Симметричное введение Евросоюзом 72-часового безвизового режима для россиян, прибывающих в Европу на круизных лайнерах, резко увеличит приток российских туристов в страны Балтийского региона. Такое мнение «NewsBalt» высказал генеральный директор калининградской туристической компании «Балтма Турс» Альберт Прохорчук.
В настоящее время иностранцы, путешествуя на круизных лайнерах, имеют право в рамках экскурсионной программы посещать Россию без визы 72 часа (трое суток). Следует отметить, что это сугубо российская односторонняя инициатива, которая уже принесла ощутимый результат. По данным МИД РФ, только Санкт-Петербург в 2010 году дополнительно принял 500 тыс. безвизовых иностранных туристов. Многие из «трёхсуточников» успели даже съездить в Москву и посмотреть Красную площадь.
Прогнозируя число туристов из Калининградской области, платежеспособных поехать в страны Балтийского региона в случае введения режима «72 часа без визы», Альберт Прохорчук сказал:
— Поток туристов однозначно увеличится, и вот почему. Уже с этого года мы начинаем активно использовать новую водную транспортную артерию между Балтийском и польской Гдыней. Эта артерия одновременно и старая, и новая, поскольку всё началось с так называемых «пьяных паромов». Такие суда в Польше работают, как магазин Duty Free. Как только паром пересекает в Балтийском море экономическую зону Евросоюза, на борту открываются магазины беспошлинной торговли. Поляки спокойно отовариваются, судно приходит в Балтийск, а затем, после пограничного и таможенного оформления, идёт обратно в Польшу. Так вот, с этого лета такие паромы станут обычным транспортным средством для калининградцев с шенгенской визой. Этот маршрут дешевле и быстрее, нежели на автобусе. Паром идёт всего 3,5 часа из Балтийска до центра Гдыни! И вам не надо стоять на границе.
С режимом же «72 часа без визы» экскурсии в ожерелье польского Трёхградья (Гданьск, Сопот, Гдыня. — «NewsBalt») станут реальностью для россиян. Такие дневные туры по себестоимости будут бюджетными для туристов как из Калининградской области, так и из России. Если же это экстраполировать на Санкт-Петербург с его выходами на Хельсинки и Стокгольм, то, как говориться, только пароходы закупай.
Российские власти уже неоднократно высказывались на международных переговорах об аналогичном упрощении Евросоюзом визового режима. В частности, 30 марта 2011 года в Стокгольм вице-премьер Сергей Иванов, говоря о 72-часовом безвизовом режиме для шведов, выразил надежду на ответный шаг со стороны Швеции. Премьер-министр Владимир Путин, будучи в Стокгольме 28 апреля, назвал молчание Швеции в этом вопрсое «нарушением принципов взаимности». «Мы пошли навстречу нашим партнёрам, сделали опережающий шаг в расчёте на то, что наши партнёры и в Швеции, и в других странах Евросоюза увидят, оценят этот шаг и тоже сделают соответствующее телодвижение вперёд в решении этого важного вопроса», — сказал Путин.
Вместе с тем, Альберт Прохорчук констатирует, что иностранные пассажирские суда заходят в Калининградскую область всё реже и реже.
— Если в 1994 году Калининградскую область посетили туристы 43 лайнеров в рамках балтийские круизы, то в этом сезоне – всего 4 судна, — уточнил Прохорчук.
По мнению руководителя «Балтма турс», причины исключения Калининграда из круизных маршрутов – «усложнённая процедура оформления».
— Круизные менеджеры говорят нам, что в Петербурге и Калининграде очень хорошие показатели выходов туристов. Если, например, в Риге организованно выходят 30-40% туристов, то у нас – 90-95%. С другой стороны есть информация, что сами судовладельцы рекомендуют не заходить в Калининград из-за усложнённой процедуры оформления. К примеру, в Клайпеде ты бросил трап и всё, а у нас надо пройти пограничников, таможню, врачей. Теперь нам добавили ещё и миграционную службу. Иностранец должен оформить миграционную карточку. А ведь турист выходит из круизного лайнера на калининградскую землю буквально на 6 часов, посмотреть Кафедральный собор с могилой Канта, музей янтаря и филармонию. Налицо – противоречие в российском законодательстве, поскольку в одном нормативном акте указано, что иностранец должен быть зарегистрирован в России в течение трех суток, а в другом постановлении написано, что пассажиры судов в любом случае должны предоставлять миграционные карточки. Конечно, в Петербурге такие же законы, но там построен огромнейший круизный порт – Морской фасад. Там пароходы стоят по три дня.
Нельзя сказать, что Калининград опустил руки, сетуя на несовершенство законодательства. Развитие идёт. В частности, в этом году планируется 14 заходов речных судов по Вислинскому и Калининградскому заливу по маршруту: Гданьск – Крыница-Морска – Фромборк – Калининград. Публика – в основном, швейцарцы и англичане.
Справка «NewsBalt». Туристическая компания «Балтма Турс» специализируется на морском туризме, в частности, в Балтийском море. Гендиректор «Балтма Турс» Альберт Прохорчук входит в правление Российского союза туриндустрии.