В начале октября 2011 года в Вильнюсе прошла конференция организаций российских соотечественников Литвы – групп населения, отождествляющих себя с исторической родиной — Россией. Посвящена была гражданской позиции «русской общины»* с нацеливанием на защиту фактически законных прав граждан Литовской республики, имеющих разные национальности и в силу этого относимых к «национальным меньшинствам».
Сомнительные старания властей
Политизация такого разделения вот уже более 20 лет приводит к тому, что литовское государство с упорством, достойным лучшего применения, последовательно разрушает прежнюю систему национальных отношений в самой чувствительной сфере — воспитании и образовании. При этом легковерных убеждают, что ассимиляция людей других национальностей лучше интеграции, что знание государственного языка страны проживания важнее фундаментальных ценностей каждого народа.
Совершенно не учитывается негативный фактор уменьшения численности населения за последние годы, вызванный не тем, что уезжающие из Литвы люди плохо знают государственный (литовский) язык, а грозными последствиями для стран Европы финансового кризиса, разразившегося в США и охватившего весь мир.
Даже по официальным данным — более 300 тысяч литовских граждан работает за пределами своей страны. Почему же в самой Литве начался очередной этап давления на школы национальных меньшинств с польским и русским языками обучения? К слову сказать, на конференции прозвучало, что примерно 160 тысяч граждан Литвы считают себя русскими (менее 5% населения).
Драматизм положения молодых поколений национальных меньшинств ими самими полностью осознаваться не может, хотя увеличение среди выпускников гимназий числа желающих учиться в Польше и России уже подмечено. Этому способствуют государственные программы помощи соотечественникам этих стран в получении высшего образования на родном языке.
В то время, как сотни лучших выпускников гимназий уезжают только за знаниями в соседние страны, сотни тысяч людей разных возрастов и профессий уже сегодня не могут найти работы в своей республике, и вынуждены искать ее в Италии и Испании, Англии и Ирландии, Швеции и Норвегии, Германии и Дании? А ведь выпускникам гимназий для национальных меньшинств вряд ли захочется становиться клиентами бирж труда в безрадостном будущем? И их выбор не будет определяться владением литовским языком наравне со сверстниками, для которых он является родным.
Ради чего все это делается?
Можно понять горечь признаний докладчиков от республиканского совета российских соотечественников Литвы Андрея Фомина и Рафаэля Муксинова, что все прошлые призывы и обращения в высшие государственные органы — с просьбами остановить неразумные преобразования в отношении школ для национальных меньшинств — оказались бесполезными и лишь на время притормозили движение катка, вдавливающего в асфальт надежды на интеграцию разных культур и национальных достояний. А ведь владеющие ими группы населения республики считали и считают, что имеют на это право.
Никто не станет отрицать, что Литовская республика при выходе из СССР без потрясений «переняла», как говорили 20 лет назад, все действовавшие системы воспитания и образования. Они и функционирующие до сих пор, исключая закрытые и реорганизованные по объективным причинам. Вот только ограничения, установленные законами о государственном языке и статусе национальных меньшинств, внесли сумятицу в педагогический процесс, породили тревогу за будущее.
В условиях прекращения действия последнего закона, как будто национальные меньшинства испарились, вдруг обнаружилось, что законодатели и чиновники приступили к осуществлению неизвестно какой педагогической концепции в применении к школам с польским и русским языками обучения, причем последние даже опережали законодателей в своем рвении.
Если учитывать политическую составляющую законотворчества и поиска врагов только на Востоке, то эта модель воспитания и образования детей национальных меньшинств может быть названа «прибалтийской деоккупационной». В Эстонии и Латвии уже 20 лет действует позорный для Европы институт «негражданства», который позволил отлучить от участия в выборах и в управлении государством значительные группы населения.
Одновременно был запущен националистический механизм приоритетности позиций государственного языка в межнациональном общении на всех уровнях, а соответственно и обоснования учить молодежь в школах для национальных меньшинств не столько уму-разуму, что легче воспринимается на родном языке, сколько обязательному языку законодателей и чиновников.
Научная и практическая педагогика при этом оказывается невостребованной. В Литовской республике «прибалтийская деоккупационная» модель воспитания и образования оказалась востребованной не потому, что сохранялись какие-то угрозы строительству мононационального государства. Реформаторы говорят лишь о «прибалтийской солидарности» и заимствовании опыта переустройства образования в соседних государствах.
На конференции я обратился к Элле Канайте – руководителю республиканской ассоциации учителей школ с русским языком обучения, с просьбой — раскрыть в процессе обсуждения особенности внедряемой повсеместно «болонской модели» образования и ее отличия от прежних. Говорил и о необходимости сохранения в работе учителей действующих много лет методик «гуманной педагогики».
К сожалению, вопросы остались без ответа, так как педагогическая общественность, причисляющая себя к российским соотечественникам, не готова сопоставлять и критически оценивать возможности и инструменты своего влияния на власть.
Не быть статистами на политической сцене
На конференции с разных точек зрения оценивались два митинга в Вильнюсе, организованных политиками в связи с новыми преобразованиями в учебном процессе школ для национальных меньшинств. Представляется, что отчаянные попытки привлечь внимание к этому «широкой общественности» не могут считаться продуктивными.
Формы политической борьбы, предлагаемые партийными структурами, не имеющих влиятельного представительства в Сейме и решающих свои проблемы на местном уровне, сводят роль педагогов к рядовым фигурам политического спектакля с затратами материальных средств и душевного равновесия.
Ну, собрались, приехали с заготовленными транспарантами, покричали, выступили перед собравшимися! А что дальше? Каков коэффициент полезного действия от всего случившегося? — Представители власти заявили в ответ о своей непреклонности в исполнении принятого закона.
Педагогам высокой квалификации известны другие средства воздействия не только на учеников, но и на их родителей. И не последнюю роль в них играют научно обоснованные приемы убеждения с утверждением в сознании обучаемых неоспоримых истин, апробированных на миллионах учащихся разных стран, разных национальностей и убеждений. Знания с насильственными методами их внедрения вообще несовместимы!
И действительно, некому раскрыть глаза законодателям на то, что изобретенная в условиях десоветизации и русофобии «прибалтийская деоккупационная» модель к научному развитию педагогики никакого отношения не имеет.
Она не может быть признана способствующей гармоничному развитию современной личности, так как запретительные и ограничительные методы воспитания подрастающего поколения способствуют только выхолащиванию учебного процесса, запугиванию, деградации и маргинализации подрастающего поколения национальных меньшинств.
Как известно, основу движения российских соотечественников в Литве составляют ассоциации учителей школ с русским языком обучения и объединения культурологического характера с Центрами русской и славянской культур. А есть еще и организации ветеранов, посильно участвующих в патриотическом воспитании молодежи соотечественников.
При создании неправительственных общественных организаций (НПО), в том числе ассоциаций, в соответствии с законодательством страны учредители обязаны указать, какого рода деятельностью, не связанной с получением прибыли, они собираются заниматься.
Так произошло и с нами, гражданами России, постоянно проживающими в Литовской республике. Отстаивание интересов российских соотечественников для трех наших ассоциаций, родственных по целям и задачам, происходит по направлениям деятельности, которая полностью зависит от возможностей коллективов проявить высокий уровень интеллектуальных оценок и понимания происходящих событий, организаторских возможностей и последовательного доведения своих проектов и наработок до их логического и планового разрешения.
Опыт нашей работы вместе с другими НПО соотечественников привел в конечном итоге к пониманию, что втянулись мы настоящую правозащитную деятельность. Когда нам сообщили о возможности поехать в Вильнюс на митинг «в защиту польских и русских» школ, мне пришлось объяснять, что разрешенная нам деятельность не должна выходить за рамки уставных положений и участия в муниципальных выборах.
Об особенностях правовой защиты
Правозащитная деятельность заключается в обеспечении возможности каждому человеку не только знать свои права и обязанности, но и осуществлять их. И не надо далеко ходить в поисках своих прав. Достаточно обратиться к основному закону каждого государства – Конституции, чтобы получить представления по многим направлениям возможной деятельности.
Если мы создали ассоциации для защиты, к примеру, прав военных пенсионеров зарубежья, то естественно, что не песни и пляски мы должны разучивать на своих собраниях, а выяснять перспективы улучшения пенсионного обеспечения и социального обслуживания в соответствии с межправительственными соглашениями. Без участия в этом финансистов, социальных работников и правоведов не обойтись.
А если нас заботит участия в формировании государственных органов своей страны, то, как говорится, вынь, да положь нам полноправное (как и для всех граждан Российской Федерации!) участие в выборах, причем , не только законодателей, но и Президента России. Это только одна из сторон нашей деятельности.
Вместе с нами на территории Литвы живут в качестве ее граждан близкие и потомки, поэтому их беды прямо нас касаются. Наша деятельность тесно связана деятельностью других общественных объединений и это стимулирует достижение общих целей.
Одной из них является не только консультирование по вопросам российского законодательства в разных сферах, но и информационное обеспечение повседневной деятельности ассоциаций с комментированием событий в России и мире.
Все это в масштабах групп населения, а когда плачут дети, отнятые ювенальной юстицией у матерей с российским гражданством, когда горюют брошенные на произвол старики, когда ветеранов закончившейся более полувека назад войны тащат в суд и привлекают к уголовной ответственности с обвинением в «геноциде народа», представители которого вместе с германскими фашистами действительно массово уничтожали людей , — тогда требуются высококвалифицированные специалисты-правоведы, которым необходимо досконально разбираться в законодательстве разных стран и международном праве.
Трудности защиты интересов гражданина России ветерана Великой Отечественной войны Василия Кононова в судах Латвии и Европейском суде по правам человека подтверждают это. Органы юстиции Франции и России до сих пор не разрешили конфликт, в результате которого разлучена с несовершеннолетней дочерью российская актриса Наталья Захаров. Это отдельные случаи нарушений Декларации о правах человека, признаваемой всеми странами мира
Соотечественники России в Литве
По отзывам доктора философских наук Андрея Фомина, в силу ряда причин и обстоятельств в работе НПО соотечественников активно участвуют не более 100 человек, причём большинство их немолоды. В связи с этим вовлечение нынешней молодёжи в общественную деятельность и правовую защиту их самих, а также последующих поколений является неотложной задачей.
Ежегодно комиссия при Посольстве РФ в Литовской республике рассматривает долее 100 заявлений выпускников гимназий, пожелавших обучаться в ВУЗах России в соответствии с государственной программой РФ и на бюджетной основе.
Среди них множество интересных и инициативных парней и девушек, которые по окончании учебы по избранным специальностям составят резерв Движения российских соотечественников. И только тогда можно будет квалифицированно вести правозащитную деятельность.
Перед началом конференции я спросил доктора социальных наук Рафаэля Муксинова, считает ли он себя правозащитником? Ответ был утвердительным. Наверно, так оно и есть, учитывая его вклад в понимание происходящих событий с обоснованием опасности дальнейшего ущемления прав национальных меньшинств в воспитательно-образовательной сфере. Один в поле не воин, поэтому на очереди создание информационно-правозащитной структуры, которая поможет всем не только знать, но и осуществлять свои права.
Эхо конференции
В заключение хотелось бы отметить, что на состоявшемся в Клайпеде заседании литовско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству среди множества вопросов обсуждался и вопрос об образовании.
Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис на пресс-конференции почему-то увязал этот вопрос с расширением программ обучения на литовском языке в школах в Калининградской области, в которых обучаются дети постоянно проживающих там литовцев. И хотя нам неизвестно, есть ли такая проблема, которую России ничего не стоит решить положительно в условиях добрососедских отношений, увязывание одного с другим не совсем корректно.
Общеизвестно, что в государственные детсады и школы Литвы с русским языком воспитания и обучения родители разных национальностей приводят своих детей. Это и украинцы, и белорусы, и татары, и евреи, и армяне, и азербайджанцы, и узбеки, да и вообще люди разных национальностей, в том числе и родители смешанных семей. И русский язык в качестве языка межнационального общения становится для них окном в мир знаний народов всей планеты Земля.
Если государство литовское предоставило в 1992 году право всем гражданам бывшей Литовской ССР и СССР определиться в своем гражданстве безо всяких условий, то не следует ухудшать их положение и превращать в заложников на любых межгосударственных переговорах.
Мудрые правители должны использовать многонациональный состав населения как фактор во благо своего государство, не ставя в зависимость судьбы своих сограждан от двусторонних переговоров с теми или иными государствами.
Во имя этого народы Объединенных наций приняли Декларации и конвенции, закрепили свободы и права человека в различных соглашениях и хартиях. Поэтому не надо изобретать велосипед, считая себя его первооткрывателями! Лучше изучать его устройство по различным модификациям.
* Следует иметь в виду, что официально в Литве зарегистрированы и действуют и другие общины, поэтому тема конференции была сформулирована неточно.