Фото:

Чем объясняется пассивность русских в Литве при обсуждении поляками закона «О просвещении»

Глава Клайпедской ассоциации российских граждан в Литве Анатолий Лавритов в интервью «NewsBalt» высказал своё мнение, почему Россия не вмешивается во внутренние дела литовского государства.

— Анатолий Григорьевич, почему, по Вашему мнению, русские в Литве не выступают, как польское меньшинство, против закона «О просвещении»?

— Не хотелось бы придираться к точности вопроса, предполагающего раздельную борьбу национальных меньшинств за свои права в Литовской республике. Тем не менее, необходимо прояснить некоторые аспекты проблемы, чтобы всё стало на свое место.

Буквально на днях глава правительства Литвы Андрюс Кубилюс откровенно заявил, что государственные школы с русским языком обучения – наследие советских времён, за что обучающиеся в них дети и их родители должны быть благодарны властям. Ранее президент республики Даля Грибаускайте утверждала, что усложнение в будущем положения выпускников школ национальных меньшинств, которые должны будут сдавать экзамен по литовскому языку по требованиям, предъявляемым к выпускникам литовских школ, следует считать благом. Это, мол, уравнивает их шансы при поступлении в ВУЗы республики и при получении работы на рынке труда.

Получается, что литовское государство с помощью своего законодательства проводит политику не интеграции, а ассимиляции национальных меньшинств, чего не было во времена Советского Союза и не соответствует принятым в Европейском Союзе конвенциям и хартиям по правам человека, а также законодательной практике многих входящих в него стран.

Внимательное рассмотрение политического, экономического, научного и историко-культурного потенциала Литвы позволяет сделать выводы о том, что:

а). Литовское государство, сориентированное на отведённую ему роль в ЕС и НАТО с постоянным декларированием своей независимости и противостояния советскому прошлому, не имеет стимулов сохранения реликтов Литвы Советской; поэтому курс на создание мононационального государства выдерживается последовательно и непреклонно — приоритет литовскому языку в общении между людьми разных национальностей и их же в отношениях с государством, пренебрежение интересами людей разных национальностей, в том числе и тех, кто издавна проживает в Литве и сохраняет свою культуру, своеобразие и идентичность. Закон о национальных меньшинствах уже два года не действует. Национально озабоченных литовских политиков это вполне устраивает, среди же политических фигур от национальных меньшинств только поляк Вальдемар Томашевски (депутат Европарламента и лидер Избирательной акции поляков Литвы (ИАПЛ). — «NewsBalt») в состоянии говорить об их жгучих проблемах, предпринимая конкретные действия. Остальные же политики, заявляющие о проблемах национальных меньшинств, никому не слышны и мало известны.

б). Даже сохранение среднего образования на интернациональном русском языке затратно, если учесть подготовку педагогов, составление и печатание учебников и методической литературы для детей и школьников в рамках Государственной концепции национального воспитания и образования. Над школами и гимназиями с русским языком обучения давно уже висит дамоклов меч литуанизации. Государственные структуры в руководстве и контроле за деятельностью педагогических коллективов и администрации школ признают только государственный язык. Курьёзно прозвучало однажды удивление президента Литвы Валдаса Адамкуса, который однажды решил посетить школу для национальных меньшинств и удивился тому, что все надписи и стенды в ней исполнены только на литовском языке. О русских или польских пояснительных надписях и речи не могло быть для исполнительных администраторов. Наказуемо в Литве даже наличие на домах в посёлках и городках с преимущественно польским населением табличек с названием улиц на литовском и польском языках. Увы, но это и парадокс национализма. Суды в соответствии с законом о языках штрафуют «провинившихся». Найдутся ли в таком случае «смелые» администраторы, способные перечить установкам сверху? Ответ ясен, так как пенсия не за горами. Большинство учителей школ с русским языком обучения предпенсионного или пенсионного возраста, а на биржах труда уже появились педагоги из литовских школ, которым предлагается работа в детских садах. И это для правительства маленький, но стимул избавления от «реликта» советского прошлого.

в). Научные обоснования подобной практики в отношении национальных меньшинств оригинальностью суждений, обоснований и аргументов не отличаются. Всяческие споры отметаются с порогами ссылками на «волю большинства населения», выраженную в законах. За 20 лет независимости в сейме, состоящем из 141 депутата, представителей русскоязычного и польского населения Литвы можно было пересчитать на пальцах одной руки. Только ИАПЛ смогла пробиться в сейм через одномандатные округа. По партийным спискам ни ей, ни «Союзу русских Литвы» и «Альянсу русских Литвы» преодолеть барьер прохождения в парламент не удавалось. При отсутствии массовой поддержки населения, разрозненного на национальные общины, эти партии способны только на поддержку других политических организаций через коалиционные соглашения. К примеру, в Клайпеде треть населения русскоговорящие, разделённые на национальные общины (русская, украинская, белорусская, татарская, еврейская, армянская, азербайджанская, польская, немецкая) и несколько десятков общественных организаций по интересам. Однако этот потенциал партиями с русскими названиями не используется, что с сожалением воспринимается и литовскими политиками-оппонентами консерваторов. Последние попросту эксплуатируют свой электорат с обывательскими представлениями о недавнем прошлом через сомнительные с исторической точки зрения понятия «оккупация», «материальный ущерб» от неё и агрессии СССР в январе 1991 года, возмещение вреда ссыльных от «репрессий» 40-х годов прошлого века. Что же касается вклада России в культуру, науку и процветание Литвы, получившей от СССР Вильнюсский и Клайпедские края, то об этом большинство политиков и учёных предпочитают помалкивать.

Сказанное объясняет во многом кажущуюся пассивность «русских» в Литве. Чисто русских в республике никто никогда не подсчитывал. Да, и не было в этом необходимости, так как русскоговорящие, объединённые языком «межнационального общения» , хотя и составляют сравнительно небольшую часть населения Литвы, сосредоточены в основном в Вильнюсском и Клайпедском краях, а также в городе Висагинасе, построенном в советские времена для обслуживания Игналинской атомной электростанции..

Что же касается поляков Литвы, то они исторически являются коренными жителями не только Вильнюсского края, но и других пограничных с Польшей городов Литвы, поэтому их права активно поддерживаются польским государством. Российской Федерации остаётся только оказывать поддержку своим соотечественникам в рамках государственных программ, что она и делает, не вмешиваясь во внутренние дела литовского государства.


Также по теме:

«Вообразите польского учителя, читающего по-литовски с ошибками основы граждановедения Литвы!»

Более 1000 поляков вышло на митинг против закона об образовании в Литве

Поляки Литвы готовятся бастовать против закона об образовании

Варшавяне защитили права соотечественников в Литве сатирическим перфомансом