С вступлением Польши и Литвы в Евросоюз Калининградская область оказалась на положении единственной российской территории, граничащей с объединённой Европой. Из общей протяженности сухопутных границ на долю стран ЕС у России приходится 15%. В 2009 г. польские инвестиции в Калининградской области ($141 млн.) в 2 раза превышали уровень польских капиталовложений в Москве ($72 млн.) и в 8 раз – в Петербурге. Затем наблюдался определённый спад активности польских предпринимателей в связи с финансовым кризисом, и теперь в Калининградской области насчитывается 106 польских фирм с капиталом 1002,9 млн. руб. (5,4% от объёма всего заграничного капитала в области).
О заинтересованности Варшавы калининградским полуэксклавом свидетельствует факт открытия здесь отдела содействия торговли и инвестициям Генерального консульства Республики Польша. По данным российской стороны, объём товарооборота между Польшей и Калининградской областью в 2010 г. составил $721 млн. 559 тыс. Объём польского экспорта достиг $685 млн. 193,6 тыс. Доля польского экспорта в общем объёме импортированных в Калининградскую область товаров составила 9,4%. Объём импорта из Калининграда в Польшу – 2,49%.
Поляки часто называют Калининградскую область Малой Россией, а польские коммерсанты рассматривают этот единственный граничащий с Польшей кусочек российской земли как трамплин для вхождения на общероссийский рынок, в т.ч., в масштабах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Поляки заинтересованы в реализации совместных проектов приграничного сотрудничества с Калининградской областью, поскольку значительную долю необходимых для этого финансовых средств поставляют структуры Евросоюза. Создавая зоны приграничного сотрудничества с сопредельными государствами на уровне территориально-административных единиц, Брюссель получает экономические и геополитические дивиденды: гомогенность экономических механизмов в регионах, граничащих с ЕС, склонность региональных властей к решению возникающих проблем, в т.ч., политического порядка, с учётом тесных экономических контактов со странами-членами ЕС, снижение конфликтного потенциала на границе ЕС с иными политико-экономическими образованиями (Таможенный союз, ОДКБ и т.п.).
Следует отметить, что Польша – выгодный экономический партнёр не только для России, но и для Германии. С появлением объединённого немецкого государства восточные немцы оказались в менее выгодном экономическом положении, чем их западные собратья. Экономически Восточная Германия откровенно не поспевает за Западной. Наблюдается отток населения, износ инфраструктуры, наличие неиспользуемого жилого фонда. В то же время восточно-германские земли граничат с Польшей, поэтому привлечение польских эмигрантов и польских предпринимателей среднего и малого уровня в полупустые города и веси в интересах Берлина и Брюсселя. Последнему крайне желательно избежать появления внутри ЕС «экономических ям», заметно отстающих по своим экономическим показателям от остальной Европы. Наличие таких «ям» по периметру ЕС менее критично, но также нежелательно.
Для «сглаживания» экономических различий между Польшей и Восточной Германией с одной стороны, и Восточной Германией и Германией Западной с другой, Брюссель реализует ряд программ приграничного сотрудничества между Берлином и Варшавой. С 2008 года действует программа трансграничного сотрудничества Польша-Германия (если точнее, Западное Поморье и земли Мекленбург-Передняя Померания и Бранденбург). Программа рассчитана до 2013 года и под её действие подпадает с немецкой стороны 15 000 кв. км. и 1 млн. жителей, а с польской – 22 900 кв. км. и 1млн. 700 тыс. жителей. Бюджет программы – 156 млн. евро. Среди официальных целей проекта – достижение сбалансированного экономического развития названных регионов. Подобная же программа реализуется в рамках трансграничного регионального сотрудничества Польша-Саксония. Оба проекта предполагают усиление интеграционных процессов в области научной деятельности, защиты окружающей среды, транспортных коммуникаций, сельского хозяйства, регионального планирования, образования, общественной безопасности, социальной инфраструктуры, и т. д.
Программа трансграничного сотрудничества Польша-Литва тоже рассчитана до 2013 года. Бюджет – почти 84 млн. 340 тыс. евро. Из них почти 71 млн. 670 тыс. выделит Европейский фонд регионального развития. Приоритеты польско-литовского приграничного диалога во многом идентичны приоритетам сотрудничества Варшавы и Берлина: модернизация приграничной инфраструктуры, развитие современных технологий, туризма, реализация инновационных проектов, укрепление связей в сфере образования, культуры и здравоохранения. С польской стороны в реализации программы принимают участие субрегионы Белостокско-Сувалкский, Ломжинский,Ольштынский и Элцкий. С литовской стороны – Мариямпольский уезд, Вильнюсский и Каунасский районы.
Программа трансграничного сотрудничества Польша-Белоруссия-Украина (2007-2013) охватывает с польской стороны воеводства Подляское, Любельское, Мазовецкое и Подкарпатское. Со стороны Белоруссии – области Гродненскую, Брестскую, часть Минской и Гомельскую. Со стороны Украины – области Львовскую, Волынскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую, Закарпатскую и Ровенскую. Под действие программы подпадает 75,3 тыс. кв. км. польской территории, 138 тыс. кв. км. – белорусской, 102,5 тыс. кв. км. – украинской. Бюджет проекта — 88 млн. 143 тыс. евро.
Приведённых выше данных достаточно, чтобы заметить разницу в объёмах экономического сотрудничества Польши с каждым из своих соседей. Германия была и ещё долго будет приоритетным экономическим партнёром Польши, как страна с более передовой экономикой. Сотрудничество с Украиной и Белоруссией продиктовано экономико-географическими факторами, но не стоит забывать о геополитической подоплёке. «Восточные территории» (kresy wschodnie), т.е. западно-украинские и западно-белорусские земли, входившие одно время в состав польского государства, мыслятся в польском историческом сознании как неотъемлемая часть если не Польши, то польского ментально-духовного пространства. Распространение своего культурного, политического и экономического влияния на эти земли – приоритет для Варшавы. Официально в Белоруссии проживают 400 тыс. поляков (самая крупная не ассимилированная польская ирредента в мире). На Украине – 144 тыс. поляков. Стремление Варшавы к положению локального лидера и альтернативного Москве полюса силы непременно подразумевает наращивание экономического присутствия в регионе, переориентацию приграничных территориально-административных единиц на Польшу. Отношения Варшавы с Минском претерпевают сейчас период «холодной войны». С Киевом – напротив. Польша является наибольшим торговым партнером Украины среди стран Центрально-Восточной Европы и по результатам I полугодия 2011 года занимает четвёртое место среди стран мира с показателем внешнеторгового оборота в $2,9 млрд.
В Литве проживает 230 тыс. поляков, которые также представляют собой наименее ассимилированную польскую диаспору и наиболее сплочённую. Вспомнить хотя бы массовые протесты польского населения против упразднения классов с польским языком обучения и перевод их на литовский язык. Но приграничное сотрудничество по линии Варшава – Вильнюс является внутриевропейским проектом (оба государства – члены ЕС) и подчинено внутриевропейским тенденциям. Трансграничные проекты Польши с Украиной и Белоруссией – внеевропейские проекты, где Польша реализует свои специфические интересы, неразрывно связанные с её геополитическими целями. В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой, что напрямую относится к Белоруссии и Украине, и непосредственно затрагивает интересы России в этих республиках. Проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках глобальной консолидации польской нации. Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или про-польски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев. В данной инициативе просматривается стремление создать религиозно-культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. Некоторые белорусские и украинские полонийные организации учреждают малые предприятия и фирмы для перехода на частичную самоокупаемость.
Экономическое сотрудничество Польши с калининградским полуэксклавом укладывается в канву взаимодействия Евросоюза со своими соседями. В польском массовом сознании Калининградская область не воспринимается как неотъемлемая часть современной Польши (противоположный взгляд на принадлежность области исповедуется малочисленными маргиналами). Здесь Варшава не стремится претендовать на роль регионального ведущего и идёт в фарватере общеевропейской политики. Однако потенциал польско-российских торговых связей реализуется далеко не полностью, что неблагоприятно сказывается на экономике Калининграда и области. Наращивание темпов приграничного сотрудничества – в интересах обеих сторон, поскольку преданность нездоровой автаркии приведёт к застойным явлениям в экономике региона.
Тем не менее, чрезмерная открытость также не всегда является показателем положительных изменений. Много говорится о плюсах приграничного сотрудничества и редко – о минусах. Охарактеризовать общую схему можно в терминах Константина Чхеидзе, автора известного очерка «Из области русской геополитики» (1927 г.), где он указывал, что на пространствах России с замечательной наглядностью могут быть наблюдаемы два встречных процесса. С одной стороны, от центра к периферии, идёт поток русификации. С другой стороны, от периферии к центру — процесс окраинизации — возрождение национальных культур и восприятие единой общероссийской евразийской культурой отдельных периферийных элементов. «Окраинизация» — это ослабление централистского властного начала с угрозой дальнейшего сепаратизма и небывалого стратегического упадка России. Задача власти – прибегать к пропорциональному подходу, когда гармоничный баланс по формуле «централизм-периферийность» — залог мощи России-материка. В геополитическом симбиозе центра и окраин без губительной абсолютизации этнонациональных особенностей каждой провинции лежит путь к духовно-политической монолитности России.
В случае с Калининградской областью необходим гибкий подход для придания прочного равновесия внешнеэкономическим и внутриэкономическим векторам развития региона. Если фактический объём внешнеэкономических проектов будет критично зашкаливать допустимые пределы, начнётся неминуемый политико-экономический дрейф Калининградской области в западном направлении. Неспроста углубление региональной идентичности заявлено одной из целей еврорегиона «Балтика». Упоение региональной идентичностью приведёт к ослаблению общероссийской идентичности населения Калининградской области. Политическая карта сначала возникает в человеческих головах, а затем ложится на бумагу. Периодические курьёзы, когда стратегически важный Калининград отсутствует на картах РФ, отражают его политико-ментальную удалённость от материковой России в силу географических причин. Поэтому экономические связи области с остальной Россией не менее важны, чем принципы трансграничного сотрудничества.
Другие статьи автора:
Почему в Польше крайне скудно представлено русское печатное слово?