23 августа 2011 года (в годовщину подписания пакта Молотова-Риббентропа) в Польше была подписана так называемая Варшавская декларация по случаю Европейского дня памяти жертв тоталитарных режимов. Документ подписали министры юстиции десяти стран (Литвы, Польши, Эстонии, Хорватии, Румынии, Чехии, Испании, Швеции, Словакии и Мальты), а также вице-премьеры Латвии и Венгрии.
Авторы декларации заявили, что «Европа страдала под властью тоталитарных режимов, независимо от того был ли это коммунизм, национальный социализм или любой другой, которые привели к невообразимому нарушению основных прав и полному отрицанию человеческого достоинства». Министры, в частности, призывали Еврокомиссию поддержать деятельность неправительственных организаций, в том числе в финансовом плане, которые «активно вовлекаются в изучение и сбор документации, связанной с преступлениями, осуществленными тоталитарными режимами, а также в распространение исторических знаний».
Что означает для России и Европы принятие данной декларации, то есть фактическое приравнивание коммунизма и нацизма? «NewsBalt» приводит мнения экспертов.
Кандидат исторических наук, главный редактор российского информационного агентства Regnum Модест Колеров:
— Если решение Европарламента об учреждении Дня памяти жертв тоталитаризма ещё содержало в себе глухие оговорки о том, что кроме тоталитарных режимов накануне Второй мировой войны существовали неназванные авторитарные режимы, под которые ценой дополнительных разъяснительных усилий можно вполне законно подвести режимы в Латвии, Литве, Эстонии, Венгрии, Италии, Румынии, Польше, практика которых тоже может быть осуждена и жертвы которых должны быть помянуты, то в Варшавской декларации от 23 августа 2011 года, русский перевод которой опубликован ИА REGNUM, прямо говорится только о тоталитаризме: «Европа страдала под властью тоталитарных режимов, независимо от того был ли это коммунизм, национальный социализм или любой другой… тоталитарные режимы ответственны за большинство позорных актов геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений… виновники предстанут перед правосудием… призываем Европейскую сеть контактных пунктов по вопросам лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности и военные преступления, рассмотреть вопрос преступлений, совершенных тоталитарными режимами». Из этой формулы следует, что союзники Гитлера в названных странах и сами названные страны, ответственные за геноцид и пр., и уж тем более союзники Гитлера во главе Финляндии, Испании, Португалии, Франции, и уже тем более демократические власти Англии, Франции, США, прямо поддерживавшие Гитлера в его агрессии на Восток, в сторону СССР, не подпадают под действие декларации и евросоюзовского правосудия.
Председатель института Национальной памяти Польши Лукаш Каминьски:
— Существует проблема в сознании европейцев, которые не настолько хорошо помнят о жертвах коммунизма, как о жертвах нацизма. Это нужно исправить.
Министр юстиции Эстонии Кристен Михал:
— У Европы пёстрая история, зло коснулось народов по-разному, поэтому крайне важно каждый день защищать демократические ценности. Зачастую идеи, ведущие к тоталитаризму, начинаются с обыкновенного популизма и уменьшения роли демократических институтов. Утверждения «выборы не отражают волю народа», «партии только спорят в парламенте» и нетерпимость к другим идеям – вот начало этого пути. В XXI веке нам должно хватать мудрости не вступать на этот путь и в самые критические моменты для экономики, поскольку это может кончиться только там, куда мы не хотим прийти.
Министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковски:
— Мы в долгу перед жертвами нацизма и коммунизма, и в память о жертвах Холокоста, который был беспрецедентным преступлением по масштабу в мире. Признание память жертв прошлых трагедий является существенным элементом общего наследия объединенной Европы.
Министр юстиции Латвии Айгар Штокенбергс:
— Наша общая цель — добиться, чтобы такие преступления больше никогда не повторились, и те, кто участвовал в подобных преступлениях, предстали бы перед судом. Мы должны уважать всех жертв, независимо от мотивации массовых преступников. Как гражданин Европы и министр юстиции я призываю своих коллег быть едиными в отношении к тоталитарным преступлениям, чтобы защищать и укреплять правомерность в Европе и соседних стран.
Сопредседатель российского общества «Мемориал» Ян Рачинский:
— В Германии даже в худшие времена не было такого тотального контроля над жизнью общества как в советском Союзе. Тоталитаризм убивает обратные связи. Чем страшны тоталитарные режимы? Без обратных связей не может быть развития. Россия за последние 15 лет демонстрирует откат назад в этом отношении. В советское время существовала монополия на идеологию. И сейчас похожая ситуация — у нас украдено прошлое, заперты архивы.
Доктор исторических наук Кирилл Шевченко (Минск):
— ЕС поминает только жертв тоталитаризма по той простой причине, что именно такая избирательность соответствует нынешнему европейскому идеологическому мейнстриму и задачам современного европейского политического пиара, обслуживающего текущие потребности европейских элит. Некоторые западные социологи полагают — видимо, не без оснований, — что сейчас в рамках ЕС идет процесс создания и утверждения некой общеевропейской мегаидентичности. Но любая идентичность исходит из противопоставления «мы — они» и базируется на определенным образом сконструированных и скомпонованных мифах, которые создаются четко заданной селекцией исторических фактов и их интерпретацией и трансляцией через СМИ. Внося свою лепту в создание этой общеевропейской мегаидентичности, конвейеры политического пиара нынешней Европы производят совершенно определенный информационно-пропагандистский продукт, для создания которого требуется только такой исторический материал, который свидетельствует о преступлениях даже не просто тоталитарных режимов, но именно СССР. Преступления других стран и иных политических режимов — прежде всего демократий — тщательно замалчиваются, поскольку подобные факты западным политическим пиаром не востребованы. В самом деле, такие сюжеты как, скажем, истребление шотландских хайлендеров в Британии, уничтожение североамериканских индейцев в США, массовый коллаборационизм в оккупированной Гитлером Европе или атомные бомбардировки японских городов американцами в августе 1945 интересуют только узкий круг профессионалов-историков и никогда не становились ни предметом внимания солидных международных структур, ни, тем более, основанием для неких политических заявлений. /p>
Историк и политолог, депутат парламента Молдавии Зураб Тодуа:
— 23 августа, отмечая день «памяти жертв тоталитаризма» Евросоюз сделает еще один шаг к своему распаду. Подобная формулировка — «память жертв тоталитаризма» — выгодна бюрократии европейских структур, а также правящим кругам ряда государств. Они надеются на то, что тема «вины СССР», во-первых, консолидирует ЕС, во-вторых, снимет историческую ответственность европейских государств за развязывание Второй мировой войны. В условиях, когда проект единой Европы находится под угрозой из-за экономических проблем и роста национализма, евробюрократы особые надежды возлагают на мифы, одним из которых является абсолютно безосновательное и антинаучное уравнение нацизма и коммунизма. Более других в этом отношении суетятся власти тех государств, которые несут прямую или косвенную ответственность за участие в войне на стороне фашистской Германии: Румыния, Финляндии, Венгрия. Что касается Польши, то сегодня мало для кого является секретом тот факт, что Варшава всерьез надеялась использовать Германию против Советского Союза, который рассматривала как своего главного врага. Тема равной ответственности фашизма и коммунизма является чистой спекуляцией.