Александр Рар: Новый поворот в энергетике: назад к «Газпрому»

«NewsBalt» перевёл публикацию известного немецкого политолога о том, почему у энергетического альянса между Россией и ЕС открываются «превосходные перспективы».

С момента экономического подъема в России в начале прошлого десятилетия, российские концерны пытались совершить приобретения, которые позволили бы им выйти на европейский рынок. Их выгнали — по политическим причинам. Однако сейчас русских инвесторов в Германии привечают — прежде всего в сфере энергетики. Контуры стратегического партнерства между Россией и ЕС прорисовываются все четче.

«Газпром» в образе злодея

В прошлые годы российский энергетический концерн «Газпром» частенько подозревали в попытках шантажировать Европейский Союз при помощи «газового ружья». Из-за этого ЕС занялся диверсификацией своего энергорынка. Казалось, что ликвидация всяческой зависимости от экспортного газа из России стала ведущей линией политики европейского энергоснабжения. В энергетической концепции правительства ФРГ, представленной в 2010 году, едва упоминался природный газ. В пакете ЕС-овских законов по либерализации энергорынка, который вступил в силу в начале 2011 года, чётко звучало отрицание планов российских энергетических предприятий, направленных на включение в цепочку создания добавленной стоимости на европейском рынке. Государства Центральной и Восточной Европы, члены ЕС, собирались вообще полностью отказаться от газа из России. Заменить его предполагалось на сырьё из Центральной Азии, которое в будущем должно поступать по газопроводу «Набукко», и на дорогой сжиженный газ, импортируемый из США посредством специальных танкеров. Но после атомной катастрофы на Фукусиме и последовавшего после этого выхода Германии из атомной энергетики, впереди забрезжил ренессанс природного газа.

Возрождение природного газа

До тех пор, пока не произойдёт действительного технологического и экономического прорыва в развитии возобновляемых источников энергии, Германии придётся обеспечивать свой энергетический баланс, прежде всего, посредством импорта газа. На «Газпроме» уже потирают руки. Ведь казалось, что энергетическому альянсу между Россией и ЕС, предложенному президентом Путиным десять лет назад, пришёл конец — но сегодня у него открываются превосходные перспективы.

На германо-российском саммите, прошедшем в середине июля в Ганновере, главной темой было переплетение между европейским энергетическим хозяйством и Россией. В Восточном комитете германской экономики родилась идея нового сырьевого партнёрства с Москвой. Германия могла бы поставлять суперсовременные технологии — а в ответ Россия открыла бы Германии доступ к своим богатым сырьевым резервам и полезным ископаемым. Судя по первым расчётам, после выхода из атомной энергетики Германия должна будет в ближайшее время на 20-30% увеличить импорт газа. Для «Газпрома» это — не проблема. Тамошние менеджеры уже предложили добавить третью транспортную ветку к балтийскому газопроводу.

Новые сплетения

У канцлера ФРГ Ангелы Меркель идея усиления «Северного потока» не вызвала энтузиазма, но экономика лучше понимает новые вызовы. Так, концерт RWE принял решение о кооперации с «Газпромом», которая обеспечивает немецким энергетикам приток импортного газа из России для обслуживания будущих электростанций на газовом топливе. «Газпром» будет участвовать в их эксплуатации, что приближает его к достижению стратегической цели — продавать газ прямо «в конфорки» своим европейским клиентам. «Винтерсхалл» («Wintershall»), дочернее предприятие концерта БАСФ, стало вторым по важности партнером «Газпрома» при строительстве «Южного потока». А «Е.ОN», который ещё буквально в прошлом году спорил с «Газпромом» о дороговизне цен на русский газ, похоже, задумывается о том, чтобы передать «Газпрому» собственные доли в Германии и таким образом открыть перед русским энергетическим гигантом двери на Запад.

В то время, как часть немецкой общественности возмущалась известием о планируемом вручении премии «Квадрига» российскому премьер-министру Путину и из «моральных» соображений подвергала сомнению стратегическое партнёрство с Россией, на экономическом уровне необходимые стратегические сделки между Берлином и Москвой становились всё прочнее.

Прощальная песня «Набукко»

Энергетический поворот в сторону России требует двух жертв. Первая — это Украина. Ей угрожает опасность потери уникального стратегического значения внутри энергоальянса России и ЕС. Киеву нужно немедленно модернизировать систему транзита газа, но в Украине на это денег нет, при этом Киев не желает уступить хотя бы часть этой системы в пользу России или ЕС. Так возникают трубопроводы, ведущие в обход страны транзита.

Вторая жертва энергополитического поворота — трубопровод «Набукко» (Nabucco). Для Евросоюза это ключевой проект, но он напрямую конкурирует с «Южным потоком». Одним из крупнейших инвесторов «Набукко» является RWE. Станет ли начинающийся альянс с «Газпромом» для RWE поводом переметнуться на другую сторону? В строительстве подобных гигантских газопроводов решающими являются три аспекта: объём газа, финансирование строительства и политическая воля. В отношении «Южного потока» все эти вопросы выяснены. Газа в России достаточно, «Газпром» располагает необходимыми средствами на строительство, а правительство России путём политических переговоров прокладывает для этого газопровода дорогу через Турцию и Балканы в сторону ЕС. Но, что касается «Набукко», то там пока вырисовываются лишь знаки вопроса по всем пунктам. Прилегающие к Каспию Азербайджан и Туркменистан до сих пор не могут предоставить гарантии на требуемые объёмы газа, интернациональный консорциум по строительству «Набукко», судя по всему, разваливается, да и внутри ЕС ожидаемый консенсус всех государств по отношению к проекту не складывается.

Справка «NewsBalt». Александр Рар является руководителем центра имени Бертольда Бейца — центра компетенции по России, Украине, Белоруссии и Центральной Азии в исследовательском институте при Германском совете по внешней политике (DGAP).


Оригинал: Dgap.org.

Перевод: Светлана Колбанёва специально для «NewsBalt».