В кресле председателя ЕС Польша не достигнет прорыва, чтобы не нарушить кропотливо выстраиваемый российско-польский диалог

Политический аналитик Владислав Гулевич проанализировал для «NewsBalt» первые итоги председательства Польши в Евросоюзе.

Пост председателя ЕС Польша занимает со второго полугодия 2011 года. Задолго до этой даты польские эксперты приступили к оценке перспектив Варшавы играть более заметную роль в регионе Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) во время председательского срока, а также определяли контуры будущей польской «восточной политики».

Одним из основных стратегических механизмов по упрочению положения Польши в ЦВЕ служит проект Восточного партнёрства (ВП). Проект был представлен в 2008 году на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции, и рассчитан на шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. Варшава заинтересована в интеграции этих государств в евро-атлантические структуры (особенно Киева, Минска и Кишинёва, учитывая их географическую близость к Польше). Но поскольку об их членстве в ЕС речи пока быть не может, в рамках ВП предлагается укрепить стратегическое сотрудничество с указанными странами, а также приступить к реализации ряда экономических проектов, которые бы благотворно сказались на экономическом состоянии стран-участниц, чьи интересы в настоящее время слишком тесно связаны с Россией. Экономический аспект не менее важен аспекта политического, поскольку страны — восточные соседи Польши, являются беднейшим регионом Восточной Европы. До 2013 г. на нужды Восточного партнёрства планируется выделить 600 млн. евро.

Поставленную задачу по реактивации проекта ВП нельзя считать лёгкой:

1) Внимание Соединённых Штатов и Евросоюза, основных геополитических партнёров Польши, сосредоточено на событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Полякам будет непросто заставить своих союзников отвлечься от насущных политических вопросов, и обратить своё внимание на проблему польско-российских отношений (а программу ВП необходимо рассматривать только в данной опции).

2) Для полнокровного функционирования проекта ВП необходимо участие в ней Белоруссии, чего мы пока не наблюдаем.

3) Не менее важно привлечь к проекту Украину, которая периодически выказывает перед Варшавой знаки дружбы.

4) Азербайджан и Армения, как, впрочем, и весь Кавказ, по-прежнему остаются на периферии польской внешней политики, а чрезмерные заигрывания с Грузией не нужны самой Варшаве, которая стремится сегодня снять напряжение в польско-российских отношениях.

В сложившейся ситуации особое внимание предполагается уделить Молдавии, открыто высказывающейся в пользу евроинтеграционных механизмов в противовес усилению в регионе российского влияния. О потеплении отношений между Кишинёвом и Варшавой говорит посещение польским премьером Дональдом Туском Молдавии 29 марта 2011 года. Во время встречи с и. о. президента Молдавии Марианом Лупу и шефом молдавского кабинета министров Владимиром Филатом Туск подтвердил готовность Польши поддержать проевропейские аспирации Кишинёва. Молдавия – беднейшее государство Европы, в котором доход на душу населения составляет 9% от среднего по Европе. Вместе с тем, Молдавия – стратегически выгодный плацдарм для культурно-политического продвижения на восток, поэтому Польша выразила готовность к участию в урегулировании приднестровского конфликта. Поляки ссылаются на то, что Приднестровье – проблема не только Молдавии и Румынии, но и всего Европейского Союза, а, следовательно, и НАТО.

Пространство, охватываемое проектом ВП, довольно разнообразно не только с экономической (ВВП Украины, крупнейшего участника программы, в 5 раз меньше, чем в среднем по Европе, а наиболее успешные в экономическом плане страны — Азербайджан и Белоруссия, в то же время «системно» наиболее отдалённые от европейских стандартов), но и с культурно-цивилизационной точки зрения (Грузия, Армения, Азербайджан – на Кавказе, Молдавия, Белоруссия, Украина – в Европе). Поэтому позицию Варшавы можно назвать достаточно реалистичной и взвешенной. Она включает три компонента — жёсткое противостояние с официальным Минском, отказ от агрессивной антироссийской политики на Украине и попытки сместить вектор польской восточной политики в направлении Молдавии. Молдавия – это «территориальная компенсация» Варшаве за восстановление российского влияния на Украине и неудачи в борьбе с режимом Александра Лукашенко. В случае успеха «продвигаться» дальше на восток Польша сможет уже с территории Молдавии. Первой преградой послужит Приднестровье и дислоцированные там российские миротворцы, поэтому вовлечённость Польши в приднестровские дела вполне объяснима.

Варшава поступила предусмотрительно, и положила крепкий задел своей будущей политики на востоке за два месяца до вступления в должность председателя ЕС, а именно в мае 2011 года. Тогда страны Вишеградской четвёрки (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) объявили о намерении создать новое боевое соединение под командованием Польши, которое к 2016 году превратится в полноценный военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями. И уже с 2013 года Вишеградская группа примет участие в серии военных учений «Ответная сила» (под эгидой НАТО). Решение Вишеградской четвёрки «сплотиться силой» может прочно «запечатать» восточно-европейское направление для российской внешней политики. Выбор Польши на роль руководителя новообразованного союза тоже не случаен: поляки — самый крупный по численности армии и населению союзник США в ЦВЕ с задатками регионального лидера. В дополнение ко всему, в 2013 году на польской территории на трёх авиабазах Кшесина, Ласк и Повидз разместится группировка ВВС США.

Страны нового военного блока раскинулись от Балтийского побережья до границ Румынии. По центру будут сосредоточены вооружённые силы Вишеградской четвёрки, а с флангов находятся Румыния с её экспансионистскими идеями и отношением к России как к врагу №1 (это чёрным по белому записано в военной доктрине Бухареста) и страны Прибалтики с натовским контингентом и традиционной русофобией. Очень напоминает проект «Междуморья» Юзефа Пилсудского — объединение в единый антироссийский блок почти всех государств от Балтики до Чёрного моря. Как и при Пилсудском, особое значение придаётся Украине, присоединение которой к Вишеградскому военному союзу в ближайший десяток лет сейчас как раз обсуждается. Для того чтобы полностью отгородиться от России, Вишеградской группе желательно заручиться поддержкой Болгарии и Турции. Открыто София помогать «замуровывать» восточно-европейские рубежи не собирается, но и мешать этому не будет. Сложнее с Анкарой. С недавних пор отношения Турции и РФ значительно улучшились, а это значит, что «вишеградский заслон» на юге так и не упрётся в Черное море.

Стоит также обратить внимание на недавний визит президента Украины Виктора Януковича в Польшу. То, что эта поездка — отзвук его непростого диалога с Россией, ни у кого не вызывает сомнения. Отказавшись от присоединения к Таможенному Союзу, продолжая углублять отношения с НАТО и намереваясь пересмотреть газовые контракты с Москвой, Киев находится в поисках внешней опоры, которая позволила бы ему устойчиво балансировать у избранной черты. Отпрянув от России, Янукович, вполне характерно, пытается нащупать точку опоры в лице Польши, как председателя ЕС. Примечательно, что встреча с президентом Польши Брониславом Коморовским была вообще первой встречей украинского президента с кем-то из зарубежных коллег после ареста экс-премьера Юлии Тимошенко. Польша пытается сбить негативный накал вокруг украинского президента в связи с судебными процессами против оппозиционных политиков, опасаясь приостановки «европейского курса» Киева. Публично Коморовски говорит о том, что судебная тяжба с Тимошенко послужит препятствием на пути Киева к ЕС (мнения дипломатов ЕС об этом читайте здесь. — «NewsBalt»). Но под этим подразумевается попытка Варшавы сделать всё возможное, чтобы никакая преграда не помешала Киеву сблизиться политически либо экономически с объединённой Европой в противовес России. Польша, уговаривая Януковича быть мягче с Тимошенко, пытается лишить козырей те государства, которые противятся членству Киева в ЕС и могут воспользоваться делом экс-премьера как предлогом. Вскоре Варшава будет принимать у себя саммит ВП и сделает всё возможное, чтобы эта программа получила второе дыхание. Администрации Коморовского необходимо до начала саммита внести новую струю в отношения Украины и Запада, минимизировав весь ущерб, нанесённый Киеву арестами оппозиционеров. Устами председателя Европарламента Ежи Бузека Польша выразила надежду завершить работу над Соглашением об ассоциации между Брюсселем и Киевом еще во время польского председательства в ЕС. По сути, Варшава выступает как самый мягкий, самый последовательный и незлобивый внешнеполитический партнёр Киева в Европе.

Резюмируя, отметим, что Польша сегодня:

— старается играть более активную роль на молдавско-приднестровском направлении, встречая полное содействие со стороны прозападного Кишинёва;

— с готовностью откликается на любые инициативы Украины по сближению двух стран, для которой продолжает играть роль альтернативного полюса силы;

— проводит политику умелого лавирования, умудряясь не конфликтовать с Кремлём из-за Украины и одновременно с этим активничать в Белоруссии и Молдавии, играя, во многом, против российских интересов;

— успешно повышает свой авторитет в объединённой Европе, отказавшись от агрессивно-неприязненной риторики в адрес Кремля.

Однако заметим, что принципиальных изменений в отношениях по линии Брюссель – Москва во время польского председательства не произойдёт. Скорее, будет сохранён статус-кво. Градус потепления в отношениях Варшавы и Москвы, учитывая их традиционный негатив, и так достаточно высок. Не в интересах Польши его ни понижать, ни повышать. Понизить его Варшава сможет только напористыми действиями без учёта интересов России, а это не нужно администрации Дональда Туска, пытающейся вывести Польшу на новые позиции в Евросоюзе. Повышение этого градуса возможно только, если Польша пойдёт навстречу Кремлю в принципиальных для себя вопросах, а этого она тоже делать не будет. Отсюда вывод: в кресле председателя ЕС Варшава не достигла и не достигнет прорывных результатов. Она будет придерживаться политики прочной стабильности, стараясь приблизить к себе Киев и, по возможности, Минск, однако с соблюдением мер осторожности, чтобы не нарушить кропотливо выстраиваемый российско-польский диалог.


Другие статьи автора:

Почему в Польше крайне скудно представлено русское печатное слово?