Европа вздрогнула от выстрелов норвежского расиста Брейвика. Очнувшись, стала лихорадочно искать истоки его по сути фашистской идеологии, бьющей в набат — белая цивилизация в опасности! Иными словами — Норвегия (читай — Европа) для этнических норвежцев, для белых людей.
И не случайно в своих эссе этот ревнитель чистоты арийской расы похвально отзывается о националистических движениях в Литве, с которыми он обстоятельно знакомился и, возможно, обогащался их опытом. Действительно, у нас есть чему поучиться, особенно робким европейцам, чьи расистские выходки на корню пресекаются властями и потому разворачиваются преимущественно в блогосфере. У нас же не только предостаточно радикалов, озабоченных размыванием национального лица древней страны, не только в бытовом обиходе лозунг «Литва для литовцев», который недавно многотысячные колонны патриотов громогласно пронесли по главной столичной магистрали — проспекту Гядиминаса, но главное – все эти, за малым исключением, движения получают негласную, но мощную поддержку общественных структур, что в большой Европе, да даже в той же Норвегии, практически немыслимо.
Традиционными стали не только марши националистов, но и открыто ксенофобские акции против нацменов, охотно транслируемые телевидением, песни, в которых истинные литовцы торжествуют победу над инокровками: мёртвые поляки валяются под забором, евреи уже в печи, русские все перебиты. Только что успешно закончил работу летний лагерь, устроенный «Национальным союзом молодёжи», в котором подрастающее поколение училось жить по местным заветам известного германского фюрера: «Литва для литовцев» и «Очистимся от славянских и германских языков!»
Это мероприятие во всех отношениях задумано и реализовано как провокация и акт устрашения: помимо реакционных лозунгов, устроен в самом центре района, где компактно в течение многих веков проживают этнические поляки, внёсшие огромный вклад в историю и культуру Литовской республики и по сути до сих пор по-настоящему неоценённый.
Россия в специальной ноте выразила обеспокоенность по поводу набирающих здесь силу националистических проявлений. Что любопытно: и президент Грибаускайте, и премьер Кубилюс осудили ксенофобские лозунги молодёжного лагеря, но уже после демарша большого соседа. Чужая душа — потёмки, потому трудно сказать, насколько искренни эти заявления государственных лиц. А усомниться в этом заставляет политика, которую толерантной по отношению к национальным общинам ну никак не назовёшь. Взять хотя бы те же марши бритоголовых ультрапатриотов — мало того, что они беспрепятственно получают в своё распоряжение центр столицы, но по всему пути следования колонн их охраняют полицейские наряды — не дай бог рассерженные антифашисты помешают им в распространении истинной белой веры. Кстати, среди марширующих не раз замечали депутатов Сейма, военных и государственных чиновников, которые объясняют это своим патриотическим долгом. Как тут не добавить — воинствующим долгом, толкающим на преступление, на противоправное действие.
Вот свежий шокирующий факт: в вильнюсский кинотеатр, где демонстрировалась премьера антифашистского фильма, ворвалась группа агрессивно настроенных хулиганов, сорвала сеанс и бросила дымовую шашку в зрительный зал. Виновники до сих пор не установлены. Уличные стычки на почве национальной неприязни стали нормой.
Законный вопрос: откуда у литовцев, в целом доброжелательного, культурного, образованного и гостеприимного, по оценке тысяч и тысяч российских и иных зарубежных туристов, народа, всё больше считающего, что раньше, при Советах, далеко не всё было так плохо, эта откровенная неприязнь, порой граничащая с открытой агрессией? Прошу прощения, но ответ прост до банальности: это результат воспитания, по большому счёту — национальной политики. Литовские депутаты и государственные мужи успешно освоили азы мирового опыта, где двойные, а то и тройные стандарты давно стали рабочим инструментарием: думаем одно, говорим другое, делаем третье… С официальных литовских трибун не останавливается поток сладких речей о дружбе народов, о толерантности, о богатстве национальных культур и важности их развития, а на деле всё делается для того, чтобы возвести берлинскую стену между народами, веками жившими дружно, чтобы лишить общины своей идентичности, своей культуры, языка.
Первый камень в эту стену закладывается в школе, на уроках, в частности, истории. Вот капитальный труд видного историка Зигмаса Зинкявичюса «Восточная Литва в прошлом и настоящем», вышедший в государственном издательстве «Наука и энциклопедия» и являющимся в некотором роде базовым для учебных заведений страны. Характеризуя народы, жившие в Восточной Европе в начале новой эры, он пишет буквально следующее: «славяне начали быстро расселяться и стали необыкновенно агрессивны». Это «откровение» красной нитью пронизывает весь труд: русские и поляки отравили литовцам жизнь.
А послушать иных нынешних политиков, то вкупе с присоединившимися к ним евреям продолжают своё чёрное дело и ныне: русских считают «пятой колонной» Кремля, полякам отказывают в национальной идентичности, евреи вообще виноваты во всем… И как тут не взять палку (а лучше автомат Калашникова) и пустить в расход весь этот мешающий чистым литовцам сброд, как и призывал один из транспарантов марширующей чёрнорубашечной молодёжи (призыв звучал в переводе так: «Возьми палку и забей жидёнка!»). Господдержка доводит до абсурда: суд, рассматривающий иск группы антифашистов к организаторам шествия, не нашёл криминала, признав свастику, используемую участниками марша, древним символом древних… литовцев. Вот так: свастика, под знаком которой загублены десятки миллионов человек, в Литве стала своей… хранительницей.
Литва, вступая в Евросоюз, подписала соответствующие конвенции и декларации по защите прав человека и национальных общин, на словах придерживается принятых правил и считает положение вполне удовлетворительным. Действительность же доказывает совершенно противоположное. «NewsBalt» уже анализировал причину дипломатической войны между Польшей и Литвой по поводу притеснения поляков — не будем повторяться. Бензина в огонь подлил закон о школе, который вступает в силу с нового учебного года. Проникнутый заботой о нетитульном подрастающем поколении, об их успешной конкуренции на отечественном рынке труда, национальные языки в учебных заведениях отменяются и всё образование переводится на государственный. Оставим за скобками нехватку учебных пособий на литовском языке, неразработанность методики и терминологии по новым предметам, даже то, что одним росчерком пера (закон подписан Грибаускайте, хотя многие, прежде всего иноязычные, надеялись на президентское вето) без работы остались тысячи русских и польских учителей, чей педагогический стаж исчисляется десятилетиями и кому уже трудно, а порой просто нереально пройти переаттестацию — поговорим о детях, ради которых затеяны реформы. Учебный процесс на неродном языке заведомо проигрывает, и совсем не случайно даже в советские времена даже самые замшелые партийные ортодоксы не смели замахнуться на национальную школу.
Ликвидация школы на родном языке — прямой путь к ассимиляции, к единомыслию, к чему стремились идеологи межвоенной Германии. Однако любое насилие, даже если оно имеет законодательную форму, чревато последствиями, как в физике — действие равно противодействию. Стремление заставить не только говорить, но и думать на государственном языке (а только так, по признанию специалистов, можно сдать экзамен по, допустим, литовскому, по истории и литературе) — это, по сути, стремление сделать всех литовцами, то есть прямая реализация программного лозунга «Литва для литовцев». И тут ещё вопрос для бурной дискуссии, что страшнее — многозарядный кольт в руках Брейвика или литовский закон об образовании. По большому счету, цель у этих деяний одна, причем самая благородная — сделать Европу, в том числе Литву, чище, а значит — лучше.
А в заключение одна деталь, которая проливает некоторый свет на многообразие стандартов литовской политики: тот слёт националистической молодёжи в центре польского района прошёл не без финансовой поддержки государства. А буквально на днях президент приняла участие в очередном мероприятии Союза ссыльных и политзаключенных, выступающего с крайних антироссийских позиций, с трибуны которого в который раз звучали претензии в адрес российских властей, требования заплатить живой монетой за все, наказать российских оккупантов. Вряд ли стоит подчеркивать, что подобные форумы с участием главы государства отнюдь не укрепляет доверия между общинами, более того — вбивает клин межэтнической розни ещё глубже. И никто не даст гарантии, что на возделанной таким образом почве не взойдут адские «цветы» типа Брейвика.
А политика и политики делают своё дело. Последняя перепись начала года дала такие печальные результаты: за двадцать лет независимости население республики сократилось почти на полмиллиона человек. И что наиболее показательно и тревожно: собирают чемоданы прежде всего нетитульные граждане, доля их за эти годы с двадцати процентов сократилась почти на пять пунктов. Русские, занимающие прежде крепкое второе место после литовцев, откатились на третье, уступив второе полякам, число которых тоже стремительно снижается. И виной тому не только мировой кризис, как пытаются объяснить положение власть имущие, но и опасные «забавы» националистов, получающих поддержку самых высоких кругов.