Парламентские выборы, которые состоятся совсем скоро – 9 октября в Польше, будут иметь определяющее значение для развития, как самой Польши, так и для всего ЕС, где Польша сейчас председательствует. Это председательство — шанс для Польши укрепить свои позиции в Евросоюзе и за его пределами, а также осуществить свою мечту – стать основным игроком на пространстве всей восточной Европы, и в первую очередь на российском направлении.
Стоит заметить, что, как правило, для польских политических партий характерной чертой является сконцентрированное внимание в программах на вопросы внутренней политики, что выражается, естественно в снижении роли аспектов внешней политики. Некого рода исключениями из этого правила являются крупнейшие польские партии – «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska) и «Право и справедливость» (Prawo i Sprawiedliwość), в программах которых, внешней политике уделено достаточное внимание. Также внимание внешней политике, но в значительно меньшем размере уделено в программах партии «Союз демократических левых сил» (Sojusz Lewicy Demokratycznej) и Польской крестьянской партии (Polskie Stronnictwo Ludowe). В программах остальных релевантных политических партий их взгляды на внешнюю политику не отражены или отражены незначительно.
Согласно опросу, проведённому уже после доклада комиссии Миллера в августе центром Homo Homini для Польского радио, в парламент пройдут лишь 4 партии (как ни странно, как раз те, в программах которых описано видение внешней политики государства):
• «Гражданская платформа» — 37%,
• «Право и справедливость» — 25,9%
• «Союз демократических левых сил» — 15,2%
• «Польская крестьянская партия» — 6,8%.
Перед тем как рассматривать конкретно программы партий, нельзя не упомянуть о том, что все без исключения польские политики, независимо от партийной принадлежности, согласны с представлением о России как о важном партнере, особенно в экономической сфере.
«Гражданская платформа»: взаимодействовать с Россией «уважительно, но с железной рукой»
Начнём с фаворитов избирательной компании 2011 года – партии Дональда Туска «Гражданская платформа». Партия была фаворитом и на прошлых выборах в 2005 году. И тогда у концепции внешней политики ГП было 3 кита:
• сохранение польской исторической идентичности,
• более глубокое интеграция в ЕС,
• реализация польских геополитических интересов.
В 2005 году партия была нацелена на улучшение отношений с Россией, но оговаривалось, что во многом это будет зависеть от РФ и от общеевропейской внешней политики в целом. В предвыборной программе «ГП» 2011 года Россия упоминается всего несколько раз на чуть менее чем 200 страницах. Но уже их этих отрывков можно судить о том, что данная партия продолжает заложенный 5 лет назад курс.
Партия видит в России важного партнёра и даже союзника. В программе «ГП» содержатся предложения по усилению взаимодействия в рамках Веймарского треугольника с привлечением Калининграда к этому сотрудничеству и даже рассматривается возможность использования российской системы ПРО для защиты части территории Польши и Балтийских стран, что явно выходит за рамки представлений обычных российских граждан о намерениях Польши разместить американские «Пэтриоты» вблизи российских границ.
Большое внимание в программе «ГП» уделено проекту малого приграничного движения между северо-восточными воеводствами Польши и Калининградской областью, который польская сторона активно лоббирует. Этот проект «ГП» готова и далее поддерживать, по мнению партии, он «откроет Калининградскую область для Европы». И буквально на днях в СМИ появилась информация, что законопроект практически готов и только ждёт согласования с властями ЕС. Отдельным пунктом в программе ГП упоминается возможность подписания соглашения о судоходстве через Балтийский пролив (Cieśninę Pilawską).
В то же время, даже «Гражданской платформе» при всех «реверансах» в сторону России не удалось избежать упоминания в программе пресловутого «страха перед Россией», преодолеть который поможет лишь сильная Польша, и сильная позиция Польши в ЕС, которая в свою очередь укрепляется благодаря конструктивному подходу в отношениях с Россией. Получается своего рода круговорот, который в любом случае, на мой взгляд, ведёт к улучшению двусторонних отношений. Программа партии призывает взаимодействовать с Россией «уважительно, но с железной рукой (z szacunkiem, ale z żelazną konsekwencją), чтобы она соблюдала все международные обязательства, будь то вопросы прав человека, разоружения или энергетической политики».
Самый острый вопрос для всех политических партий Польши, а может быть и для всех её граждан – Катынь. Пытаясь привлечь избирателей на свою сторону партия напоминает им о том, что именно благодаря им «в России признали преступления, совершённые сталинским режимом в Катыни», о чём свидетельствует декларация принятая в Государственной думе. Как бы подводя итог отражению отношения к России, в программе содержится вывод о том, что «несмотря на всё трудности и различия в оценках и взглядах, связанные в том числе и со Смоленской трагедией, результат российско-польских отношений является положительным».
«Право и справедливость: Туск — шпион России
Следующий пункт – партия «Право и справедливость», в 2005 году в программе партии сквозило очень осторожное отношение к России и Германии, которое должно было базироваться на исторической памяти. Партия желала максимально активного участия Польши во всех международных объединениях, а ЕС и США должны были быть главными стратегическими партнёрами. С Россией также планировалось выстраивание добрососедских отношений. И хотя в речах лидеров партии присутствовал «страх перед Россией и Германией и союзом этих стран», уже тогда партия заявляла, что она — «не партия русофобов».
В программе 2011 года первое же упоминание России гласит, что «пора положить конец неравноправным отношениям с РФ, сломать бытующее в России мнение, что Польша – не полноправный член ЕС».
Программа «Права и справедливости» пронизана претензиями к «Гражданской платформе», что неудивительно, ведь это правящая партия и их основные конкуренты. Но, что любопытно, одним из основных пунктов претензий является слишком тёплое, по мнению «ПиС» отношение «ГП» к России. Кроме того, в тексте программы ни один раз лидера «ГП» Дональда Туска обвиняют чуть ли не в пособничестве России. Это касается как вопросов размещения ПРО, Вислинской косы, поставок газа и т.д. Множество раз по тексту программы встречаются упоминания, что Россия не уважает Польшу, не считает её за равноправного партнёра, что к Польше в РФ до сих пор относятся как к стране советского лагеря.
Как и для «Гражданской платформы» для «ПиС» особенно важным являлся и является вопрос о Катыни. По мнению партии это событие следует считать именно геноцидом польского народа и никак иначе. Любое отрицание этого факта, по их мнению, унижает польский народ. В программе говорится, что и в этом вопросе Туск снова «пошёл на уступки России и признал их оправдания, пойдя при этом против президента, что закончилось смоленской трагедией».
Большое внимание в программе уделено вопросу расследования катастрофы МАК, которое проводилось по их мнению без участия Польши, что не совпадает с действительностью. В вину Туску ставится то, что Польша не обратилась в НАТО за помощью в расследовании. События связанные со Смоленской трагедией в программе партии отражены приблизительно следующим образом: «русские и руководство «Гражданской платформы» спланировали свой сценарий церемонии памяти жертвам Катыньской трагедии, но когда вмешался президент Лех Качиньски – всё могло пойти не по их сценарию, и тогда случилась катастрофа…». Это заявление вполне может быть расценено как обвинение в том, что Россия подстроила катастрофу.
Программа «ПиС» как бы заявляет: Туск — шпион России. Приводятся примеры визита Лаврова в Варшаву, продажи Lotos (второй по величине нефтепереработчик Польши. — «NewsBalt») российским компаниям (чего не было даже при Александре Квасьневском и Польской партии крестьян — Polskie Stronnictwo Ludowe (PSL), отсрочивание решения по размещению американских ПРО, вывод польских войск из Ирака и т.д. Сегодня Россия для «ПиС» (и страх перед Россией в том числе) ни что иное как оружие борьбы против Туска.
В случае победы на выборах «ПиС» собирается развивать сотрудничество с Россией и Белоруссией только в случае явной выгоды для Польши, но одновременно чинить России различные неприятности.
В общем и целом Туск возобновил патронажно-клиентельные отношения с Россией, которые разорвал Лех Качиньски. Отказ размещения ПРО, отказ от термина «геноцид» в отношении Катыни, отказ от проекта строительства канала на Вислинской косе, отказ от Ягеллонской политики (Польша – лидер ЦВЕ), отказ от лоббирования политики Польша-РФ в угоду ЕС-РФ, речь Путина в Гданьске на Вестерплатте, протокольные уколы и, в конце-концов, отказ от расследования Смоленской катастрофы – всё это результат предательской политики Туска – это одновременно и описание видения российско-польских отношении и попытка раскрыть «заговор Туска и России».
Тем не менее, будет несправедливо не упомянуть о том, что лидеры партии признают, что улучшение отношений Польши с РФ – реальный факт, но действительное улучшение возможно только в долгосрочной перспективе, и только если Россия будет развиваться по демократическому пути.
Посмотрев на результаты октябрьских выборов – можно будет с легкостью понять – насколько ещё велик пресловутый «страх перед Россией».
«Союз демократических левых сил»: Россия и Германия – «ключевые соседи» Польши
Позиция партии «Союз демократических левых сил» (Sojusz Lewicy Demokratycznej), в 2005 году была следующей: стремление к укреплению польской позиции в ЕС и НАТО любой ценой. Политика в отношении России, по мнению лидеров партии, не должна опираться только на критику нашей страны. Интересно, что по мнению политиков «СДЛ», они «чувствуют» Россию лучше, чем другие польские политики.
Предвыборная программа «СДЛ» этого года выдержана в тех же тонах, что и в 2005-м – в ней несколько раз вспоминают о событиях, связанных с установкой американских ракет «Пэтриот» в Польше, но в то же время критикуют польское Министерство инфраструктуры за проблемы с выдачей разрешений на проезд российских большегрузных транспортных средств. В программе партии констатируется, что за последнее время отношения Польши с Россией, Германией и восточными партнёрами улучшились, что РФ и Германия – «ключевые соседи» Польши.
Также как и в программах «ГП» и «ПиС» в программе «СДЛ» уделяется внимание проблеме поиска исторической правды в отношениях с РФ, особенно о сталинской эпохе и о событиях в Катыни.
В программе партии положительно оценивается проект запуска хорошо нам знакомого малого приграничного движения с Калининградской областью, т.к. оно благоприятно повлияет на северо-восточный регион Польши. Интересно то, что в «СДЛ» Калининград рассматривают как возможного участника Веймарского треугольника – как город, объединяющий Германию, Польшу и Россию, из чего следует, что таким образом можно было бы выстраивать линию сотрудничества Россия – НАТО и в том числе систему коллективной безопасности.
«Польская крестьянская партия» с декларацией о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве с Россией
Программа «Польской крестьянской партии» (Polskie Stronnictwo Ludowe) отличается довольно чёткой внешнеполитической доктриной. Партия ориентирована на активное членство в НАТО и ЕС и выступает за общеевропейскую восточную политику. Как в 2005 году, так и сегодня она выступает за активное развитие таких структур как Вышеградская группа и Совет государств Балтийского моря, а также за прагматический (для развития экономики) подход к внешней политики в целом. В программе партии декларируется, что Польша заинтересована в достижении равноправного и взаимовыгодного экономического сотрудничества с Россией.
При условии, что по всем социологическим опросам в парламент пройдут только четыре вышеназванные партии, то вполне логичным видится тот факт, что в программах других польских политических партий упоминаний о России или об отношениях с Россией не содержится вовсе, либо содержатся лишь отрывистые комментарии, например, как в программе Демократической партии Польши, где на последней странице программы России посвящён целый абзац, состоящий из 2-х предложений о том, что отношения с Россией должны выстраиваться в основном по линии ЕС-Россия, что к этим отношениям необходимо привлекать США и вновь упоминается необходимость поиска исторической правды – без уточнений по каким вопросам.
Вывод: польско-российские отношения преодолели рубеж исторических предубеждений
Подводя итог, выделим основные пункты, по которым Российская Федерация упоминается в программах политических партий Республики Польша в предвыборной кампании 2011 года:
1). Страх перед Россией (часто страх перед Россией и Германией).
2). Проблемы с транспортировкой газа и нефти.
3). Калининградский вопрос (Балтийский пролив и малое приграничное движение).
4). Взаимодействие по линии ЕС-Польша-Россия (здесь же Веймарский треугольник).
5). Катыньский вопрос (здесь же Смоленская трагедия).
6). Вопросы безопасности и размещения ПРО на территории Польши.
Проведя анализ представленных программ, можно сделать вывод, что наиболее важным пунктом при описании взаимодействия с Россией для большинства партий является вопросы взаимодействия между ЕС, Польшей и Россией, а также возможности сотрудничества в рамках Веймарского треугольника. Нельзя не сказать о том, что довольно характерной для многих поляков является деление картины внешнеполитических отношений на: двусторонние отношения Польша – Россия и Польша – Германия и отдельно Польша – все остальные страны. Это в очередной раз подчёркивает особый статус России и Германии в польской внешней политики, что, безусловно, связано с историческими предпосылками.
Столь же важным для поляков является Катыньский вопрос и вопрос исторической политики в целом. Далее следуют Калининградский вопрос и возможный запуск малого приграничного движения, а также проект строительства канала на Вислинской косе. Приблизительно равный вес имеют проблема размещения ПРО в Польше и «страх перед Россией». Из представленных вопросов, наименьшую остроту имеет вопрос газового и нефтяного транзита, данная проблема отражена только в программе партии «Право и справедливость». Говоря о том, как результаты голосования могут повлиять на российско-польские отношения, нужно отдельно отметить такую черту программ польских партий как популизм. Фактически, многие программы – это «программы-хамелеоны», которые при необходимости могут быть преподнесены в нужном виде.
Хотя на первый взгляд кажется, что «ГП» выступает за дальнейшее сближение с Россией, а «ПиС» резко против этого, на самом деле обе стороны при особых обстоятельствах могут быть как союзниками России, так и противниками. Смело утверждать можно только то, что за последние годы, когда Польшей стала руководить партия «Гражданская платформа», отношения с Россией преодолели рубеж исторических предубеждений и стали более прагматичными, опираясь на последние результаты опросов общественного мнения, можно предположить, что в ближайшем будущем этот курс на сотрудничество и сближение будет продолжен.