Фото:

«Польша передала Евросоюзу свои исторические обиды»

Кандидат наук исторического факультета МГУ им. Ломоносова Вадим Трухачёв проанализировал для «NewsBalt» первые итоги председательствования Польши в Европейском Союзе.

Вот уже более двух месяцев страной-председателем Евросоюза является Польша. Объективно перед ней стояло две задачи. Будучи восточным «форпостом» ЕС, она должна была уделять внимание отношениям с Россией и другими странами СНГ. Помимо этого, от поляков ждали предложений по смягчению последствий кризиса и борьбы с наплывом беженцев из Северной Африки. Про второе они забыли практически полностью. Да и первую часть решили исполнить своеобразно – сквозь призму реванша на востоке и борьбы с Россией.

Польше выпало председательствовать в ЕС в непростое время. Чего стоит хотя бы кризис в Греции, конца и края которому не видно. Из-за него зашатались основы Евросоюза. А ведь в непростом положении находятся ещё Испания, Португалия, Ирландия. Непросто переживают кризис и не входящие в еврозону Венгрия, Латвия, Литва. Казалось бы, нужны конкретные предложения. Но от польских руководителей ничего внятного не прозвучало. Как будто если в Польше ходит злотый, а не евро, судьба экономики ЕС не должна её волновать.

Вторая проблема – война в Ливии и наплыв беженцев из охваченных революциями стран Северной Африки. Кроме заклинаний премьера Дональда Туска о том, что война закончится 1 сентября (чего не случилось), да общих фраз про важность демократии, ничего конкретного поляки не предложили. Действительно, от волн переселенцев страдают Мальта, Южная Италия, Греция. Поляки же действует по принципу «моя хата с краю». Как будто им не выпало руководить Евросоюзом. Теперь проблемы Мальты – отчасти и забота польских руководителей.

А вот к первой задаче поляки подошли с пылом с жаром. Главным событием своего председательства Польша назвала саммит «Восточного партнёрства», намеченный на конец сентября в Варшаве. Туда позвали руководителей Украины, Белоруссии, Молдавии и стран Закавказья. Россию там никто видеть не собирается, что сразу же вызывает множество вопросов относительно польских планов. Объективно – с Польшей граничит Калининградская область РФ, и хотя бы по этой причине с Россией можно было бы поговорить. Но на деле…

Изначально одним из авторов идеи «Восточного партнёрства» был глава МИД Польши Радослав Сикорски. Предполагалось в рамках программы ЕС установить особые отношения с Украиной, Белоруссией, Молдавией, Грузией, Арменией и Азербайджаном. Все эти страны должны получить от ЕС экономическую помощь, создать с ним зону свободной торговли, облегчить визовый режим. Вопреки ожиданиям Польши, программа по разным причинам забуксовала. На её реализацию в прошлом году Брюссель выделил 700 млн евро, и теперь в планах Польши – многократное увеличение данной суммы.

«Восточное партнёрство — исторический шанс для Азербайджана, Армении, Грузии, Белоруссии, Украины и Молдавии… Впервые страны Восточной Европы получают возможность близкой экономической и политической интеграции с Евросоюзом… Основой сотрудничества являются общие ценности — такие, как свобода, демократия, верховенство закона и соблюдение прав человека», — говорилось в программе польского председательства.

Едва ли не главное направление работы польской дипломатии в реализации своих планов – украинское. Об особом интересе к этой стране напоминать излишне. Часть Украины много веков входила в состав Польского государства. Польские магнаты имели земли вплоть до Харькова, многие деятели польской культуры родились на Украине. И едва распался СССР, Польша попыталась включить восточного соседа в орбиту своего влияния. И тут появилась программа максимум – включить Украину в ЕС вместе с Польшей. Едва войдя в Евросоюз, поляки добивались, чтобы Брюссель сделал именно их ответственными за восточную политику ЕС. Евросоюз на это не пошёл, но поляки действовали сами. Чего стоит только появление экс-президента Александра Квасьневского в Киеве во время «оранжевой революции». Или встречи Леха Качиньского с Виктором Ющенко, когда каждый раз два лидера выпячивали тему евроинтеграции Украины и противопоставления её России.

Приход к власти Виктора Януковича спутал полякам многие карты. Но они не опустили руки. В ход опять пошли аргументы об общности двух стран – проведение Чемпионата Европы по футболу в 2012 году, заключение Договора об ассоциации между Украиной и ЕС, отмена виз. Но кроме пряника, украинскому руководству был показан и кнут. Никто так рьяно не встал на защиту Юлии Тимошенко в Европе, как польские политики. Они открытым текстом призвали Януковича выпустить её, испугавшись, что евроинтеграция Украины окажется под угрозой.

«Польша является не только другом Украины, но и хорошим примером. Нам удалось войти в НАТО и ЕС», — сказал Бронислав Коморовски по окончании переговоров с Януковичем. Он призвал коллегу не чинить ненужные препятствия на пути евроинтеграции. «Одним из них является процесс над Юлией Тимошенко, которые западные СМИ трактуют как процесс политического характера, а не криминального», —отметил польский президент. В похожем духе выразился и бывший премьер Польши, а ныне председатель Европарламента Ежи Бузек.

Не забыли поляки и о Белоруссии, западные регионы которой являются родиной таких знаковых для Польши людей, как Тадеуш Косцюшко и Адам Мицкевич. Отношения с этим соседом складываются у поляков непросто. Александр Лукашенко – настоящее бельмо в глазу Варшавы. Покойный Лех Качиньски собирался пойти против него «крестовым походом». Польша одной из первых предложила ввести санкции против белорусского руководства. Варшава, Краков и Белосток уже много лет остаются центрами белорусской оппозиции. Впрочем, не во всём Польша последовательна. С одной стороны, она собирается создать Фонд международной солидарности, который займётся продвижением демократии в других странах – и наверняка в Белоруссии в первую очередь. С другой, глава МИД Сикорски сказал, что белорусы должны быть представлены на саммите «Восточного партнёрства» на самом высоком уровне. А как же «последний диктатор Европы»? Или ради геополитики можно поступиться чем угодно.

О России польские политики в связи со своим председательством в ЕС говорили куда меньше, чем о «Восточном партнёрстве». Между тем темы для обсуждения есть. Например, облегчение визового режима для жителей Калининградской области, жители которой имели бы право на многократные визы в ЕС. В принципе, Польша никогда не была против облегчения визового режима с Россией. Однако за «Восточным партнёрством» об этом как-то позабыли.

А вот об исторических комплексах в Польше, похоже, забыть не могут. Россия там воспринимается как главный геополитический противник, от которого нужно как можно быстрее оторвать Украину и Белоруссию. И теперь поляки перенесли свои обиды на общеевропейский уровень. Только вот не является ли такое председательство в ЕС дорогой в никуда? В итоге может случиться так, что следующему председателю Евросоюза придётся разгребать на российском направлении те завалы, которые оставят поляки. А завалы эти поляки наверняка оставят.


Также по теме:

В кресле председателя ЕС Польша не достигнет прорыва, чтобы не нарушить кропотливо выстраиваемый российско-польский диалог