В конце минувшего года специально созданная межведомственная группа пришла к выводу: Литве необходимо диверсифицировать энергоисточники. Для чего рекомендуется построить терминал сжиженного газа. Подобные уже давно эксплуатируются по всему миру.
Это – кратенько — суть почти десятистраничного отчёта авторитетного органа. В нём говорится и об энергетической независимости, и о соответствующих директивах Евросоюза, делаются намёки на диктаторскую ценовую политику монополиста-поставщика газа и пр.
Думается, напрасно в Литве идёт политизация рядового энергетического вопроса. Ведь если отбросить политику, то в сухом остатке получится чистая экономика. А она, как известно, требует трезвого и вдумчивого счёта.
Зависеть от одного продавца, каким хорошим он бы ни казался, безусловно, неразумно, поскольку отсутствует пространство для манёвра. И не только и не столько потому, что этот «злой» монополист может в один момент закрутить кран (Литве «Газпром» в этом отношении не в чем упрекнуть), а потому что просчитать все риски просто невозможно, что и доказала авария с нефтеплатформой в Мексиканском заливе. А где гарантия, что нечто подобное не случится на газовом месторождении, на газопроводе, что не изменится резко ситуация в тех странах, через которые проходят трубы? Ну, и потом, на любом базаре вам скажут, что при отсутствии выбора цену товара диктует монополист.
Ну, а если о политике, то добрые, соседские, более того – партнёрские отношения – основа, извиняюсь за банальность, успешного бизнеса.
Начали с нуля
Роландас Зукас, симпатичный молодой человек, представитель новой генерации топ-менеджеров, учился в Вильнюсе и Каунасе, стажировался за границей, знает языки. С политикой ничего общего не имеет, занимается вполне конкретным делом – энергетикой. И довольно успешно: ещё в начале этого года служил рядовым менеджером в одной из столичных электрических компаний, а вот теперь он – директор терминала сжиженного газа. Дирекция как таковая — в процессе становления, и потому у Роландаса каждый час расписан на много дней вперёд.
— Пока я в одном лице, параллельно веду подбор кадров (тут важно не ошибиться) и организую практические шаги по реализации намеченного проекта, — извиняется директор за неудобное время нашей встречи – после рабочего дня.
Начать с нуля – принятое выражение тут подходит как нельзя лучше. Ведь не было не только дирекции, это дело, как говорится, наживное, но даже представления о том, что следовало строить.
Пришлось копаться в технических журналах, лазить по необозримой мировой паутине, чтобы поставленная абстрактная задача стала обрастать плотью конкретики.
Следует начать с контрольных цифр. Вот главная: терминал должен обеспечить приём 2 млрд кубометров сжиженного газа, как подчёркнуто в отчете межведомственной группы, на первом этапе. Это означает, что в дальнейшем возможно увеличение его мощности. Ориентировочная стоимость проекта — без малого 1 млрд литов, причём с учётом финансовой помощи Евросоюза.
И это практически вся конкретика. Многие цифры условны, поскольку не определён не только тип терминала, но и место, где он встанет. Подобных комплексов в мире уже построено множество – в Бразилии и Алжире, странах Персидского залива и Западной Европе, строят их и наши соседи в Польше и Швеции. Есть гигантские — на десятки миллиардов кубов, и скромные, где счёт идёт на единицы. От мощности во многом зависит и тип: наземные, морские, смешанные.
Зукас выводит на экран компьютера терминал, построенный норвежцами в Алжире. На первый взгляд, два специфических судна с большими полусферами на палубе (отличительный знак газовозов) в связке бортами.
Роландас поясняет: одно из них — приёмная матка (она намертво закреплена ко дну), на которой смонтировано оборудование по превращению сжиженного и охлаждённого почти до минус двухсот градусов газа в удобную для транспортировки по трубопроводу аморфную среду. Баржа-матка может служить так же в случае необходимости временным газохранилищем. Впрочем, появились в последние годы суда, которые операции по превращению газа в удобный для перекачки продукт проводят у себя на борту.
Свиной горб или «поплавок» возле Куршской косы?
Непростую задачу с пятнадцатью неизвестными предстоит решить и в отношении места строительства. Межведомственная группа определила полтора десятка возможных вариантов: от причалов в северной части порта до песчаного островка, называемого Свиным горбом, — в противоположной стороне гавани. Промежуточные варианты — «поплавок» возле Куршской косы или между Палангой и Бутинге, где уже много лет успешно действует нефтетерминал…
Сплошные загадки, каждая из которых стоимостью в десятки миллионов литов.
— Экономичность, безусловно, важна, но не меньшее значение имеют вопросы экологии (особенно это актуально для Куршской косы), безопасность производства и условия мореплавания, поскольку операции со взрывоопасным продуктом предполагается проводить рядом с жилыми кварталами, в порту, который ежегодно посещает более восьми тысяч судов и интенсивность движения по фарватеру приближается к максимуму, — рассуждает Зукас. — Собственного опыта у нас нет, потому привлекаем большую группу экспертов из стран, его имеющих – Норвегии, Англии, Голландии… После формирования дирекции ведущие специалисты обязательно побывают на одном из комплексов, похожем предположительно на наш. Когда будут определены базовые моменты — что и где строить, объявим конкурс на проектирование, а затем и на строительство. Через четыре года газ должен поступить в Литву морем. Убеждён — так и будет.
А «дровишки» откуда?
Прежде чем что-то купить, предусмотрительный хозяин хорошенько изучит наличие товара.. Сегодняшний рынок (точнее, биржа) газом располагает в изобилии, и хотя зимой его потребление увеличивается, свободные объёмы есть и в Африке, и в Азии, и в Латинской Америке. Речь идёт прежде всего о сжиженном продукте. На стремительно растущий спрос таких промышленных гигантов, как Китай и Индия, охотно откликается такой же газовый гигант, как Россия, располагающая самыми большими запасами в мире и запустившая недавно в действие мощный комплекс сжиженного энергопродукта на острове Сахалин. Так что с «дровишками», выражаясь языком Некрасова, в ближайшем будущем проблем не предвидится.
Не внушают опасений и средства доставки. Объём операций с сжиженным газом растут ежегодно в среднем на пять процентов, но свободных мощностей газовозов пока достаточно. Впрочем, что такое два миллиарда кубов в год? Это чуть больше, чем один газовоз в месяц ёмкостью полторы сотни тысяч кубов. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с такими странами, как, допустим, Франция или Испания, получающими по морю из Алжира и Ливии голубого топлива в десятки раз больше.
Клайпедский комплекс поможет решить ещё одну проблему: проблему энергоизоляции Литвы от Евросоюза. Планируется проложить трубопровод Клайпеда-Юрбаркас, по которому газ потечёт на восток страны, а от Юрбаркаса рукой подать до Польши, где заканчивается строительство своего газового терминала. А ветка трубы до Латвии позволит включить в объединенное энергокольцо Евросоюза Польшу и страны Балтии. Тогда уже не только, допустим, Польша (а через неё и весь Евросоюз) может помочь в трудную минуту Литве, но и Литва – Польше и Евросоюзу в целом.
— Энергетическая изоляция Литвы – вещь с далеко идущими последствиями. Мне приходилось постоянно сталкиваться с этим в моей прежней работе, — говорит Зукас. — Когда потенциальные инвесторы с Запада сталкивались с этим фактом, с сожалением разводили руки: в таких условиях трудно работать. Это понятно: риски с каждым годом растут, планка нестабильности повышается, и никто не хочет ввязываться в рискованное дело. После сдачи газового терминала шансы Литвы на привлечение зарубежных инвестиций, безусловно, заметно вырастут.
Стоит ли овчинка выделки?
Обретение газовой независимости, присоединение к газотранспортной системе Евросоюза – всё это бесспорные плюсы как в политическом, так и в экономическом плане. Однако что получит от этого масштабного проекта тот, кто находится на другом конце газопровода – потребитель? Стабильность поставок — утверждают в своем отчете члены межведомственной группы.
Спору нет, гарантированные поставки голубого топлива переоценить трудно, но есть и вторая, не менее важная составляющая — цена.
Цена – категория исключительно непостоянная, она меняется не только в зависимости от сезона (летом — ниже, зимой — выше), но и от соотношения рынков природного и сжиженного газа: падение цен на одном, как правило, ведёт к снижению на другом. Хотя бывают и исключения, вызванные авариями или террактами на магистральных трубопроводах.
С другой стороны, растёт стоимость фрахта газовозов из-за действий сомалийских пиратов, перекрывающих самые оживлённые маршруты доставки углеводородов из зоны Персидского залива. Поэтому можно говорить только о цене здесь и сейчас — через полчаса она может измениться.
Если не вдаваться в детали, то стоимость газа, получаемого по трубам, и сжиженного примерно одинакова. Литва сейчас получает газ по цене в районе трёхсот долларов за тысячу кубометров. Зукас считает, что сжиженный аналог потребителю у домашней плиты обойдётся не дороже. Хотя тщательный анализ рынка показал: у трейдеров (перекупщиков) его можно приобрести в три раза дешевле. Но эта цена обставлена таким частоколом дополнительных условий (длительность контракта, способ и место поставок, виды и цена транспортировки и пр.), что вспоминается известная поговорка о скупом, который платит дважды.
По долгосрочным контрактам цена ниже, как и у тех, кто держит значительную часть рынка, например, у Катара, на долю которого приходится едва ли не половина мирового объема жидкого голубого топлива.
Разумеется, я не мог не спросить директора и об участии в этом проекте Беларуси, о чём много говорилось в минувшем году. Роландас развёл руками: пока об этом ничего конкретного не известно. Да, разговоры были, интерес белорусы проявляли, но ситуация, насколько он информирован, изменилась, а с нею и интерес к строительству собственного терминала сжиженного газа. Хотя теоретические возможности остаются, ведь в выводах экспертной группы говорится пока о первой очереди, значит, его развитие допускается…
А конкретная работа по реализации проекта уже началась. Дирекция морского порта уже решила вопросы по включению в свою акваторию острова Свиной горб, который пока рассматривается в качестве вероятного места строительства нового терминала.