Фото:

Почему в Польше крайне скудно представлено русское печатное слово?

Политический аналитик Владислав Гулевич проанализировал для «NewsBalt» информационные потребности русскоязычной диаспоры Польши.

Россию и Польшу связывают целые века непростых и зачастую предельно конфликтных отношений, что не могло не найти отражения в польском массовом сознании. Польское историческое сознание, в отличие от русского, является более эмоционально окрашенным. Всё, что было трагического в польско-российских отношениях, в польском сознании абсолютизируется, принимает масштабные формы и непрестанно довлеет над нашей общей историей. Политика исторической памяти, другими странами рассматриваемая как непродуктивная и чрезмерно пессимистическая, в Польше является главенствующей формой взаимоотношений со своим самым крупным восточным соседом.

Этносоциолог Вильгельм Мюльман ввёл такое понятие, как этноцентрум. Этноцентрум – это осознание этносом самого себя в рамках пространства, где этот этнос обитает. Это форма этнического мышления, куда этносом включается всё, что его окружает: от рельефа местности (горы, реки, леса) до высокодифференцированных понятий (государственная идея, войны, союзы, экономические связи, культурные и дипломатические контакты). Каждый этноцентрум стремится к тому, чтобы сохраниться нетронутым. Этноцентрум боится понятийного раскола, раздвоения, т.к. раскол этноцентрума означал бы раскол этнического самосознания и видоизменения внутренней жизни народа. Отношения поляков и русских тоже возможно описать в этносоциологических понятиях. Польский этноцентрум подсознательно ощущает мощь этноцентрума русских, как более многочисленного имперского народа, к тому же, не католического.

Польский этноцентрум не настроен на миролюбивые отношения с русскими по той причине, что боится «впустить в себя» того, кто мощнее, энергичнее и многочисленнее. Как этноцентрум менее многочисленного народа, польский этноцентрум боится «утонуть» и раствориться в русском этноцентруме, боится быть им поглощённым или расколотым надвое, т.е. принять одновременно и католическую, и православную идентичность. Поэтому немалое число православных поляков или поляков, служивших Российской империи, а затем СССР (генерал А. Ржевусский, ген.-майор Ф. Круковский, математик Н. Лобачевский, классик русской литературы Н. Гоголь, адмирал Г. Цивинский, советский военачальник К. Рокоссовский, основатель ВЧК Ф. Дзержинский) самой же польской историографией выносится за скобки, рассматриваются ею как идеологические антитела, то, что несёт опасность прививки элементов этнического сознания соседнего народа (русских), и способствует расколу монопольно-католического антирусского сознания, свойственного полякам.

Этноцентрум поляков видит только одно спасение – выстраивание таких отношений с русскими, при которых было бы абсолютно невозможно проникновение в польский этноцентрум чрезмерного объёма русского, не католического влияния. Это подсознательный механизм этнической защиты, под который уже подгоняется всё остальное – политика, культура, вероисповедание, СМИ. Поляки чувствуют себя в безопасности только при условии максимального культурно-политического отдаления от огромного русского народа, и для утверждения и закрепления данной парадигмы активно используют антироссийскую пропаганду.

Соответственно, образ России и русских в польских СМИ подаётся, преимущественно, в негативном тоне. Позитивная тональность появляется только в провластных изданиях и телепередачах тогда, когда необходимо оправдать перед обществом те или иные уступки, сделанные России. Поскольку случается это редко, 360 дней в году польская аудитория потребляет откровенно антироссийский информационный продукт. Польский этноцентрум активно сопротивляется наступлению русского влияния, закупориваясь в себе, словно в твёрдой ореховой скорлупе и «отстреливаясь» русофобскими эскападами.

Наиболее непримиримые рулады раздаются со страниц изданий, ориентированных на т.н. «кресы всходни» («восточные территории») — земли извечной политической конкуренции в прошлом между Варшавой и Москвой (Западная Украина, Западная Белоруссия, юго-восточная Литва). «Кресовые» СМИ придерживаются агрессивно антироссийской риторики даже в периоды потепления польско-российских отношений на высшем уровне. «Восточные территории» — это колыбель польской культуры, где родились и творили многие её представители. Отказ от «кресов всходних» для поляков немыслим.

«Восточные земли» — тот рубеж, который Польша не намерена оставлять ни при каких условиях. «Кресы всходни» для поляков — это сугубо польский вопрос. В лучшем случае — польско-украинский, польско-литовский либо польско-белорусский, где голос Москвы воспринимается как неуместный и абсолютно не приветствуется. Кроме того, все без исключения польские патриотические издания в качестве экзистенциального противника польскости выставляют Россию. Исключения из общего потока негативных штампов составляют репортажи из культурной жизни. Русская литература, русская музыка, русский балет и русский театр, по-прежнему, популярны в Польше. Ф. М. Достоевский, русский классик, часто обвиняемый самим поляками в полонофобии, остаётся одним из наиболее популярных русских писателей в Польше.

Русскоязычных СМИ, способных доносить до польской аудитории альтернативную информацию, крайне мало, поскольку сама русскоязычная диаспора Польши невелика, а польские власти не всегда рады видеть у себя в стране на постоянной основе представителей ведущих российских информагентств. В то время как в России, официально признают себя поляками 73 000 человек (совсем недавно таковых насчитывалось 95 000), а лиц польского происхождения в разы больше и, по некоторым данным, может достигать четверти миллиона, численность русскоязычной диаспоры в Польше едва превышает 10 000, а, по самым оптимистическим данным, 30 000 человек (вместе с представителями не русских национальностей).

Согласно данным переписи населения Польши 2002 года, в стране проживает 6105 этнических русских, в основном в городах: Варшава, Лодзь, Белосток и Подляское воеводство, Ольштын и Варминско-Мазурское воеводство, Гданьск, Краков, Вроцлав, Зелена Гура. По данным той же переписи 2002 года, в Польше проживает около 1250 старообрядцев, значительное большинство которых, т.е. 902 человека, живёт на территории Подляского воеводства, а также 112 человек — на территории Варминско-Мазурского воеводства.

Русское печатное слово представлено в Польше крайне скудно. Первой заслуживающей внимания русскоязычной газетой был «Русский курьер Варшавы», который выходит по сей день. Число его подписчиков из юго-восточной части Польши, где традиционно оседало православное население, достигало 3500 человек. С 2008 года в Глобальной Сети можно видеть первую и единственную в Польше русскоязычную телепередачу для русского меньшинства и российских соотечественников — «Русский Голос», которую также транслирует канал польского ТВ в г. Белостоке (TVP Białystok). Кроме того, в Польше учреждены русские культурно-просветительские организации «Российская община», Русское культурно-просветительное общество в Польше, Общество старообрядцев, религиозная организация Верховный религиозный совет старообрядцев в Польше, общество «Российский Дом», общество «Малая Россия».

Из уст представителей русского национального меньшинства периодически звучать нарекания на деятельность структур МИД РФ, прохладно реагирующих на просьбы по удовлетворению культурных потребностей русскоязычных жителей страны. В частности, требуется открытие Русских домов по примеру Домов польских в странах СНГ, обильно финансируемых Варшавой, особенно в соседних странах (к примеру, в Белоруссии насчитывается 17 Домов польских). И если изначально этим занималась только одна организация – ассоциация «Польская община», то с 2008 года таких НПО насчитывается уже более 75. Самыми крупными считаются «Польская община», «Semper Polonia» и Фонд «Помощь полякам на Востоке». На эти организации выделяется более 76% (17,1 млн. долл.) государственных целевых субсидий, направленных на поддержку польской диаспоры (Полонии) за рубежом. Сенат Польши чётко определил основные приоритеты в работе с Полонией – это развитие общеобразовательных проектов для поляков за рубежом (выделено 26% всех средств), и развитие польской культуры (выделено более 17% средств). 10% выделено на развитие и поддержку польских и про — польских зарубежных СМИ.

В 2006 года Варшава заявила о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой и напрямую относится к Белоруссии и Украине, и непосредственно затрагивает интересы России в этих странах. Проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках глобальной консолидации польской нации. Инициаторами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или про-польски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев. В данной инициативе просматривается намерение создать религиозно–культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда.

Часто упускается из виду, что в католической Польше насчитывается 400 тыс. православных (1% населения). Местами их компактного проживания являются приграничные с Белоруссией и Украиной польские воеводства. Активная работа с польской православной общественностью в комплексе с более углублённым развитием дружеских контактов с представителями русских общественных организаций Польши и обеспечение более продуманного информационного сопровождения их деятельности позволит создать этническую прослойку, духовно ориентированную на Россию, что немаловажно. К примеру, в условиях размывания этнических границ между западными белорусами и восточными поляками православный ареал, захватывающий к тому же земли нынешней Польши, послужит «стартовой площадкой» для равноправного диалога двух культур.


Об авторе. Владислав Гулевич, 36 лет. Политический аналитик, обозреватель газеты «Час пик», член экспертной команды внешнеполитического издания «Международная жизнь», аналитик Центра консервативных исследований факультета социологии международных отношений МГУ им. Ломоносова.