«О каком литовском языке может идти речь, если один миллион литовцев свалил в Англию, а второй зубрит немецкий?»

Интеграция иностранцев в литовское общество и потеря литовской нацией своей идентичности - в обзоре «NewsBalt».

В самом начале 2010 года (более поздние данные, увы, отсутствуют) в Литве постоянно проживали 23.958 иностранцев из 114 стран мира (и это всего 1% от общего населения страны); примерно 50% из них (или 12.406 человек) составляли граждане России.

С одной стороны, для небольшой (по официальным данным, немногим более чем трехмиллионной; на самом же деле, сейчас в Литве вряд ли более двух с половиной миллионов жителей) Литвы это — немного. С другой стороны, иностранцы из т.н. «третьих стран» (не входящих в Евросоюз) — в отличие от граждан стран-членов ЕС — не имеют права работать в любой другой стране ЕС, кроме одной — жителями которой они являются. А с учётом массовой безработицы, низкими (особенно по сравнению со «старыми» и куда более комфортабельными в социальном плане странами-членами ЕС) зарплаты — и всеобщего исхода (ибо назвать это явление «эмиграцией» язык не поворачивается, т.к. ЕЖЕГОДНО из Литвы на заработки в страны Западной Европы выезжает порядка 50-70 тысяч «гастарбайтеров» (это численность населения среднего по размерам литовского города) доля иностранцев, получивших вид на жительство в одной стране ЕС, но лишённых права на работу во всех остальных, будет понемногу увеличиваться.

Именно этот фактор является «головной болью» многих литовских шовинистов и националистов, которые неустанно говорят об угрозе потери литовской нацией своей идентичности и её (нации) вырождении. Эти заявления базируются на доморощенном патриотизме (хотя, как сказал мне один каунасский друг, если раньше патриотичным было «болеть» за баскетбольный клуб «Жальгирис», то сейчас, с приходом в него чернокожих «легионеров», многие эту свою былую привязанность серьёзно пересматривают), а также крайне болезненной реакции на происходящие ныне в мире процессы глобализации и — расширение ЕС. Кроме того, весьма немаловажным фактором является отсутствие сколько-нибудь влиятельных левых сил, выступающих с позиций интернационализма.

На проходившем недавно в Вильнюсе семинаре, посвящённом интеграции иммигрантов в литовское общество, один литовский социолог признал, что сам термин «граждане третьих стран» носит дискриминационный характер, противопоставляя их гражданам «первой» (Литвы) и «вторых» (Евросоюза) стран. Более того, предоставление человеку гражданства в Литве является отнюдь не залогом его будущей успешной интеграции, а наградой за «хорошее поведение» — и фильтрацией «нежелательных» лиц, депортировать которых, однако, не позволяют международные законы. А возможности трудоустройства у иностранца в общественном секторе в Литве крайне малы. И вообще — интеграция здесь куда больше смахивает на насильственную ассимиляцию…

Вообще же, в идеальном варианте интеграция — это обоюдное признание приезжими, с одной стороны, и местным населением — с другой, друг друга в качестве полноправных граждан, обладающих всем комплексом равных прав и возможностей в политической, экономической, правовой и социальной сферах, и при условии сохранения первыми своей идентичности. К тому же, предоставление гражданам «третьих стран» равных возможностей увеличивает их шансы вхождения на рынок труда и, с другой стороны, уменьшает вероятность социальных и межэтнических конфликтов и вообще — всячески способствует развитию открытого общества. Следует помнить, что каждый человек, лишенный возможности участвовать в общественной жизни страны проживания наравне с другими, испытывает социальный дискомфорт — а это, в свою очередь, приводит к к противостоянию, возникновению обособленных гетто, конфликтам и столкновениям — которые представляют реальную угрозу для всего общества.

Если мы вспомним классическое определение «дискриминации», то это прежде всего комплекс стереотипов, основанный на негативных предубеждениях в отношении той или иной социальной группы (этнической, национальной, расовой, сексуальной и т. п.), а также её членов. Притом, что многие в Литве признают наличие проявлений дискриминации, и даже откровенных выпадов в отношении лиц с тем или иным «цветом паспорта», выражающихся в факельных и т. п. маршах патриотически настроенной литовской молодёжи в дни национальных торжеств, мало кто усматривает явную связь между «осуждаемыми» всеми шествиями немногочисленных литовских национал-маргиналов с …получившим благословение самого экс-президента Валдаса Адамкуса телевизионного проекта «Я люблю Литву»!

Следует разъяснить, что участники этого скандального проекта, ежевечерне (в т.н. «прайм-тайм») транслируемого в эфире общенационального ТВ-канала LNK (примечательно, что его владельцы изменили толкование буквы L в названии канала с «laisvas» (что по-литовски означает «свободный» на «Lietuvos» («литовский») демонстративно срывали польские таблички с названиями улиц в маленьком посёлке Эйшишкес, более 90% жителей которого — поляки. Эйшишкес – небольшой городок в Шальчининкском районе на юго-востоке Литвы. Он славится не только своей славной историей, берущей начало в XV-м веке, но и своим многонациональным составом: здесь издавна уживались поляки, литовцы, евреи, русские. Кстати, в XVIII-м веке Эйшишкес даже называли «цыганской столицей» Литвы… Устроенная «под камеру» акция, по мнению продюсеров «шоу», должна стать примером патриотизма для всех остальных жителей Литвы. К слову, участники телешоу успели посетить цыганский табор в Вильнюсе, в котором также усиленно пропагандировали литовский «патриотизм» и патриотические «ценности».

Смотрите запись фрагмента этой скандальной программы.

Реакция польской сторны не заставила себя долго ждать: после комментария в польской (кстати, также резко националистической) газете «Nasz Dziennik», где выражалось удивление в связи с тем, что две солидные польские компании — страховая PZU Lietuva и производитель одежды Reserved – финансируют «реалити-шоу», участники которого открыто издеваются над местными жителями и уничтожают их собственность, обе фирмы заявили о расторжении контрактов с телеканалом LNK. Далее — после закрытой для прессы встречи министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского с представителями «польского меньшинства» в Литве официальный Вильнюс заговорил о намерении разрешить застарелую проблему в межгосударственных польско-литовских отношениях, а именно — допустить написание в документах имена собственные по-польски и использовать при этом буквы ł, ó, w, ć, ś или же ż (которых нет в литовском алфавите).

Визит пана Сикорского в Вильнюс дал толчок и к деятельности рабочей группы, разрабатывающей новую редакцию закона «О национальных меньшинствах» в недрах Министерстве культуры Литвы. В проект собираются внести положения, которые регламентируют условия обучения родному языку, использования указателей с названиями улиц на языке того или иного национального меньшинства — пусть в пределах его «компактного проживания», а также отказаться от понятия «традиционные нацменьшинства». Напомним, в марте с.г. другой польско-литовский политик, Вальдемар Томашевский в интервью «Русскому единству» заявил, что что «русские в Литве не являются коренным национальным меньшинством», ибо в Литве — всего четыре таких меньшинства: это поляки, белорусы, евреи и СТАРОВЕРЫ. Всё дело в том, что отдельные прибалтийские «учёные» из кожи лезут вон, стремясь доказать миру, что, в отличие от «пришлых» (т.е., «иммигрантов» и «оккупантов») русских староверы в Прибалтике являются самым что ни на есть «коренным меньшинством», носителем «старой веры», древней культуры, и вообще – самостоятельным и самодостаточным этносом.

Самое забавное, что, если новый закон «О нацменьшинствах» вступит в силу, он войдет в коллизию с другими литовскими актами — в частности, с пресловутым законом «О государственном языке». Государственная инспекция по языку время от времени выявляет «нарушителей» и безжалостно штрафует их. Скажем, владелица магазинчика в поселке Авиженяй Вильнюсского района Гелена Томашевская была оштрафована на 450 литов (5000 рублей) за то лишь, что вывеска на магазинчике была на двух (литовском и польском) языках. А в Вильнюсском районе, где поляки составляют 85% населения, судебные приставы уже ходят по домам, владельцы которых не хотят снимать таблички с польскоязычными названиями улиц. Для справки: литовский «Кодекс об административных правонарушениях» предусматривает за несоблюдение норм закона «О государственном языке» штраф в размере от 300 до 600 литов, за повторное нарушение этого закона – от 600 до 1500 литов.

Польша вот уже почти двадцать лет ждёт, когда Литва выполнит свои обязательства, принятые при подписании (ещё в 1994-м году) двустороннего договора о дружбе и сотрудничестве, в частности, права местных поляков писать свои имена не только по-польски, но и буквами польского алфавита. Следует признать, что взятые на себя обещания перед Польшей Литва не выполнила. Да, в стратегическом плане это могут быть мелочи, тем не менее, это даёт Польше повод для обвинений. С другой стороны, литовским политикам не хватает здравого смысла и рационализма в мелочах. Каким бы ни было происхождение этого меньшинства — полонизировавшися литовцы, или пришлые белорусы — мы обязаны признавать право человека считать себя тем, кем он хочет себя видеть в национальном смысле, — считает политолог Антанас Кулакаускас.

Кстати, о языках. Литовские «интеграторы» едва ли не самым основным залогом успешной интеграции иностранцев в литовское общество считают овладение ими «государственным» литовским языком. Помилуйте! В стране, 1 млн граждан которой уже «свалили» в поисках лучшей жизни в англоязычные страны, а еще 1 млн в настоящее время усиленно зубрит немецкий (с 1 мая Германия и Австрия открыли для Литвы и других «новых» членов ЕС свои рынки труда); в стране, где практически весь банковский сектор отдан «на откуп» скандинавам, а сектор обслуживания / торговли рассчитан на относительно «зажиточных» россиян и белорусов, о каком литовском языке может идти речь? Можно блестяще знать язык — но при этом быть оторванным от жизни; можно также активно участвовать во всех местных начинаниях, объясняясь одними лишь жестами… Да и литовские школы практически не подготовлены к приёму мигрантов: стоит вспомнить произошедший недавно скандал в одной из вильнюсских школ, где цыганских детей собрали в классе «Č» («čigonai» означает по-литовски «цыгане»). Тогда государственная комиссия расценила это как дискриминацию и сегрегацию…