Вторые морские ворота Литвы заилились из-за пофигизма и коррупции

Специалисты предполагают, что работа над ошибками в Швянтойском порту встанет в копеечку величиной в сотни тысяч литов.

Литва с великой помпой отмечала открытие морского порта в местечке Швянтойя. Понаехали высокие гости, звучали торжествующие речи, рекой лилось шампанское. Событие, действительно, неординарное: страна, известная как государство одного порта, открывала вторые морские ворота в мир.

В то же время событие во многом символическое: Швянтойя в течение многих веков являлась единственным литовским портом, поскольку Клайпеда (в те времена Мемель) входила в состав Восточной Пруссии. Как сам городок, так и порт всё это время оставались сугубо провинциальными, сюда могли заходить только небольшие суда типа барж и катеров. Миллионы литов (как своих, так и полученных из Евросоюза) решительно изменили облик захолустного городишки — новые причалы, дороги, английские газоны призваны вывести порт из забвения, в том числе из международного. А представители клайпедских городских властей отмечали, что новая гавань поможет принять парусную регату, которая ежегодно собирает сотни яхт, катеров и других плавсредств со всего света и которые уже не умещаются в клайпедской акватории. Так что милости просим, обещаем сервис на европейском уровне!

Однако не тут-то было! Поверившие громкой рекламе яхтсмены столкнулись с серьёзными трудностями при заходе в порт, а иные вообще не смогли подойти к причалу из-за… малой глубины. Нет-нет, канал был своевременно расчищен, глубины были достаточны, но уже через несколько дней входной канал оказался занесён песком.

Конфуз на всю Европу! Обстоятельный анализ и выводы впереди, однако уже сейчас его можно занести в учебники в качестве классического примера непрофессионализма и разгильдяйства. Говорят, что не рассчитали силу течения и его возможности, меняющуюся в связи со строительством гидрологию побережья. Специалисты предполагают, что работа над ошибками встанет в копеечку величиной в сотни тысяч литов.

И это, к сожалению, далеко не единственный пример. Набережная реки Дане в Клайпеде, одетая недавно в бетон за миллионы литов, местами уже дала трещины. Переделываются причалы, где недостаточно качественно забит шпунт. В столице Вильнюсе градоначальники ломают головы над тем, что делать с камнем, покрывающим визитную карточку столицы проспект Гядиминаса: обошедшийся столичной казне в миллионы литов по прошествии считанных лет он стал разрушаться…

Безалаберность, пофигизм, бесспорно, причины существенные, но не единственные. Свою лепту вносит равнение на национальные кадры. Вот Клайпедский порт, здесь раньше руководители высшего и среднего звена были представлены выпускниками известнейших Одесской и Ленинградской высшей мореходки, и тогда подбор кадров шёл преимущественно по деловым, профессиональным качествам. Теперь на всех ступенях руководящей вертикали — исключительно национальные кадры, выпускники местных учебных заведений, у которых ни серьёзного опыта и традиций, ни солидной производственной базы как не было, так и не предвидится. Отсюда снижение профессионализма, качества проектов и рекомендаций.

Ещё одну и далеко не последнюю причину назвал открытым текстом Эугениюс Гентвилас, который недавно принял пост генерального директора Клайпедского порта. Это коррупция, которая на корню губит все добрые намерения. В интервью он привёл фирму «Клайпедос гидротехника», которой последние годы доставались все выгодные контракты. Дошло до того, что её руководитель в письменном виде предложил Гентвиласу двести тысяч литов за победу в предстоящем тендере. То есть подобные отношения стали нормой. И, что тоже удивительно, эта фирма не имеет ни своей техники, ни специалистов, и выполняла работы силами субподрядчиков из Польши, Латвии, России…

То есть чисто кабинетные, как теперь говорят, офисные операторы без большого труда и риска снимали пенки. И очень даже толстые. Всё это сказывалось самым прямым образом и на качестве, и на стоимости работ. Швянтойский порт – свежий тому пример. В связи с этим нельзя не вспомнить популярного героя известной песни Высоцкого, который в простоте душевной наивно восклицал: «А деньги где, Зин?!»