Через два дня – с 1 июля 2011 года – Польша начинает председательство в Европейском Союзе. Бывший официальный представитель МИД России в Калининграде (1995-2002) Артур Кузнецов выступил перед калининградскими студентами-историками с лекцией-дискуссией на эту злободневную тему. Корреспондент «NewsBalt», участвующий в дискуссии, приводит самые яркие выдержки из речи экс-дипломата.
— Европейский Союз в настоящее время переживает очень глубокий системный кризис. Я назову главные его проявления, с которыми Польша, став председателем в ЕС, не может ни считаться. Прежде всего, это кризис в области зоны евро. Причиной этого кризиса стали слабый контроль со стороны центральных институтов Евросоюза и отсутствие единой экономической политики. Реальным достижением европейской интеграции является пока что единой экономическое пространство, которое также еще необходимо совершенствовать и это выпадает на долю председательства Польши в Евросоюзе.
Второе – это Шенгенский кризис. Он, конечно, менее масштабный, но не менее острый, чем валютный. У этого кризиса – две ипостаси. Во-первых, введение неэпизодического права контроля на внутренних границах Евросоюза становится всё большей реальностью. Вчера, в частности, парламент Дании должен был голосовать за поправки, ужесточающие контроль на таможенной границе. Во-вторых, создан прецедент в виде непринятия в шенгенский клуб двух государств – Румынии и Болгарии, несмотря на то, что они прямо-таки рвутся в ЕС и очень раздражены тем, что их не принимают. ЕС прислушался к Европолу, который опубликовал своё мнение, что принятие Болгарии и Румынии в Шенген увеличит приток нелегальных мигрантов.
Кстати, этот же посыл мешает России достичь с Евросоюзом безвизового пространства, поскольку во всех докладах и статистических отчётах – а это я сам видел – Россия стоит на втором месте после Афганистана, как источник распространения нелегальной миграции в ЕС. Пока этот страх у европейцев не будет преодолен, вопрос о безвизовом пространстве между Россией и ЕС останется висеть в воздухе.
Третий кризис – крах европейской политики соседства. Происходящие события в Северной Африке и на Ближнем Востоке и так называемая «Арабская весна народов» выявили, что политика соседства ЕС является всего лишь декларацией, слабо подкреплённой конструктивными проектами и финансами. Уже подсчитано, что один житель Египта получал финансовой помощи от ЕС в 15 раз меньше, чем молдаванин.
Четвёртая проблема для Евросоюза – это перезагрузка, как сейчас можно говорить, между США и ЕС. И здесь идет речь об абсолютно фундаментальных изменениях. Мы до сих пор не знаем, кто же создал Европейский Союз. Первый председатель Европарламента Поль-Анри Спаак любил шутить, что Европу объединил Сталин. Это серьёзная шутка, поскольку в послевоенные годы СССР европейцами воспринимался как угроза, что в конечном итоге помогло решить свои противоречия и консолидироваться.
Но если всё же внимательно посмотреть и задуматься, то Европу объединили США. Это был их проект, чтобы совместно противостоять Советскому Союзу в период холодной войны. Достаточно сказать, что основу европейской интеграции написали американцы. Нет ни одного значительного европейского учёного, который бы отметился по этой теме. Но сегодня происходит обратное: Соединённые Штаты теряют интерес к Евросоюзу. Точнее, они вынуждены переносить свои интересы на Азию и Китай. А Китай в свою очередь думает о Европе.
Отсюда следует ещё одна важная проблема ЕС – военная. Буквально завтра в отставку уходит министр обороны США Роберт Гейтс. Перед уходом он разоткровенничался в СМИ, что до сих пор США несли расходы на 75% по НАТО, но у американцев может закончиться готовность содержать и далее военную Европу. Гейтс даже сказал, что у североатлантического военного партнёрства достаточно мрачные перспективы. В этом смысле Евросоюзу придётся принимать очень болезненное решение по созданию европейской военной идентичности. А это вопрос крайне не популярный у европейцев.
Вот в такой атмосфере Польша вступает в председательство в Евросоюзе. В связи с этим активный польский политики, член Европарламента Яцек Сариуш-Вольский уже сказал, что «председательство в Евросоюзе всегда и для любой страны было вызовом, однако в случае с Польшей имеет место кульминация вызовов».
Председательство Польши в Евросоюзе длится с 1 июля по 31 декабря 2011 года. Это вторая половина года, в которой насчитывается большое количество пустых дней. С середины июля до почти середины сентября — время отпусков брюссельского политбомонда. А с середины декабря, к Рождеству происходит, как пишут в тамошней прессе, «полная эвакуация Брюсселя». Времени полякам решить дела в Евросоюзе остаётся катастрофически мало.
Более того, в октябре в Польше состоятся национальные парламентские выборы. Здесь двойная интрига. Во-первых, сам по себе технический вопрос – насколько председательство в ЕС затруднит польскому административному аппарату провести выборы в сейм, а во-вторых, что же произойдёт, если выборы выиграет оппозиция, которая сильна в Польше. А не секрет, что именно оппозиция, как говорят в польской прессе, «абразивна» по отношению к Евросоюзу.
А теперь голые цифры: с 1 июля по 31 декабря Польше предстоит провести 12 технических встреч по обсуждению финансового плана ЕС на следующие 7 лет. В таких условиях правительство Польши сделало следующий шаг – пригласило в союзники знаменитую американскую фирму Burson & Marsteller, которая специализируется на международном пиаре и нестандартных маркетинговых ходах. Её услугами, кстати, пользовался в своё время Михаил Ходорковский. Всё красноречиво это говорит о том, в каком состоянии находится сейчас хозяйство Евросоюза. Без американцев им снова не обойтись.
Польша уже объявила свои приоритеты во время председательства в ЕС. На первом месте почётно стоит экономика, затем идёт политика соседства и – внимание! — военная составляющая. Конкретно – создание так называемых боевых групп, своего рода современной европейской армией.
Но насколько военная составляющая согласуется с европейскими приоритетами, которые назывались раньше? В частности, президент Евросовета Херман Ван Ромпёй не так давно назвал 5 проблем, которые стоят перед европейцами. Это угроза терроризма, стабильность рынков, обеспечение энергией, изменение климата и борьба с киберпреступностью.
Как видно, военная проблема не чётко выделена. Более того, некоторые государства Европы, в частности, Германия придерживаются концепции «мягкой силы». Германия, например, не голосовала за резолюцию Совета безопасности по Ливии. Концепция «мягкой силы» зиждется на том, что военные успехи теперь уже не консолидируют нацию. Насколько Польша считает приоритетом военное дело – вопрос достаточно щекотливый, поскольку военная сфера страшно коррумпирована! Почему сейчас гибнет Греция? Дело в том, что Греция приобрела ненужные ей подводные лодки у Германии. Истрачены были гигантские, миллиардные деньги.
Конечно, решать Польше. Наверное, военная промышленность Польши получит большие заказы, больше будет создано рабочих мест. Но главное, чтобы это не повредило самой Польше, говорю это, как друг польского народа.
Также по теме:
Польша рассчитывает отменить визы калининградцам за время своего председательства в ЕС