На прошлой неделе Еврокомиссия одобрила инициативу о малом безвизовом режиме для жителей Калининградской области.
— Решение, которое предлагает комиссия, облегчит жизнь людей с обеих сторон границы, без ущерба для безопасности, — заявила еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальмстрем.
По словам еврокомиссара, в случае положительного решения соседние Польша и Литва начнут выдавать специальные разрешения для 1 млн жителей Калининградской области, что «позволит им путешествовать через границу, минуя дорогостоящие и громоздкие процедуры подачи заявлений на получение шенгенской визы». Согласно соглашению, жители Калининградской области могут беспрепятственно находиться на территории соседнего государства на расстоянии не более 30 километров от границы, в исключительных случаях — до 50 километров.
Мальмстрем напомнила, что подобный безвизовый режим действует на границе Украины и Молдавии, а также возможен на украинско-белорусской границе, но «при условии, конечно, смены режима в Белоруссии». Кроме того, по словам еврокомиссара, Россия может получить аналогичное соглашение с Норвегией.
Для вступления в силу законодательной инициативы требуется одобрение Советом министров ЕС и Европарламентом.
Эксперты «NewsBalt» высказали полярные точки зрения о перспективах малого безвизового режима для калининградцев. Так, заместитель директора Социально-гуманитарного парка Балтийского федерального университета им. Канта Вадим Смирнов, курирующий Центр общественно-политических исследований «Русская Балтика», считает, что данный режим, наоборот, станет препятствием на пути к отмене шенгенских виз для всех россиян.
— Когда велись переговоры о режиме малого приграничного движения, то было решено, что для литовцев и поляков Калининградская область будет открыта полностью – не нужна виза, достаточно некого спецпропуска, — сказал Смирнов. — С польской и литовской стороны речь ведётся о некоем симметричном жесте доброй воли – то есть калининградцев пустят без виз на сопоставимую «глубину». Но человек уж так устроен, что ему всегда мало – и обязательно найдутся те, кто решит без виз «махнуть» в Варшаву, в Краков, а то и в Берлин. Ни с польской, ни с литовской стороны не будет заборчиков, оградок – тут, мол, кончается территория для калининградцев.
По мнению Вадима Смирнова, «и вот когда калининградцев начнут «пачками» вылавливать за пределами льготной территории, тогда ЕС в ответ на очередную сто пятую просьбу России об отмене виз скажет: «Ребята, какая отмена виз? Мы же провели эксперимент с вашими «продвинутыми» калининградцами. Они наплевали на правила и без виз убежали туда, куда нельзя. Теперь все в чёрных списках, и граница на замке. Так на каком основании вы просите об отмене виз?»
— И что мы им возразим? — задаётся вопросом куратор «Русской Балтики».
В свою очередь главный редактор калининградской газеты «Дворник» Алексей Шабунин, занимающийся поблематикой малого приграничного движения (МПД), считает, что «никакой правовой связи между регламентом по МПД и визовым режимом Евросоюзом не существует».
— Регламент ЕС по МПД принят в 2006 году с целью развития добрососедских связей в регионах, с которыми граничат страны ЕС, — сказал Шабунин. — Нет никакой юридической связи между регламентом и визовым кодексом. Регламент по МПД предъявляет определённые требования к билатеральным (трилатеральным) соглашениям между страной-членом ЕС и страной-нечленом ЕС по поводу МПД.
По мнению Шабунина, массовые нарушения малого безвизового режима могут повлечь только отмену режима МПД, поскольку такие возможности могут быть предусмотрены в соглашении между государствами по МПД.
— Евросоюз отчётливо не желает видеть режим МПД только в одном месте: в испанском эксклаве Сеута в Северной Африке, — сказл Шабунин. — Потому что тогда африканцы наводнят ЕС.
Справка «NewsBalt». Сеута — эксклав на северном побережье Марокко площадью 18,5 кв. км, расположенный напротив Гибралтара. Владение Испании с 1580 года. От Марокко эксклав отделяет пограничная Сеутская стена.
Также по теме:
Малое пограничное движение с Калининградской облаcтью меняет концепцию Евросоюза
Новые коррупционные горизонты для полицейских Польши при открытии малого безвизового режима
Политолог: «Контрабанда не станет барьером в безвизовом режиме Польши и Калининграда»