Польские производители демонстрируют колоссальный интерес к Калининграду

Об этом в интервью «NewsBalt» рассказали Елена Скачкова и Инна Сазонова, учредители калининградского центра сертификации «Эксперта», оказывающего иностранным предпринимателям комплекс услуг в области сертификации и получения разрешительной документации.

— На калининградском рынке услуг сертификации вы работаете более десяти лет. Расскажите о динамике вхождения иностранного бизнеса в Калининградскую область за это время?

— Сразу оговоримся, что проследить динамику мы можем только на основе нашей деятельности в Калининградской области, где ещё действуют подобные центры сертификации. Вначале отметим, что для Калининградской области характерны три основных игрока, сертифицирующих свою продукцию – это Китай, Польша и Турция. Эти страны лидирует по всем группам товаров: промышленное оборудование, электрика, машиностроение, продукция хозяйственно бытового назначения, одежда, обувь, игрушки и т.д.

Динамика активности иностранного бизнеса в Калининградской области напрямую связана с развитием того или иного бизнеса в регионе. В частности, в конце 90-х годов и начале нулевых в Калининграде царил строительный бум, в связи с чем в нашем регионе доминировали польские компании по производству отделочных материалов, а не их коллеги, например, из «большой России». Приведу характерный пример. Мы как-то общались с потомственным архитектором из Москвы. Я произнесла слово «фуга». Архитектор не поняла. Сказала: «Я не знаю такого слова». Потом разобралась и уточняет: «Вы имеете в виду «затирку»?»Так вот же, говорю, написано на пакете черным по белому, правда, по-польски: «Fuga».

— После строительного бума чем отметились наши соседи?

— В2005-2008 годах в Калининградской области произошёл подъём производств, в связи с этим в массовом порядкестало завозиться промышленное оборудование для предприятий машиностроения и предприятий общественного питания – 30% от общего количества продукции. Лидером среди производителей были Китай – 40% и Польша — 20%.

В 2007-2008 годах в регионе открывали линии по сбору электротехники (телевизоров), в связи с этим завозились «золотые образцы» телевизоров, а также запасные части для этих производств. Основные страны производители – Китай, Тайвань. Так же в 2008 году активно завозилась сельскохозяйственная техника и оборудование для свиноферм. Лидер среди производителей были и есть Германия – 40% и Польша – 30% . С 2009 по 2011 год ввоз сельскохозяйственной техники практически прекратился, а с середины 2011 года возобновился. Если в 2008 году завозилось порядка 20% сельхозтехники от общего количества оборудования, в 2009-2010 годах этот процент снизился до 2-3%, и только в настоящее время картина улучшается.

— Кто лидирует по ввозу продукции лёгкой промышленности – одежда, игрушки?

— Основные производители — Китай и Польша (бизнесмены обеих страны демонстрируют по 20% экспорта). Затем идут Турция и Германия (по 10% каждая). 35% приходится в совокупности на остальные страны. В этом сегменте польские производители и поставщики активно везут одежду и обувь. Сейчас, конечно, этот процесс упорядочился, стал более брендированным. Отмечу, что Польша наступает на пятки Китаю. После кризиса в 2008 году Польша также заняла новую нишу в экспорте одежды в Калининград. Началась и продолжается до сих пор «эпоха стока» одежды европейских марок, ввозимую через Польшу и Литву (распродажа, от английского «stock» — складской запас. – «NewsBalt»).

— По вашему мнению, почему Польша начала обгонять Китай в «товарной экспансии» на Калининград?

— Возможно, это связано с общими интеграционными процессами между ближайшими соседями. Очевидно, что в настоящее время набирают обороты производства Польши, Литвы, Эстонии в Калининградской области. Сами производители уже напрямую, а не через посредников обращаются в органы по сертификации.

Самые активные, безусловно, польское бизнес-сообщество. При этом, если раньше 30% от общего количества поставок занимал Китай, то сейчас эту позицию занимает Польша (это, в основном, инструменты, оборудование для предприятий общественного питания, метизы). На втором месте – литовские бизнесмены, которые стали поставлять электрооборудование. Если раньше это были единичные случаи, то сейчас их процент вырос до 3-5%.

— Ваш прогноз: с введением Польшей малого безвизового движения с Калининградом вы ожидаете новый бум польских производств на территории Калининградской области?

— Хотя и было заявлено европейской стороной, что она поддерживают стабильное развитие Калининграда, как составной части России, Балтийского региона, а также стремится обеспечить свободный обмен товарами, услугами между нашей областью и странами ЕС, в реальности Еврокомиссия должна принять и реализовать ряд программ для того, чтобы перевести намерение в действие.

Наше мнение: бума польских производителей не будет. Потому что пока не предвидится адекватных изменений со стороны таможни и логистики в целом. Для бизнеса нужны другие целевые программы поддержки. А отмене виз очень порадуются туристы.