Сегодня, 1 июля, Польша официально начинает председательствовать в Европейском союзе. Накануне этого знакового события, 30 июня, в Варшаве прошла грандиозная акция протеста под лозунгом «Политика ваша, бедность – наша», собравшая, по разным оценкам, от 30 до 50 тыс. человек.
Масштабная демонстрация, конечно же, не имеет прямой связи с предстоящим председательством в ЕС, однако как на ладони символизирует сегодняшнюю польскую действительность. По мнению ряда экспертов, именно острейшая внутренняя политическая борьба (осенью грядут выборы сейма с жёстким противостоянием правящей партии Бронислава Комаровского и Дональда Туска и оппозиции Ярослава Качинского) помешает Польше сделать что-либо значимое в общеевропейской политике.
Тем не менее, рассмотрим, чего конкретно может добиться новый европейский «халиф на час» в отведённое ему время – с 1 июля по 31 декабря 2011 года. Если отстраниться от заявленных кондовых приоритетов председательства Польши в ЕС в виде евроинтеграции и энергобезопасности, то мы видим три чётких вектора, куда поляки направят свои силы в ближайшие полгода. Это Украина, Россия (с прицелом на Калининград) и США.
Украину «поведёт за ручку» в ЕС
Без сомнений, польские власти используют европредседательство для максимального приближения Украины к Евросоюзу. В этом единодушны и правящая, и оппозиционная элиты Польши. Подтверждений тому масса. Например, премьер Туск ждёт «пропуска в Брюссель», чтобы подписать с Украиной соглашение о создании зоны свободной торговли, а его оппонент, лидер оппозиционного «Права и справедливости» Ярослав Качински заявляет, что был бы этим польско-украинским соглашением «очень доволен».
Брат погибшего президента Леха Качинского вообще считает, что настаивать на предоставлении Украине перспективы членства в Евросоюзе — это «польская миссия».
А польский посол при Совете Европы Пётр Свитальски, выступая на днях в Калининграде, прямо предвосхитил события. Рассуждая об отношениях между Евросоюзом и крупными странами, не входящими в ЕС, дипломат перечислил эти государства — Россия, Турция, Украина — с репликой к последней: «Пока она еще не в Евросоюзе…»
«Польская миссия» к Украине сквозит и в околополитических сферах. Уже заявлено, что во время проведения чемпионата Европы по футболу-2012 поляки значительно упростят процедуру прохождения украинско-польской границы. По словам замглавы МВД Польши Адама Рапацкого, между странами будет организован общий таможенный и пограничный контроль, а также «зелёный коридор» для болельщиков с билетами на матчи. Для наших соотечественников, в частности, на польско-российской границе в Калининградской области, таких поблажек не будет.
Конечно, эксперты скептически относятся к тому, что Польше удастся до конца 2011 года «привести за ручку» Украину в Евросоюз. Скорей всего, кульминацией польско-украинский отношений станет осенний саммит в Варшаве для участниц программы «Восточное партнерство». Этот проект предусматривает политическое и экономическое сближение с ЕС шести государств постсоветского пространства — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины.
Однобоко сблизится с Россией…
Следующий шаг Польши на посту председателя ЕС – сближение с Россией путём предоставления жителям Калининградской области безвизового пространства с северными воеводствами. Но это сближение получается однобоким, поскольку Варшава заигрывает лишь с ничтожно малой частью россиян.
Если уж «сближаться», то почему бы новоявленной хозяйке ЕС не инициировать в Брюсселе обсуждение симметричного введение режима «72 часа без визы» для всех российских туристов, прибывающих в Европу? Аналогичный льготный режим в одностороннем порядке введён Россией для европейских туристов.
Поэтому стоит критично подходить к недавнему заявлению главы МИДа Польши Радослава Сикорского о том, что «мы отказались от той логики, согласно которой всё, что плохо для России, хорошо для Польши».
Выходит, что Польша, «делая хорошо» Калининграду, всё равно делает плохо России, поскольку очевидно, что малый безвизовый режим между российским западом и польским севером на продолжительное время застопорит переговоры о безвизовом пространстве между Россией и Евросоюзом.
Чиновники из ЕС, и так-то не жаждущие визовых послаблений, схватятся за «калининградский приграничный эксперимент» как спасительную за соломинку. Дескать, давайте сначала обкатаем его, а потом будем понимать умом всю Россию. Сроки подобной обкатки одному Брюсселю известны.
Именно поэтому калининградский вопрос не сходит с польской повестки дня. Опять же символично, что в канун председательства Польши в ЕС, 30 июня, в Варшаве состоялось заседание российско-польской комиссии по вопросам межрегионального сотрудничества. Ее участники во главе с замминистра регионального развития РФ Максимом Травниковым с замминистра внутренних дел и администрации Польша Петром Стаханьчиком отдельным пунктом рассмотрели перспективу подписания Соглашения о малом пограничном передвижении между Калининградской области и Польшей.
… И «побряцает оружием»
По всей видимости, Польша во время председательства в ЕС рассчитывает сделать ряд реверансов в сторону Соединённых Штатов. В первую очередь, в военной сфере.
Дело в том, что Варшава всерьёз озаботилась проблемой отсутствия в Европе своей армии, призывая создавать при Евросоюзе некие боевые группы. Создание БГ мотивируется благими целями – чтобы противостоять угрозе терроризма и негативным последствиям от нелегальной миграции из стран Магриба.
Учитывая недавнее соглашение с США о дислокации американских истребителей в Польше, а также планы по развёртыванию в республике элементов штатовской ПРО, становится очевидным, откуда дует ветер.
Возможно, Варшава считает, что пока соседка-Германия придерживается концепции «мягкой силы», у Польши впервые в истории появился шанс «побряцать оружием».
В связи с этим не могу ни процитировать слова бывшего российского дипломата Артура Кузнецова, возглавлявшего представительство МИД России в Калининграде с 1995 по 2002 годы:
— Наверное, военная промышленность Польши получит большие заказы, больше будет создано рабочих мест. Но главное, чтобы это не повредило самой Польше, говорю это, как друг польского народа.
Сможет ли Польша убедить 27 стран-членов ЕС в наращивании военного потенциала, покажут следующие полгода.
Также по теме:
Польша рассчитывает отменить визы калининградцам за время своего председательства в ЕС