«В ЕС далеко не все убеждены в жизненности планов Литвы по возрождению отечественной атомной энергетики»

Энергетическая зависимость Литвы от России, Евросоюза и Соединённых Штатов в обзоре «NewsBalt».

Разумнее учиться не на своих ошибках, спору нет. А если и свой печальный опыт ничего не подсказывает? Опять на те же грабли с предсказуемым исходом? Сведущий читатель с порога отвергнет подобную версию: не может быть, потому что нет (разве что в виде патологии) людей, которые хотели бы себе хуже. Трудно квалифицировать случай с Литвой, которая после вступления в Евросоюз оказалась у разбитого энергетического корыта: Игналинскую атомную электростанцию, которая, по оценке специалистов, могла надёжно служить ещё как минимум десяток лет, новый Союз потребовал закрыть, а резервных мощностей у страны не оказалось.

Пришлось гордой Литве кланяться (в который раз!) такой нелюбимой России, по отношению к которой ещё на заре второй республики оформился лозунг, ставший по сути государственной программой – не пускать Ивана! И не пускали где-только можно: к трубе, что вылилось в продажу Мажейкского нефтеперерабатывающего завода американцам, хотя Иван предлагал более выгодные условия, к прокладке газопровода Nord Stream, а сейчас в разгаре кампания по лишению концерна «Газпром» газораспределительной трубы, по которой голубое топливо доходит до потребителя. Закрытие Игналинской станции, этой курочки, аккуратно несущей золотые яйца в народную казну, тоже по существу отлучение Большого Ивана, не только строителя, но и ремонтника, реконструктора, поставщика запчастей и топлива, от литовской ядерной энергетики и подключение её к другой, западной матке.

Абсурд ситуации настолько очевиден, что многие видные политики и экономисты выступили против, однако консерваторы и их союзники, стоящие последние годы у власти, держались как камень: Ивана пустим только через наш труп. А трезвые головы задавались вопросом: а нужна ли Литве вообще атомная станция, потянет ли маленькая страна с катастрофически убывающим населением такой большой воз?

На очереди – Игналина-2?

И вот, наконец, Литва сделала свой выбор: атомной энергетике быть! Два года понадобилось новому президенту Грибаускайте, чтобы положить конец шараханьям из крайности – а не разорит ли и без того бедную страну многомиллиардная стройка? — в другую крайность — продавая электроэнергию, заживём как в Швейцарии! Долго и мучительно шёл поиск стратегического инвестора, обладающего современными технологиями и достаточными ресурсами. Интересовались французские, южнокорейские компании-гиганты, однако с конкурса снялись, посчитав проект слишком рискованным с точки зрения коммерческой выгоды.

Ведь что получается: на клочке территории размером с носовой платочек запланировано строительство сразу пяти ядерных станций — две, причём в непосредственной близости от Литвы и Калининградской области, намерена сооружать Польша, разворачиваются работы на аналогичных объектах под Неманом (Калининградская область) и Остравцом (Белоруссия). Логично возникает вопрос сбыта этой прорвы дешёвой энергии, причём уже сейчас специалисты прогнозируют, что цена российской и белорусской будет значительно дешевле литовской по ряду ценообразующих причин: дешевле проекты, стоимость оборудования, ядерного топлива, рабочей силы и материалов.

Отказ французов и южнокорейцев поставил планы по возрождению литовского ядерного проекта под сомнение, и это стало сигналом для потенциальных инвесторов: такие серьёзные компании не только не станут участвовать в сомнительных проектах, но и своего, как говорится, не упустят. И тут Грибаускайте встречается в мае с Обамой, американским президентом. За протокольным отчетом трудно углядеть тематику беседы в деталях, однако можно с большой долей вероятности предположить, что речь шла и об Игналине-2, поскольку Америка на каждом политическом углу подчёркивает важность энергетической безопасности Литвы, а также и всех остальных членов Евросоюза.

Вскоре после этого объявляются два претендента на статус стратегического инвестора, и оба с торчащими американскими «ушами». Пока власти отдают предпочтение известному транснациональному гиганту «Hitachi GE Nuclear Energy». Америка представлена в концерне своим гигантом General Electric, и тут ещё вопрос, кто у кого работает. Если договоренности с этим двуглавым драконом достичь не удастся, то тогда на подиум выйдет другой американский колосс — «Westinghouse Eleсtric». Обе компании обладают солидным опытом энергетического проектирования и строительства, причем за первой числится и японская Фукусима, чья трагедия ещё далеко не закончена и обойдется Японии, по предварительным расчетам, более чем в 300 млрд долларов. И еще одна любопытная деталь: «Хитачи» готовилась к реконструкции энергоблоков этой станции – старушки, но случившееся наложило крест на все планы, и потому изготовленное оборудование важно куда-то пристроить. Может, Игналина подвернулась как раз кстати?

Платит, как всегда, бедный

Впрочем, до того, как стороны ударят по рукам, ещё далеко. Стратегический инвестор пока согласился рассмотреть проект, а до оценки его стоимости пока речь не доходила. Однако известна стоимость аналогов – 5-6 миллиардов евро. Это на Западе. Российские реакторы значительно дешевле, экономнее и в обслуживании, это на практике доказывают атомщики не только России, но и Украины, Китая, Ирана, где эти реакторы уже действуют, а во многих странах проектируются и строятся. Почему же не в Литве, где в течение десятилетий успешно функционировала Игналина-1? Да всё потому же — не пущать Ивана!

И политиков (решение чисто политическое, никто это даже как-то ретушировать не пытается) нимало не смущает то, что за подобную иванофобию платить будут рядовые граждане-потребители, положение которых и без того постоянно ухудшается. Элита же, как показывают исследования, год от года жиреет, неудержимо растёт число миллионеров.

Гремят фанфары, отмечая очередную победу Литвы на пути строительства берлинской стены, долженствующей отгородить её от потенциально агрессивного соседа. Однако так и хочется остудить пыл ликующих: рано ударили в литавры, господа. Даже такой гигант, как Hitachi — General Electric не может (да и не захочет) на свои средства построить станцию, государство должно принять участие своими финансами.

Ранее проект заявлялся как совместный для трёх балтийских сестёр и Польши, они предполагали нести свою долю расходов. Сейчас соглашение под угрозой. Последние полгода Польша ни разу не подтвердила своё желание участвовать в литовском проекте, и оно и понятно: ещё никогда после войны отношения не были столь напряжёнными, как сегодня, главным раздражителем является политика ползучей ассимиляции нацменьшинств, в том числе и поляков, компактно проживающих в течение многих веков на юго-востоке страны. И, потом, планируемые поляками собственные атомные реакторы решительно изменят энергетический рынок страны, вместо дефицита может встать вопрос перепроизводства электричества. Латвия?

Посетивший на днях Вильнюс новый президент Берзиньш в целом понимает важность Игналины-2, но в то же время посетовал на отсутствие денег для полноценного участия в проекте. За кулисами же визита прошёл слушок, что Латвия готова обменять проект сооружения у себя единого для трёх балтийских республик терминала сжиженого газа на атомную станцию в Литве. То есть баш на баш. В этом случае отпадает необходимость в собственном терминале, который Литва активно лоббирует в Евросоюзе в расчёте на помощь. Эстония пока держит паузу, дожидаясь окончательной цены вопроса.

Себе дороже

А тем временем Литва беспардонно интригует против России и Белоруссии, ставя под сомнение легитимность реализуемых ядерных проектов, бросая тень на их безопасность, упрекая в техническом несовершенстве. Притом критики даже не удосужатся обстоятельно вникнуть в представленную российской и белорусской сторонами проектную документацию, не выслушивают доказательства и аргументы строителей, о чем недавно говорила Казимира Прунскене, в прошлом премьер литовского правительства, а сейчас лидер партии, на которую традиционно навесили ярлык прокремлёвской.

Недавно официальные лица обратились в Евросоюз с инициативой по соглашению, которое запретит его членам покупать электроэнергию, произведённую на российской и белорусской станциях-изгоях. Да, то же самое: остановить Ивана! Не мытьем, так катаньем. Хотя наблюдатели считают, что Евросоюз вряд ли поддержит скандальную Литву в странно понимаемой ею конкурентной борьбе: потребитель старается брать продукт там, где дешевле, а жизнь рынка трудно, если вообще возможно, регулировать законами. К тому же даже в Евросоюзе далеко не все убеждены в жизненности планов Литвы по возрождению отечественной атомной энергетики.

Вернёмся к истокам лозунга, призывающего не пущать Ивана, чтобы заключить: ничего, кроме убытков, он республике не дал. Американцы бросили запущенный «Мажейкю нафта», в итоге теперь он оказался у польского концерна «Орлен», который сделал так, что в странах Прибалтики в Литве самый дорогой бензин, что сейчас он опять приносит одни убытки и хозяин хочет избавиться от разорительного актива. Ну, а политические игры с трубой привели к тому, что жители за газ платят на 15% больше, чем их соседи в Латвии и Эстонии.

Впереди, без всякого сомнения, новые схватки с Иваном, так что, .уважаемые граждане Литвы, берегите кошельки.


Также по теме:

Топливные брикеты из шелухи подсолнуха, как источник энергонезависимости Литвы

В атомном марафоне Балтийского региона литовский бегун участвует «за идею»