В Калининграде второй год действует автономная некоммерческая организация «Студенческое братство соотечественников», помогающая адаптироваться студентам из Прибалтики в российской действительности. Руководитель «Братства», в недавнем прошлом сам студент калининградского университета им. Канта Андрей Лавритов, рассказал «NewsBalt», с какими проблемами сталкивается иностранная молодёжь.
— «Студенческое братство соотечественников» в Калининграде мы зарегистрировали в конце 2009 года. Идея организации звучала необычно, поэтому калининградские чиновники почти всех инстанций задавали нам много вопросов (Андрей улыбается). Мы работаем под патронажем Клайпедской ассоциации российских граждан в Литве, которую возглавляет мой дедушка Анатолий Григорьевич Лавритов. В советские годы он служил в военной прокуратуре Балтийского флота. Мой дед давно занимается общественной деятельностью в Литве, ему не безразлична судьба молодых перспективных людей, которые переезжают из Литвы в Россию. А всё началось с бесед с родителями, от которых Анатолий Григорьевич узнал, что не всё так гладко у вчерашних школьников после переезда в Калининград.
Большинство студентов из Литвы обучаются в Балтийском федеральном университете им. Канта, который я несколько лет назад закончил. Поэтому мы сразу связались с международным отделом вуза. В этом году вышли на руководство второго крупного вуза Калининграда – Калининградского государственного технического университета. Сейчас – в августе – у нас начинается горячая пора. Приезжают литовские студенты, мы должны их встретить и прочитать первую неформальную лекцию о том, что ждёт парней и девушек в Калининграде.
— Страхи рассказываете?
— Красок не сгущаем. Просто, у прибалтийских студентов проблемы в Калининграде из года в год одни и те же. В первую очередь, это вопросы, связанные с русским языком и русской историей. Приведу самый яркий пример. На нас вышла студентка университета им. Канта, которая имела «хвосты» по истории и ей грозило отчисление. Мы связались с деканатом, объяснили, разобрались в ситуации и вопрос решился положительно. Девушка призналась, что преподавание истории в Литве велось совершенно на другом уровне. Конкретно, по истории нашей Родины вчерашние школьники очень многого не знают. Прежде всего, это касается памятных дат Великой Отечественной войны.
Подавляющее число студентов, приезжающих в Калининград, русскоязычные. Но есть и чисто литовцы. Они, конечно, разговаривают по-русски, но когда дело касается грамматики, то допускают очень грубые ошибки. Порой в наших младших классах дети пишут грамотнее.
Следующая часть проблем касается проживания в общежитии. Количество проживающих в одной комнате доходит до 5 человек, тогда как по нормативам положено, если выражаться математическим языком — 3,5 человека. Студентам из Литвы такая «демократия» не нравится, но им руководством говорится, что надо относиться к этому с терпением и пониманием. Мы не опускаем руки, пишем обращения на имя ректора университета.
Не так давно был случай, когда студентка попала в больницу, а её отказали лечить, потому что страховка, как оказалась, была оформлена ненадлежащим образом. В итоге мы связались с международным отделом БФУ им. Канта, сотрудники которого подготовили необходимые документы и девушке оказали медицинскую помощь.
— Сколько литовских студентов учится в Калининграде?
— Пока с нами общается порядка 50 студентов, в основном, из университета им. Канта. Но, конечно, их больше. Это студенты Калининградского государственного технического университета, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Мы стараемся помогать не только литовской, но и латышской и эстонской молодёжи.
— Что движет их поступать в калининградские вузы?
— Большого выбора у ребят нет. Многие выбирают между Москвой, Петербургом и Калининградом. И Калининград в этом плане для литовцев самый удобный вариант. Наш город всех ближе к Литве плюс репутация наших университетов очень хорошая.
— Какие специальности выбирают литовцы в Калининграде?
— Вопрос сложный, поскольку Россия выделяет определённые квоты, число которых ограниченно. И не бывает такого, что, скажем, на математический факультет выделено 30 мест, а на психологию – одно. Поэтому не всегда литовский студент идёт на тот факультет, который выбрал в школе.
— Остаётся ли литовская молодёжь в Калининграде?
— Многие хотят остаться, но, к сожалению, нет возможностей. Главное проблема – невозможность найти официальную работу. Законодательство таково, что в Калининграде никто официально не возьмёт на работу литовского молодого человека или девушку. Не имеет права. Мы выходили на партию «Единая Россия», нам обещали помочь озвучить эту проблему. Но вопрос заглох.
— Ваши перспективы?
— Мы планируем создать совет из числа студентов, которые непосредственно участвуют в работе нашей организации. Совет будет решать как текущие вопросы, так и организовывать культурные мероприятия для иностранных студентов. В частности, экскурсии по области. Молодёжь из Литвы мало знает историю Калининградской области, не видела её достопримечательностей. А посмотреть есть на что!
Справка «NewsBalt». Всего в вузах России в настоящее время учатся более 120 тысяч иностранных студентов.