Калининградским бизнес-туристам могут отказать в безвизовом посещении Польши

Об этом «NewsBalt» заявил директор по программной работе и развитию Калининградского агентства регионального экономического развития Алексей Игнатьев, участвовавший в форуме «Европейские пограничные диалоги» в Польше.

Директор по программной работе и развитию Агентства регионального экономического развития Калининградской области Алексей Игнатьев, накануне участвовавший в работе форума «Европейские пограничные диалоги» в польском Эльблонге, рассказал «NewsBalt» о ключевых проблемах, которые могут возникнуть с введением режима местного приграничного передвижения (МПП) между жителями Калининградской области и северных воеводств Польши:

— Форум в Эльблонге завершился принятием резолюции, в которой достаточно большое место уделено Калининградской области в связи с предстоящим открытием местного приграничного передвижения.

Калининградцы с нетерпением ожидают МПП, однако мало кто знает, что в проекте соглашения между Россией и Польшей в числе оснований для получения документа, который позволит пересекать границу без шенгенской визы, нет самых «народных» граф — как то туризм, а также хозяйственная, трудовая либо предпринимательская деятельность. Оказывается, чтобы получить этот документ, мало проживать на территории Калининградской области три последних года.

Надо предъявить дополнительные основания. Вам не выдадут пропуск МПП, если вы скажите польским дипломатам, что будете «просто ездить в Польшу». Основания, согласно проекту, могут иметь гуманитарные цели, например, ваши родственники проживают в Польше либо вам нужно ухаживать за могилами предков. Могут быть культурные цели, если у вас, скажем, есть подобные проекты с польской стороной. В проекте ничего не сказано о том, необходимо ли подкреплять основания документально, но я не исключаю того, что потом могут быть выпущены подзаконные акты на эту тему.

Учитывая всё это, резонно спросить – а кто тогда сможет воспользоваться режимом МПП? Насколько он станет популярен среди калининградцев и поляков? Правда, там есть оговорка о том, что перечисленные основания являются «одними из…» и возможны иные основания, но такая двойная трактовка этого пункта наводит на определённые мысли.

Второй вопрос, который мы подняли, что произойдёт, если всё же гипотетически 200 тысяч калининградцев плюс столько же поляков получат эти пропуска? Готовы ли к новой реальности контрольно-пропускные пункты? К сожалению, все эксперты констатировали – не готовы и нас , возможно, ждёт коллапс на границе.

В этой связи мы предложили — и этот момент отражён в резолюции — изменить статус погранпереходов на российско-польской границе, предусмотрев возможность пешего перемещения через границу. Очевидно, что пешеходные переходы позволят избежать гигантских очередей на границе. Согласно общепринятой практике, такие «пешие пункты» создаются только внутри городов. (На сегодня в Калининградской области такой погранпереход есть только в городе Советске на границе с Литвой. – «NewsBalt»). Приграничные с Польшей города Мамоново и Багратионовск находятся в близости от границы, и если мы говорим о том, что создаём новый механизм передвижения, то следует его признать инновационным, а значит, надо предусмотреть и инновационные пути решения проблем.

Далее – мы говорили о синхронности действий и стандартов контрольных органов России и Польши. Условно говоря, российские таможенники проверяют одну машину за 15 минут, а польские за сорок.

Мы говорили о необходимости создания новых погранпереходов. В соглашении между Россией и Польшей предусмотрены новые погранпереходы, которые есть только на бумаге. Это три перехода – два автомобильных пункта пропуска в посёлках Железнодорожном и Крылово, а также железнодорожный переход в Багратионовске. И здесь мы видим комплекс проблем: во-первых, погранпереходы не только не построены, но там нет даже подъездных дорог. На польской стороне ситуация несколько получше с дорогами, но там также придётся сделать немало.

В общем, речь должна идти о достаточно крупном и дорогостоящем скоординированном проекте с обязательным участием российских и польских стейкхолдеров. Финансовые ресурсы для этого есть в лице действующей программы приграничного сотрудничества Литва-Польши-России, рассчитанной до 2013 года, но есть все основания полагать, что программа будет продолжена вплоть до 2020 года.

Но и тут возникает ещё одна серьёзная проблема. В России создана специальная структура – Росграница, которая отвечает за строительство новых погранпереходов и за эффективное использование действующих переходов с точки зрения технологий. В Польше такой структуры нет. Эти функции размыты между национальными, региональными и местными властями. Получается, что Росгранице не с кем вести переговоры в Польше.

Резюмируя вышесказанное, считаю, что надо срочно собирать всех заинтересованных лиц из Москвы, Брюсселя, Варшавы и Калининграда. Инициатором здесь, безусловно, должен стать губернатор Калининградской области. Это нам надо, и мы должны убедить в этом Москву. При этом подчеркну, что нагрузка на федеральный бюджет России будет минимальной. 90% финансирования мы можем взять из программы приграничного сотрудничества.