Станет ли Калининград центром балтийской культуры?

По прогнозам социологов, уже через одно поколение даже при благоприятном отношении правительств Латвии, Литвы, Эстонии к национальным меньшинствам физически не будет существовать педагогов, способных работать с русскими детьми в школах.

24 и 25 октября 2011 года в Риге в Пардаугавской основной школе прошёл Педагогический форум «Интеллектуальные традиции в педагогике», участие в котором приняли ведущие преподаватели Факультета филологии журналистики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта: Геннадий Иванович Берестнев – доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания, старший научный сотрудник отдела дискурс-исследований Научно-образовательного центра «Русская Балтика» Балтийского федерального университета им. И. Канта, Наталья Евгеньевна Лихина – кандидат филологических наук, доцент, декан факультета филологии и журналистики, заведующий кафедрой истории русской литературы Балтийского федерального университета им. И. Канта, Татьяна Валентиновна Цвигун – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы, директор Научно-образовательного центра «Русская Балтика» Балтийского федерального университета им. И. Канта, Ирина Николаевна Лукьяненко – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания, старший научный сотрудник научно-методического отдела Научно-образовательного центра «Русская Балтика» Балтийского федерального университета им. И. Канта, Алексей Николаевич Черняков – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания, директор научной библиотеки Балтийского федерального университета им. И. Канта, Наталья Григорьевна Бабенко – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и русского языкознания, научный руководитель Научно-образовательного центра «Русская Балтика» Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Миссия факультета филологии и журналистики – «укрепление позиций русской языковой культуры, формированию межъязыкового и межкультурного диалога со странами Балтийского региона. Факультет призван способствовать повышению уровня коммуникативной и гуманитарной компетенции жителей региона и росту статуса русского языка среди иностранных студентов. Главная цель – активная образовательная, культурно-просветительская и научно исследовательская деятельность».

В рамках этой миссии и новой программы калининградского университета, позволяющей осуществлять международную деятельность, преподаватели факультета филологии и журналистики прибыли в Ригу для проведения краткосрочных курсов повышения квалификации.

Инициатором Педагогического форума стала латвийская общественная организация Seminarium hortus humanitatis, которая с 1999 года ведет просветительскую, исследовательскую и образовательную деятельность, организующая приглашение ведущих специалистов гуманитарного профиля в город Ригу и их встречи с русской интеллигенцией Латвии, общественностью и преподавателями школ и Вузов. Общество Seminarium hortus humanitatis совместно с Пардаугавской основной школой г. Риги (директор – Шинкарёва Ирена Александровна) выступили организаторами мероприятия, в котором участвовало 150 педагогов, родителей, представителей общественности, СМИ из разных городов Латвии: Риги, Даугавпилса, Юрмалы и др.

Работа Педагогического форума включала в себя общую дискуссию об авторитете учителя, которую провёл Пётр Александрович Сафронов – старший научный сотрудник сектора социальной эпистемологии ИФ РАН, декан философско-социологического факультета РАНХиГС при Президенте РФ, также работу секций: "Русская филология XXI века: идеи, методы, принципы" (ведущие – преподователи калининградского университета), секцию "Глобализация, мультикультурализм и музыкальная педагогика. Проблемы, подходы, новые возможности" (ведущий – Борис Александрович Аврамец – профессор Рижской академии педагогики и управления образованием), секцию "Интеллект как научный объект. Подходы к изучению. Современная педагогическая практика как интеллектуальная деятельность" (ведущая – Ольга Михайловна Исакова – кандидат педагогических наук, директор образовательных программ и учредитель рижской гимназии Максима), секцию "Мотивационные конфликты сознательной и подсознательной сферы человеческой психики и их влияние на педагогический процесс" (ведущий – Сергей Владимирович Ясинский – преподаватель, практикующий психолог, получивший образование в государственном университете, Восточно-Европейском институте психоанализа (ВЕИП) г. Санкт-Петербург, круглый стол "Перспективы развития сотрудничества" (ведущий Сергей Мазур – преподаватель частной школы «Innova» г. Риги, председатель общества Seminarium hortus humanitatis, главный редактор альманаха «Русский мир и Латвия»).

В чем практический смысл участия преподавателей Балтийского федерального университета им. И. Канта в Педагогическом форуме, прошедшим в г. Риге? Страны Балтии фактически уже 20 лет обходятся без гуманитарного образования на русском языке. Русское население есть, то есть есть и потребность в гуманитарном образовании, а по идеологическим причинам таковое отсутствует.

Несомненно, преимущество Калининградской области перед странами Балтии проявляется в наличии государственного университета, который культивирует образование на русском языке.

Проблемы русского языка и культуры, включающие естественным образом и образование на русском языке, – уровень компетенции университета. У балтийских стран образование на русском языке почти свёрнуто, а гуманитарного, повторимся, фактически нет. Частные и общественные инициативы по сохранению русского языка лишь частично способны задержать процесс деградации русского языка и русской культуры в регионе. Культура в XXI веке бок о бок идет с образованием и без оного почти невозможна. Традиционным центром образования, начиная с Нового времени, остается университет. Один хорошо известный пример, связанный с исчезновением в Балтии учительского слоя, способного преподавать на русском языке. По прогнозам социологов, уже через одно поколение даже при благоприятном отношении правительств Латвии, Литвы, Эстонии к национальным меньшинствам физически не будет существовать педагогов, способных работать с русскими детьми в школах. При таких обстоятельствах подготовка специалистов, учительских кадров имеет решающее значение для восстановления тенденций развития русского языка и культуры в Балтийском регионе. А эту миссию в регионе, похоже, может выполнить лишь Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

Целью общества Seminarium hortus humanitatis является расширение сотрудничества с университетом и приглашения к следующему Педагогическому форуму преподавателей как Факультета филологии и журналистики, так и преподавателей Института современных образовательных технологий Балтийского федерального университета имени И. Канта.