Близится к завершению процесс заключения соглашения с Польшей о малом безвизовом пограничном движении между Калининградской областью РФ и Северо-востоком Польши. Оптимисты рассчитывают на заключение его летом, реалисты, прекрасно понимающие, что даже бюрократы летом отдыхают, ожидают данный акт ближе к концу года. В любом случае, «лед тронулся, господа присяжные заседатели». Теперь самое время спокойно посмотреть на процесс, его результат и перспективы дальнейшего развития.
Для этого надо вернуться на 8 лет назад, когда калининградцы в одночасье потеряли одну из немногих своих привилегий – право на безвизовые поездки в Польшу и Литву. Присоединение к ЕС и пресловутому «шенгену» поставили крест на общедоступных поездках в Миколайки в выходные и легальной возможности слегка заработать, просто переехав Неман с полным баком горючего, бутылкой водки блоком сигарет.
С 2004 г. поездки из Калининграда в сопредельные страны стали возможны только при наличии виз. В порядке общепринятой дипломатической компенсации, Россия ответила симметрично. Возведение новых барьеров на границах ЕС и «внешнего мира» аргументировалось необходимостью борьбы с нелегальной миграцией, контрабандой и прочими напастями. Статистика уныло свидетельствует о том, что калининградские рубежи, как до, так и после введения виз, пытается пересечь две-три сотни граждан. Большинство из которых те же поляки, пытающиеся пронести мимо своей таможни лишний блок дешевых сигарет.
Рассказы о миллиарде китайцев, которые нависают над бедной Польшей в районе российско-польской границы, так и остались продуктом творчества бывшего директора польской контрразведки.
В свою очередь, интернациональные «бригады» контрабандистов должны сказать спасибо борцам за чистоту «шенгена». Число самодеятельных конкурентов среди челноков упало, вместе с общим числом оных. Ну а контрабанда из Калининградской области в Литву продолжает литься рекой. Диспаритет цен мотивирует контрабандистов с обеих берегов Немана гораздо сильнее всех призывов к патриотизму и угроз уголовного преследования.
Сейчас в качестве великого достижения подается частичное возвращение к состоянию до 2004 г. Тогда мы могли ездить по всей Польше, теперь пространство проникновения ограничено северо-восточным регионом страны. Да и за получением льготного разрешения на въезд все равно придется обращаться в польское генкосульство, и платить сумму в два десятка евро. Как и всякое послабление, нынешнее «малое безвизовое приграничное движение» ориентировано на интенсификацию экономических и человеческих контактов между жителями порубежья.
Для Польши ее северо-восток – сплошная головная боль, зона устойчивой депрессии или, в лучшем случае, стагнации. Полякам очень хочется, чтобы калининградцы больше приобретали местных товаров и пользовались услугами гостиниц, ресторанов и т.д. Ради достижения этой цели они готовы включить в приграничье даже Гданьск, расположенный за двести километров от разделительной линии между Польшей и Россией.
Литва, напротив, занимает предельно осторожную, говоря мягко, позицию. Если бы в положении о малом безвизовом движении была бы рекомендована норма не в 30 км, а на выбор – 5,10 или 30, то можно не сомневаться, что Вильнюс предложил бы ввести безвизовое перемещение именно на глубину 5 км. Перед нами классический примат политики над экономикой. Находящийся у власти в Литве альянс партий во главе с консерваторами проводит откровенно враждебную России политику. Отсюда и скандалы с «Газпромом», и бесконечные нападки на БАЭС. Чтение части литовской прессы просто находка для практикующегося психиатра. Редкий по концентрации поток взаимных обвинений в работе «на Кремль», разоблачений козней если не Москвы, то ее главного инструмента «Газпрома».
По исполнению все это очень созвучно внешнеполитической риторике правых из польского «Права и справедливости». Только в Польше они в оппозиции, а в Литве – у власти. Кроме того, Вильнюс опасается притока более дешевых подакцизных товаров – бензина, спиртного, табака – из-за российских и белорусских рубежей. Хотя, как уже сказано выше, контрабанде в промышленных масштабах все приграничные ограничения нипочем. От них страдают только законопослушные граждане.
В истории о «малом приграничном безвизовом движении» есть еще немало подводных камней. Один из них заключается в контроле за соблюдением пусть широких, но все-таки не безграничных пределов территории, на которую распространяется данная льгота. Не станут же поляки создавать в 150 км. от основной еще одну на сей раз «льготную» границу? Это дорого и глупо.
Ну а кто помешает лихим калининградцам попробовать прокатиться за пределы «льготной» резервации? Или даже не лихим, обыкновенным гражданам. Как они должны узнать, что приближаются к зоне, для которой нужен «нормальный шенген», иначе они рискуют превратиться не в крыс, а просто в невъездных в ЕС минимум на 5 лет.
Вероятно, на практике отлов льготников будет проводиться местными полицейскими силами в ходе проверки автомобилей с калининградскими номерами или просто граждан, выражающихся на «великом и могучем». Что открывает новые коррупционные горизонты для польских стражей порядка.
О том, что приграничные льготы когда-нибудь трансформируются в безвизовое перемещение по просторам ЕС, речи не идет. Это вообще два параллельных процесса. «Приграничное движение» предусматривалось ЕС и раньше, но к практической реализации его подошли только после того, как интерес к теме проявил еще кто-то, помимо русских. В нашем случае – поляки. Движение к безвизовому перемещению граждан между ЕС и РФ, по определению будет делом непростым и длительным. И сейчас для него очень неудобное время.
В результате странной «зари свободы и демократии» на Арабском Востоке чрезвычайную актуальность приобрел вопрос о борьбе с нелегальной миграцией. Вслед за Францией элементы контроля на своих рубежах ввел еще один член Шенгенского соглашения – Дания.
Европол – бюрократическая структура, призванная координировать деятельность правоохранительных органов ЕС – раскритиковал саму идею о безвизовом режиме с Россией уже под другим соусом. Из запасников вновь вынута слегка побитая молью страшилка про «русскую мафию». Для сохранения политкорректности в этом перечне упоминаются также преступные организации с Украины, а также румынские и болгарские мафиози. Но этот прием ни кого не должен вводить в заблуждение. Болгария и Румыния – члены ЕС и НАТО. И как бы не обстояли у них дела на фронте борьбы с криминалитетом, политическое решение о принятии их в шенгенское пространство уже почти принято.
Чего не скажешь о России. Нам еще долго предстоит томиться в предбаннике консульств и посольств. Несмотря на все приятные слова наших европейских партнеров. Только один из них, эмоциональный президент Франции Николя Саркози честно назвал реальный срок решения вопроса о безвизовом режиме.
10-15 лет.
Вот тогда, в районе 2020-2025 гг. тема отмена виз перестанет быть морковкой, которую машут перед носом нашей дипломатии, побуждая ее к компромиссам.