В разыгрывании «австрийской карты» политикам Литвы отведена роль подносчиков тюбиков с краской

Литовский собкор «NewsBalt» Валерий Мокрушин анализирует, кто стоит за спиной Литвы, устроившей вакханалию в ответ на нежелание Австрии выдать экс-полковника КГБ Михаила Головатова.

Только что вернулся из Вильнюса. Центр столицы, ухоженный и вполне европейский, заполнен туристами — своими, зарубежными, нередко слышится напевный русский говор. На главной туристской магистрали — от Святых Ворот вниз по Пилес — бойко торгуют сувенирами, среди янтарных и деревянных поделок искусно выполненные матрёшки с портретами Медведева, Путина и российскими лидерами прошлого. 

Но вот на подходах к торговому центру группа коротко стриженых крепких ребят в чёрных очках держит плакат с призывом бойкотировать товары австрийских (!) фирм, пригвоздить альпийскую республику к позорному столбу.

Пикеты обеспокоенных граждан (они, кстати, прошли во многих крупных литовских городах) — только часть, не побоюсь крутого термина, вакханалии, захлестнувшей балтийскую республику в ответ на нежелание Австрии выдать российского экс-полковника Михаила Головатова, руководившего отрядом спецназа в ту роковую январскую ночь 1991 года, приведшей к кровавым жертвам. Мы уже писали о том, как много неясностей и нестыковок в трактовке официальных властей событий той трагической ночи, что признают даже отдельные местные политики. Такого же мнения, как теперь выясняется, придерживаются и австрийские власти, посчитавшие аргументы литовской стороны неубедительными.

Австрийцев, старейших членов Евросоюза, с вековыми демократическими традициями, трудно заподозрить в правовом нигилизме, в попрании норм международных отношений, в потворстве, в конце концов, российскому медведю, угрожающе простёршего когтистую лапу над Европой — и всё же Литва это сделала, спустила всех собак на провинившуюся перед всем цивилизованным миром страну-союзницу.

Пикеты у посольства, официальные ноты протеста, гневные послания в адрес Еврокомиссии и европарламента, отзыв посла и требования наказать члена Евросоюза, который поддался диктату, пошёл на поводу у лелеющей имперские амбиции агрессивной России — короче, Литва ударила в набат.

Государственные мужи всерьёз говорят об ущемлении прав балтийской республики, радикалы называют Австрию «мелкой дряной» республикой и требуют объявить ей войну, политологи вспоминают неистового уроженца горной страны по фамилии Адольф Гитлер и прогремевшего на весь мир педофила, долгие годы тиранившего свою дочь, а также Путина, без козней которого, по их просвещенному мнению, не обходится ни одна диверсия…

Дежавю, нечто подобное уже было несколько лет назад, когда Вильнюс наложил вето на переговоры Евросоюза с Россией и как горделиво раздувал щёки, оказавшись на мгновение — историческое, разумеется — в центре внимания, точнее сказать, скандала.

Похоже, и сейчас государственная элита с упоением использует этот повод для того, чтобы ещё раз оказаться в центре европейской политической сцены, напомнить о своих претензиях на членство если уж не в высшей, то не ниже второй европейской лиге. Как и прежде, Литва обратилась к союзникам за поддержкой, однако расчёты на широкий антиавстрийский фронт не оправдались, не поддержала Литву и Еврокомиссия, посчитав, что конфликт носит сугубо локальный характер и стороны разберутся без постороннего вмешательства.

Обозреватели сокрушаются: Варшава, стратегический сосед-союзник, как неоднократно объявлялось с самых высоких трибун, проигнорировала литовский призыв о помощи. А на взгляд автора, всё логично: Литва продолжает фронтальное наступление на права польского — а вместе с ним и русского, белорусского и прочих – меньшинства, решительно проводя, в противоречие с конвенциями и декларациями Евросоюза, политику агрессивной ассимиляции нетитульного населения, устраивая циничные телевизионные шоу по срыву табличек с литовскими названиями улиц, деревень и городов, но написанные польскими буквами. Как тут не вспомнить о поговорке, призывающей не плевать в колодец, из которого, может, нужда заставит напиться.

Первый афронт мало что дал Литве, разве что повод Большой Европе (Англии, Франции, Германии и прочим локомотивам Евросоюза) ещё раз по крыловски снисходительно улыбнуться — Ах моська, знать, сильна…

Но урок оказался, судя по всему, не впрок, и сейчас Литва пытается поучать неразумную Европу, требует наказать непослушную Австрию как хулиганистого ученика. При всей схожести ситуации есть и существенные отличия. Если в первом случае в политикуме нашлись трезвые головы, которые сомневались в разумности противостояния «своим», то теперь налицо редкое единодушие — Австрию и её подружку Россию следует проучить, чтобы другим было неповадно. Ну, с консерваторами — премьером Кубилюсом, спикером Сейма Дягутене всё ясно — на россияфобии строится их политика, корректируемая большим «другом» русских Ландсбергисом.

Несколько неожиданным оказалось участие в этом истошном хоре президента Литвы, причем в роли далеко не последнего солиста. А ведь как ярко начинала! Подчеркнула, что Литве важно смотреть не на Америку, а на Евросоюз, первая пошла на контакт с Путиным и Лукашенко, не раз акцентировала важность добрых отношений с Востоком, с Россией в частности. Подобный практицизм обеспечил ей невиданную прежде популярность среди населения. За два года многое изменилось, теперь уже сама Грибаускайте ищет встречи с Обамой, усердно, как послушная ученица, выслушивает наставления госсекретаря США Клинтон. Строптивица, которой в госдепартаменте США намекнули, что после отказа принять участие во встрече с американским президентом она может побывать в Белом доме исключительно в роли туристки, одумалась и начала исправляться? Думается, не без этого.

Евросоюз в труднейшей ситуации, евро как платежное средство и в целом весь Евросоюз оказались перед гамлетовским вопросом — быть или не быть? Соединённые Штаты также отнюдь не в шоколаде, там тоже дефолт висит на волоске, но если складывать яйца в разные корзины, надежды на выживание больше — авось уцелевший да поможет. Отсюда и участившиеся мантры о США как стратегическом союзнике, который единственный может помочь в отражении агрессии.С чьей стороны – понятно без слов.

Интерес, без всякого сомнения, обоюдный. Бжезинский, видный американский политик, один из столпов неоконсерваторов, антироссийский пыл которого, кажется, с годами только усиливается, как-то подвёл черту: мы благополучно похоронили Советский Союз, следующая цель – встающая на ноги Россия. И тут каждое лыко в строку, тем более Литва, непотопляемый авианосец у самых российских рубежей и которая уже рассматривает варианты строительства военно-морской базы НАТО на своих берегах, развёртывание американской ПРО на своей территории.

Впрочем, уже сейчас войска Североатлантического блока находятся здесь на постоянной основе, его самолёты, базирующиеся на аэродроме в Шяуляй, держат под контролем воздушное пространство стран Балтии, а попутно — значительной части восточных соседей. Многие политологи оценивают ситуацию просто: всё, что плохо для России, хорошо для Америки. И для её стратегических союзников. Так почему бы не разыграть австрийскую карту в большой игре против имперского восточного агрессора?!

На мой взгляд, больше истины в позиции тех специалистов, которые полагают, что политическое полотно не рисуется только чёрной и белой красками, что тут присутствует и красный, и жёлтый, и синий цвета, полутона и оттенки. То есть картина «пишется» искусными мастерами, изощрённо владеющими приёмами тайнописи и маскировки.

В этой «работе» литовским политикам, скорее всего, отведена незавидная роль подносчиков тюбиков с краской и держателей палитры.


Также по теме:

Глава МИД Чехии назвал Головатова «лицом, ответственным за насильственную смерть людей в период диктатур в Европе»

Финляндия аннулировала визу Головатову, мотивировав отсутствием информации в Шенгенской базе

«Охота на ведьм, призванная отвлечь население от внутрилитовских проблем»

Вице-президент Еврокомиссии о «деле Головатова»: Австрия не должна была исполнять ордер на задержание

Грибаускайте назвала освобождение экс-спецназовца, штурмовавшего телецентр в 1991 году, «политически неоправданным действием»