Калининградская область, соглашаясь на местное приграничное передвижение, берёт на себя повышенные обязательства: интервью «NewsBalt»

Министр - руководитель Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова в интервью «NewsBalt» рассказала о перспективах сотрудничества с соседями по Балтийскому региону.

Министр — руководитель Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова в интервью «NewsBalt» рассказала о перспективах сотрудничества с соседями по Балтийскому региону.

— Алла Генриховна, Агентство по международным связям в правительстве Калининградской области было создано всего лишь два года назад. Насколько создание подобного ведомства – политический проект, учитывая эксклавность Калининградской области?

— В структуре региональной власти всегда работало управление по международным связям. В 2010 году при реструктуризации правительства Калининградской области отдельной структурой было организовано Агентство по внешнеэкономической деятельности и международным связям. Как мне кажется, это стало отражением понимания того, что международные вопросы для Калининградской области имеют особую важность. Ведь очевидно, что контактов с заграницей у нас несоизмеримо больше, чем, скажем, в Саратове. Позволю себе процитировать одного федерального политика, который сказал в этом году о нашем агентстве: «Это первый случай, когда региональным международникам реально есть, чем заниматься». Так что политики здесь нет, а масса задач – есть. Международный компонент пронизывает, наверное, любой сегмент деятельности в Калининградской области. Это и транспорт, и экономика, и культура, и туризм…

— То есть вы курируете международную деятельность региональных министерств?

— Кураторов тут нет. Мы занимаемся практикой, зачастую в режиме ручного управления. Я вам наглядно покажу на примере одного рабочего дня. Например, вчера состоялась встреча с немцами, которые представляли германское министерство экологии и атомной промышленности. У них есть небольшое финансирование под совместный российско-германский проект по двумя направлениям: работа с отходами как электронной промышленности, так и сельского хозяйства, и проведение экспертизы национальных парков и заказников. Совместно с нашим министерством ЖКХ и строительства, Агентством по туризму, Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов и с немецкой делегацией мы практически сформировали повестку дня на 2012 год. В частности, по дополнительной экологической экспертизе Куршской косы, если будет принято решение о создании там туристско-рекреационной зоны.

Далее — сегодня были литовцы. Очень инициативная группа из еврорегиона «Шешупе». Приехали с идеей организовать туристический маршрут из города Советска Калининградской области до литовского Каунаса по внутренним водным путям. В июле этого года президент России подписал закон, позволяющий ходить по российским внутренним водным путям судам под иностранными флагами. Но дело всё в том, то хоть разрешение и есть, но нет ни инфраструктуры, ни регламента.

Иными словами, наше агентство занимается как переговорами, так и точечной работой с инвесторами. Занимаемся хэдхантингом, если хотите (от англ. headhunting — охота за головами; термин профессиональных кадровых агентств. — «NewsBalt»)!

— Давайте поговорим о местном приграничном передвижении между Калининградской областью и северными воеводствами Польши. Некоторые эксперты говорят, что мы взлетаем на самолёте при необорудованном для посадки аэродроме. Ведь наши погранпереходы захлестнёт волна очередей…

— А кто оценил, что местное приграничное передвижение будет столь массовым? Это раз. Ну, а два – естественно, потребуется соответствующая работа по оптимизации работы пунктов пропуска. Губернатор, например, уже проводил совещание с силовиками по этому поводу. Конечно, потребуется более слаженная работа всех контролирующих границу структур для работы в таком новом формате. Также Генеральное консульство Польши готовится к расширению – увеличивается количество сотрудников и помещений для работы с нашими земляками, которые обратятся за разрешением на местное приграничное передвижение.

— Люди сравнивают с 90-ми годами, когда калининградцы без виз посещали Польшу и Литву, и были безумные очереди…

— Здесь, на мой взгляд, надо отделить мух от котлет. Да, данный режим, конечно, расширяет количество людей, которые потенциально смогут посещать польское приграничье без виз, но… Местное приграничное передвижение — это не хаотичное и произвольное движение. Для того, чтобы у вас появился документ, разрешающий пересекать границу с Польшей без шенгенской визы, вам придётся обращаться в польское консульство. Тот факт, что вы — калининградец, не даёт автоматического права на путешествие по Мазурам! Более того, вам предстоит объяснять консульству цели выезда в Польшу. Предполагается, что любое обращение должно быть рассмотрено положительно, но всякое случается. И ещё — разрешение на местное приграничное передвижение выдаётся только тем, кто имеет ценз осёдлости в Калининградской области не менее 3 лет.

— А, кстати, что это будет за документ? Наклейка в паспорте?

— В ходе переговоров обсуждались различные варианты, окончательные технические детали будут определены соответствующими органами обеих сторон. Для нас с вами будет, скорее всего, электронная карточка. Однозначный плюс для калининградцев – вам не штампуют загранпаспорт. Но есть минус – карточку легко потерять. Поэтому заранее обращаюсь к землякам — будьте внимательными в Польше! Ведь база данных нарушителей одна, никто под нас не будет делать отдельную базу нарушителей местного приграничного режима

— Коли заговорили о нарушениях, насколько оптимистичны ваши прогнозы о сознательности калининградцев не пересекать отведённую зону местного приграничного передвижения в Польше?

— Конечно, Калининградская область взяла на себя повышенные обязательства. Полякам нечего опасаться на территории Калининградской области, для них нет запретных зон, кроме специальных территорий, въезд иностранцев в которые регламентирован. Мы же должны надеется только на нашу совесть и сознательность. Разумеется, поляки должны будут снабдить калининградцев картами или памятками, каким образом не «заплывать за буйки». Но ведь всюду указателей не наставишь. Сетку же не протянешь. Правда, польская сторона на переговорах обмолвилась, что в целом поляки будут относиться с пониманием к «несознательным» нарушителям местного приграничного режима, но к злостным нарушителям будут приниматься меры. Мало кто знает из калининградцев, что польские стражи порядка наделены полномочиями проверять документы у иностранцев в любой точке Польши. Остановят вас где-нибудь под Ольштыном и попросят документы – знайте это обычный пограничный контроль. И это законно.

— А почему Литва не так активно, как Польша, ведёт переговоры об увеличении территории малого пограничного движения?

— У меня есть объяснение, полученное от министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса во время его встречи с калининградским губернатором Николаем Цукановым. Дипломат сказал: «Если увеличить эту зону, то Литва окажется разделённой на две части». Наверное, Литва хотела бы подписать соглашение с Калининградской области, как того требует регламент Евросоюза, — с 30-километровой зоной для посещения без шенгенской визы. Но, боюсь, для нас это не очень интересно. В 30-километровую зону не попадают даже Клайпеда и Паланга – традиционные места отдыха калининградцев. Поэтому переговоры с Литвой необходимо продолжать, и мы верим, что переговорный процесс принесёт свои плоды.

При всём этом вот что хотелось бы отметить — несмотря на ряд проблемных вопросов, стоящих на российско-литовской повестке дня, межрегиональные отношения между нами на настоящий момент переведены исключительно в практическую плоскость. И, как мне кажется, именно этот ресурс — это те ценности, которые необходимо поддерживать. То, как мы вместе работаем по программе приграничного сотрудничества Литва-Польша Россия – реальная «история успеха». Сложные политические вопросы, к счастью, не мешают нам готовить общие проекты по улучшению экологии, развитию туризма, культурных связей. Здравый смысл — вот то, чем мы руководствуемся в нашей совместной работе.

— Расскажите о готовящимся визите делегации Калининградской области в Швецию. Согласны ли с мнением о том, что сотрудничество со странами Скандинавии, бурно начавшееся в конце 90-х – начале нулевых годов, сошло на нет? С чем, по вашему мнению, это связано?

— Скандинавию нам нельзя терять. Однако, на мой взгляд, снижение этого взаимодействия вызвано, скорее, не охлаждением отношений, а более прозаичными причинами — прекратили своё существование датская и шведская программы содействия. В частности, DEPA, DANIDA, SIDA.

Что касается предстоящих мероприятий в Швеции, то с 13 по 14 октября мы везём масштабную экспозицию достижений Калининградской области на промышленную выставку муниципалитета Карлскруна. Калининградские предприятия — потенциальные экспортёры — продемонстрируют свои товары и услуги. Официальные переговоры пройдут в формате круглого стола при участие как региональных властей, так и министерств иностранных дел обеих стран. Планируются переговоры о налаживании паромного сообщения между нашими регионами. Также шведов ждёт культурная программа. (На организацию экспозиции Калининградской области на шведской промышленной выставке выделено из областного бюджета около 750 тыс. рублей. — «NewsBalt»).


Справка «NewsBalt». Алла Генриховна Иванова, 45 лет. Закончила Ленинградский политехнический институт в 1989 году. Работала в отделе перспективного проектирования института Запгипроводхоз. С 1996 года — главный специалист-эксперт отдела реализации проектов экологического центра «ЕСАТ-Калининград» мэрии Калининграда.

В 2008 году назначена на должность заместителя начальника управления по международным связям – начальника отдела европейских программ правительства области. В 2009 году Ивановой присвоен классный чин действительного государственного советника Калининградской области 3-го класса. В 2010 году при создании Агентства по внешнеэкономической деятельности и международным связям Калининградской области назначена заместителем руководителя. В ноябре 2010 года назначена на должность министра-руководителя Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области.

Воспитывает трёх детей. Увлечения — чтение мемуаров.