсурдными. Получается, что воевать с советской властью готовились и дети до 16 лет, которых среди сосланных 14 июня 1941 было около 5 тысяч, а среди потенциальных убийц евреев было 2 тысячи с лишним самих евреев, вместе с литовцами и поляками высланных в отдаленные регионы СССР.

Отчасти полемизируя с литовским историком Арвидасом Анушаускасом, А. Дюков торжественно заявил, что литовец ошибается, ссылаясь на то, что массовые репрессии против жителей Литвы осуществлялись директивой НКВД за 1939 г. об учёте антисоветских элементов. По утверждению А. Дюкова, на эту директиву, которая после «вступления» Литвы в Советский Союз в 1940 г. была приспособлена под нас и другие страны Балтии, совершенно не было намерения опираться при организации репрессий. Это был всего лишь приказ завести дела оперативного наблюдения на нелояльных лиц, как делали в то время США и другие западные страны.

В качестве аргумента к тезису о том, что Советский Союз сначала, после оккупации, не намеревался предпринимать массовые акции насилия против Литвы, российские историки предлагают письма комиссара государственной безопасности в Литве Петра Гладкова и комиссара Внутренних дел Литовской СССР Александра Гузявичюса в Москву. Исполнители геноцида против литовского народа льют крокодиловы слёзы, жалуясь, что в Литве слишком мало сотрудников безопасности, не хватает кадров для борьбы с националистическим подпольем.

История, достойная шпионского романа

Современный исторический авторитет России А. Дюков навязывает читателям наивный вывод: советская власть не осуществляла массовые репрессии в Литве, не могла их осуществлять, потому что не нашла сотрудников безопасности для такого задания. Однако, как бы ни старались историки России, воодушевлённые политикой неосталинизма Владимира Путина, изобразить Сталина благородной личностью, главным гуманистом, отрицать июньскую трагедию 1941 г. и массовые ссылки невозможно.

Тогда задумывается сюжет, достойный политического триллера, для оправдания военного преступления. В сборнике документов пишут, что в марте 1941-го от завербованного Фронтом литовских активистов (ФЛА) агента в Берлине получены сведения, что после нападения немцев на СССР ФЛА готовит в Литве националистическое восстание, во время которого намеревается уничтожать лояльных к Советскому Союзу людей, пособничать немецким оккупантам.

Это и побудило, по словам А. Дюкова, комиссара Госбезопасности П. Гладкова 14 июня 1941 г. подготовить массовую акцию очистки Литовской ССР от антисоветского элемента.

Адвокаты Сталина прогорели

Но российские историки, очищая кровавые пятна от советского прошлого, в этом месте прогорели и остались в дураках. Если говорить словами деятеля легендарного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», «оступились в своём лучшем деле». По официальной версии России утверждается, как и в советские времена, что гитлеровская Германия 22 июня 1941 г. напала на совершенно неподготовленный к войне СССР. Это была ошибка диктатора страны И. Сталина, который отвергал любые предупреждения своих разведчиков и иностранных дипломатов, что Гитлер скоро начнет войну против СССР.

Он слепо верил, что А. Гитлер ещё по крайней мере год будет соблюдать дружеское соглашение между Германией и СССР 1939 года и не нападёт. Любые сигналы о продвижении нацистской армии к границам СССР он считал провокациями, а предостерегающих, по возможности, ставил к стенке и благодарил их порцией свинца в лоб.

Схожим образом рассуждают и солидные западные историки – И. Сталин был миролюбивым простаком, его мирную страну застали врасплох из засады, СССР не намеревался воевать, только защищаться. Но тогда, если иметь в виду июньские советские репрессии в Литве в 1941 г., концы не сходятся.

Если, как утверждают в книге «Накануне Холокоста: Фронт литовских активистов и советские репрессии в Литве в 1940-1941 гг.» из Литвы были вывезены тысячи детей и женщин потому, что были готовы вонзить ножи в спины советским солдатам, как только придут литовские активисты с немцами, то Москва знала о скором нападении немцев и ждала его?

Тогда это, возможно, казалось хотя бы формально логичным, но это пересекалось с версией тех же историков, что И. Сталин не знал о начинающемся через две недели нападении, не ждал его. Только поэтому коварные гитлеровцы как сквозь масло прошли через стену СССР и приблизились к Москве.

Но если И. Сталин позволил (или даже велел) вывезти из Литвы и других оккупированных СССР западных приграничных территорий тысячами и расстрелять «антисоветские элементы», о нападении немцев он знал. Но оставил «дырявые стены», открыв аэропорты с самолетами, до конца не укомплектовав армию на границах.

В таком случае он был врагом своей страны, которой управлял, агентом нацистов. Либо он сам, либо им был комиссар государственной безопасности Литовской ССР П. Гладков, который сослал тысячи «пособников фашистов», не предупредив своего шефа в Москве, что через две недели фашисты будут штурмовать Брест, Каунас, Минск.

Информационная война усиливается

Директор департамента Центра исследования геноцида и резистенции Арунас Бубнис заявил нашему порталу, что попытки современных российских историков реабилитировать сталинизм больше не удивляют, они стали официальной частью государственной идеологии России.

«Курс на оправдание преступлений сталинизма, имперская внешняя политика в историографии России утвердились вместе с засильем Владимира Путина. Фактически возрождается советская традиция историографии, изменилась лишь идеологическая форма. Советские историки оправдывали оккупацию стран Балтии и депортации, опираясь на идеологические клише, такие как классовая борьба, народная революция, интернациональная помощь. Современные адвокаты сталинизма опираются на геополитический аргумент: Советский Союз защищал свои интересы, поэтому его действия до войны были логичными и правильными. Такая позиция ещё более цинична, чем у коммунистических историков», — считает А. Бубнис.

Он заметил, что современные историки «официальной линии» оправдывают сталинские преступления даже больше, чем в советские времена. В конце этого периода общество России сделало большой шаг вперёд, признавая объективную правду: Съезд народных депутатов СССР в 1989 г. признал, что существовали тайные протоколы Молотова-Риббентропа и объявил их ничтожными. Современные российские историки пытаются вернуть их призрак.

Не все восстания — праведные

Какова же была роль ФЛА и Временного правительства во вдохновленных нацистами убийствах евреев? Ведь именно во вступлении изданного в России сборника документов подчеркивается, что нацисты литовцев уже заранее, до войны, готовили к акциям против евреев.

Историк А. Бубнис подчеркнул, что это сложный вопрос, на который невозможно коротко ответить.

«В заявлениях созданного Казисом Шкирпой в Берлине штаба ФЛА видятся черты нацистской идеологии, антисемитских тезисов, но прибегать к геноциду против евреев не стояло в повестке дня. В самой Литве центры повстанцев не опирались на идеологию, поднять восстание означало стимулировать именно советские репрессии», — объяснил историк.

По мнению А. Бубниса, оправдывать массовые изгнания профилактикой от «пятой колонны» — это абсурдно.

«Если это и было спланировано как профилактика, то она дала обратные результаты. Ещё до начала войны даже Пётр Гладков, тогдашний народный комиссар государственной безопасности оккупационной Литовской ССР, в отдельном сообщении для Москвы написал, что массовые изгнания в Литве вызвали сопротивление, вооружённые люди прятались в лесах. Современные историки России не хотят признавать правду», — подчеркнул А. Бубнис.

Холокост разжигал и Сталин

Антисемитские установки, сколько бы их ни было в среде Временного правительства и восставших, достойны только порицания. Нельзя отрицать факт, что многие литовцы навлекли на себя позор, убивая и отдавая в руки убийцам своих соотечественников-евреев. Но называть И. Сталина и весь коммунистический режим СССР защитником и спасителем евреев означало бы отрицать яркие антисемитские черты сталинского строя, а они вырисовались в конце третьего десятилетия прошлого века, ещё больше — после войны, в последние годы жизни генералиссимуса.

Автор потрясающего бестселлера «Кровавые земли», американский историк Тимоти Снайдер утверждал, что антисемитизм Сталина, в отличие от Гитлера, был не расовый, а политический.

«Однако в конце своей жизни Сталин начал думать уже этническими, расовыми категориями», — подчеркнул Т. Снайдер.

Хотя среди членов сталинского Политбюро был еврей Лазарь Каганович, террор 1936-1938 гг. против настоящих и мнимых противников Сталина имел и явные этнические черты. С руководящих постов безопасности, военной и гражданской власти массово увольняли, убивали и сажали в тюрьмы чиновников еврейского, польского, латышского, литовского происхождения.

С 1949 г. началась акция против «космополитов»: из творческих организаций выгоняли, репрессировали евреев-писателей, художников. Последняя, отдающая клинической патологией кампания против «врачей-вредителей» уже была откровенно антисемитской.

Не хотят признавать ущерб

Депутат сейма Вилия Алекнайте-Абрамикене признала, что историкам и политикам Литвы трудно соперничать с центрами дезинформации и фальсификации истории на Востоке, которые щедро финансирует Кремль.

«Разумеется, нам нужно было бы действовать поактивнее. Можно порадоваться, что на Западе начинают понимать, что сталинизм был не лучше нацизма. Долгое время западный мир видел только предложенную Россией картину событий в Восточной Европе», — сказала В. Алекнайте-Абрамикене.

Депутат утверждает, что российские историки оправдывают преступления Сталина также из-за того, чтобы было возможным обосновать современные имперские тенденции режима В. Путина. Но главным образом, по её мнению, Кремль не хочет брать на себя ответственность за преступления коммунистического режима в годы оккупации Литвы, других стран Балтии и платить компенсацию. Поэтому они и стараются изобразить события трагической эпохи так, что литовцы сами попросили вывезти себя, чтобы только не стать пособниками нацистов.


Источник «Lietuvos rytas».

Перевод — Фонд «Историческая память»