Импортируемый Литвой российский газ всё дорожает, и конца этому подорожанию пока не видно. На днях стало известно, что в июле его цена снова повысилась: так, предприятия теплоснабжения платили за газ уже 1721 лит (или 499 евро) за 1 тонну нефтяного эквивалента (ТНЭ), что на 73 лита — или 21,50 евро — больше, чем в июне, когда газ стоил 1648 литов за 1 ТНЭ. Вообще же, по данным литовской «Ассоциации поставщиков тепла», за прошедший год российский газ (коим отапливается 75% жилищ) подорожал на 20%.
По официальным данным, лишь на отопление 50 кв. м жилья у «среднестатистического» литовского потребителя уходит 13,3% всех расходов (для сравнения, в странах Центральной Европы этот показатель равен 10,8%, в Эстонии — 8,0%, а в благополучной и сытой Скандинавии — всего 1,5%). Не так давно глава литовской Конфедерации промышленников, владелец концерна Achema Бронисловас Лубис подсчитал, что ежемесячно цена 1000 куб. м российского газа для Литвы увеличивается примерно на $20. При таком быстром росте цены «голубого топлива» можно не сомневаться, что с наступлением отопительного сезона многим жителям республики придётся жить впроголодь. Между тем, латыши и эстонцы платят за российский газ на 15% меньше. К примеру, по данным латвийской газовой компании Latvijas Gaze, в июне латыши платили за газ «всего» $349 (когда как литовцы — $426) за 1000 куб. м. С 1 июля цена 1000 куб. м природного газа для «бытовых потребителей» в Литве составляет уже 2330 литов (675 евро). Парадоксально, но — Литва сама в этом виновата.
В последний день перед уходом на летние каникулы литовский сейм принял предложенную правительством республики новую редакцию закона «О природном газе», согласно которому до 2013 года будет проведено разделение литовской национальной газовой компании Lietuvos dujos в соответствии с требованиями «третьего энергетического пакета» ЕС, которые предусматривают разделение бизнеса по продаже и транспортировке природного газа. Иными словами — отделение газотранспортной собственности операторов.
Принятые сеймом Литвы положения призваны гарантировать, как указывается в пояснительной записке, что деятельность оператора транспортной системы не будет зависеть от коммерческих интересов и что его основной деятельностью должно являться повышение эффективности и безопасности эксплуатации систем передачи природного газа. По мнению литовского правительства новый закон должен способствовать созданию конкурентного, экономически обоснованного и надежного рынка природного газа, обеспечивающего возможность потребителям свободно выбирать поставщика газа и гарантирующего эффективную защиту прав и законных интересов потребителей и участников рынка.
«Способ осуществления газовой директивы, предусматривающий отделение имущества операторов систем передачи, был выбран как наиболее подходящий газовому сектору Литовской Республики в долгосрочной перспективе», — говорится в пояснительной записке правительства Литвы.
Ещё задолго до его принятия проект новой редакции закона «О природном газе» стал камнем преткновения в отношениях между правительством Литвы и российским «Газпромом». Так, в «Газпроме» отмечают тот факт, что все три страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония) являются замкнутыми рынками, и третий энергопакет ЕС предоставляет им отсрочку, пока не будут созданы условия открытого рынка. Литва же выбрала самую жёсткую модель реализации европейских энергетических директив. В первую очередь новый закон касается компании Lietuvos dujos, 37,1% акций которой принадлежат «Газпрому» и которая отвечает ныне за закупку, транспортировку, распределение и конечную продажу природного газа на территории Литвы, а также управляет газопроводами протяженностью более 1,6 тыс. км. Другими акционерами Lietuvos dujos являются E.On Ruhrgas (38,9%), министерство энергетики Литвы (17,7%) и миноритарии (6,3%). По новому закону, каждый вид деятельности будет выделен из Lietuvos dujos в специально учрежденные для этого предприятия (так, все магистральные газопроводы собирается перенять правительство Литвы). По неофициальной (но — заслуживающей доверия) информации «цена вопроса» (стоимость этих газопроводов) составляет $400 млн.
Спикер литовского сейма Ирена Дегутене, комментируя принятие закона, указала, что «энергетическая независимость требует жертв». Таким образом она ответила на звучавшие опасения политиков и экспертов, что принятие закона обернётся заметным повышением цен на газ. «Приспособление к русским правилам игры означало бы, что энергетической независимости Литва не обретёт. Но мы надеемся, что в будущем газ будет стоить значительно меньше, чем сегодня», — заявила глава парламента. В свою очередь, министр энергетики Арвидас Секмокас заявил, что закон не усложнит, а наоборот — облегчит Литве переговоры с «Газпромом» о снижении цены на газ на 15% ещё до наступления нового отопительного сезона! Господин Секмокас клятвенно заверил литовских потребителей, что следующей зимой они будут платить за центральное отопление «не больше, чем прошлой — либо цена будет незначительно выше». Каким образом будет достигнуто это «экономическое чудо», министр Секмокас, увы, не сообщил.
Видимо, по этой причине всё большее число потребителей, напуганных приближающимся дорогим отопительным сезоном, ищут альтернативные способы, чтобы не платить бешеные суммы по счетам за отопление, а многие домовладельцы, установившие у себя ранее индивидуальные газовые котлы, валом от них отказываются — и переходят на более экономные виды топлива. В результате самым популярным товаром сегодня у многих городских жителей, которые оборудовали у себя камины, является торф, а также брикеты из прессованной шелухи подсолнечника (одна упаковка 14 кг стоит всего 10-12 литов).
По мнению известного в Литве экономиста и главного аналитика банка DnB Nord Римантаса Рудзкиса, положение немалой части населения будет ухудшаться. Особенно для тех, чьи доходы — значительно ниже «среднестатистического» уровня. По его словам, только в мае 2011 года т.н. «инфляция пенсионеров» (когда подсчитывается изменение цен на самые дешевые товары) составила 6,5%.
Какой же тогда будет годовая инфляция? Ведь ни пенсии, ни социальные выплаты не увеличиваются. Зарплаты еле растут, однако не у многих. Поэтому угроза нового скачка цен на отопление ещё больше ухудшит жизнь сотен тысяч людей. По утверждению Рудзкиса, в самой ближайшей перспективе у Литвы есть все шансы повторить опыт Греции. Притом, что положение в Греции – лучше чем в Литве: там народ, излив свое социальное недовольство на улицах и площадях, снова идёт работать, когда как литовцы, наоборот — молчат и эмигрируют. Что же касается правящих страной консерваторов, то при них нисколько не уменьшилась ни бюрократия, ни ограничения для бизнеса. И вообще — литовская экономика «прирастает» единственно за счёт «старых» мощностей и экспорта.
Также по теме:
Александр Рар: Новый поворот в энергетике: назад к «Газпрому»
«И газ, и нефть, и электричество нуждаются в интеграции, а не в глупых решениях»
«Газпром» о «политической цене» на газ для Литвы: Это отражение рыночного положения Литвы
Литва приняла закон о природном газе, «разрушающий монополию на рынке»
Президент Литвы: «Газпром» продаёт газ по политическим ценам