Не меньшинство, не диаспора, неукоренённость и иные «не»: дискуссия о роли русских в Литве

«NewsBalt» представляет фрагменты ярких выступлений с круглого стола российских и литовских социологов об эволюции социокультурной идентичности русских в Литве.

В Калининграде в стенах Балтийского федерального университета им. Канта накануне прошло обсуждение масштабного социологического исследования «Эволюция социокультурной идентичности русского населения Литвы (ценностный аспект)». Эксперты из России и Литвы высказались на злободневную тему — выявление особенностей изменения социокультурной идентичности русских в Литве в условиях трансформации социальной структуры. «NewsBalt» представляет фрагменты ярких выступлений с круглого стола.

Кандидат социологических наук, заведующая лабораторией социологических исследований БФУ им. Канта Анна Алимпиева:

— Массовый опрос был сосредоточен на установлении самоидентификации и идентификации русского населения Литвы, в сравнении с идентификацией жителей Калининградской области. С обеих сторон в опросе было задействовано 800 респондентов. Общими показателями являются: достаточно пессимистическая оценка перспектив сохранения этнокультурной идентичности и отрицательная оценка ситуации с русскоязычным образованием.

К позициям, мнения по которым отличаются у экспертов Вильнюса и Калининграда, относятся вопросы об отношении к русским со стороны литовцев, об удовлетворенности русских различными аспектами своей жизни в Литве. При ответах на эти вопросы литовские эксперты демонстрируют более негативные оценки, нежели калининградские. Кроме того, достаточно примечательным показался тот факт, что большинство респондентов в Литве предпочло отвечать на вопросы анонимно, в то время как в Калининграде все респонденты назвали себя.

Доктор политических наук, вице-президент Литовской ассоциации политической науки, профессор Ирмина Матоните:

— Русский язык в Литве — это как наличные деньги, которых всегда немного. А литовский язык — это как пин-код к кредитной карточке, на которой лежит внушительная сумма.

По мнению, Матоните, общинная консолидация русских в Литве — слабая. «Следует признать это специфической чертой русской общины, по сравнению с другими этническими группами в Литве. Например, польской общине в Литве, — продолжила литовский эксперт. — Таким образом, по моему мнению, русские в Литве — это не меньшинство и не диаспора. Больше всего русские подпадают под признаки граждан иноэтнического происхождения».

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии БФУ им. Канта Наталья Андрейчук:

— Совершенно очевидно, что мы имеем дело с размыванием социокультурной личности русского человека. Безусловно, связано это с известной «проблемой третьего поколения». Прошу прощения за несколько снобистский пример: русская Ницца. До Второй Мировой войны в центре Ниццы всегда были переполнены два больших православных храма. Сегодня одна из церквей закрыта 6 дней в неделю, а другая работает лишь в качестве изюминки для туристов. Размывание социокультурной личности – процесс объективный, если не существует определённых ценностных рамок, словно обручей, скрепляющих бочку.

Эксперт привела пример и Литву, где абсолютно реальная ситуация «неукоренённости», когда молодой человек, с рождения владеющий русским языком, чувствует себя чужим как для России, так и для Литвы, и, скорее, ориентирован на Европу.

По мнению Андрейчук, цельная русская диаспора в мире может существовать только лишь с религиозным скрепляющим началом. «Подобные исторические феномены есть — это еврейская диаспора, и сейчас уже можно говорить о китайской», — продолжила эксперт.

Ассистент кафедры философии БФУ им. Канта Юлия Мазур:

— Обобщая полученную информацию, можно заключить, что, проблема сохранения русской идентичности и культурной самобытности в Литве обострилась в связи с новым законом об образовании, принятом 17 марта 2011 года и несколькими санкционированными маршами неонацистов, прошедшими в начале 2011 года в крупных городах Литвы. Сам вопрос об идентичности эксперты, в первую очередь, связывают с развитием и распространением русского языка в Литовской республике.

Говоря о возможностях самореализации и саморазвития русских в Литве, их трудоустройства, правовой защищенности, социального и экономического положения, в целом эксперты приходят к единому мнению: русские в Литве являются полноправными гражданами страны и с правовой точки зрения, во всех сферах имеют равные с коренным населением возможности. Но, если говорить в общем о русском населении, то большинство экспертов оценивает уровень его материального достатка, социокультурное положение, моральную удовлетворенность собственной жизнью ниже, чем у титульной нации.

В результате анализа полученного в рамках социологического исследования богатого эмпирического материала, мы пришли к выводу о том, что у старшего поколения сохраняется «ностальгическая» идентификация с советским народом, в то время как среди молодёжи больше выражена литовская идентичность и ориентация на Евросоюз.

Директор Литовского института социологических исследований, профессор Арвидас Матулионис:

— Говоря о разнице между русскими в Литве и русскими в России, я всегда обращаю внимание на то — в большой или маленькой стране ты родился? Мысли человека, живущего в большой стране, одни: ничего не изменится, не надо оберегать свою национальность, не надо думать о своём будущем, что автоматически всё будет продолжаться, что русские всегда будут русскими. Но, на мой взгляд, сегодня в глобальном мире, в мире потребительском, русским нужно подумать о своей идентичности в России. И не только жителям Калининградской области, но и живущим в Москве или Вологодской области.


Справка «NewsBalt». Грант на проект «Эволюция социокультурной идентичности русского населения Литвы (ценностный аспект)» был предоставлен автономной некоммерческой организацией «Институт общественного проектирования». Исследование идентичности русского населения Литвы проводили: Автономная некоммерческая организация «Центр общественно-политических исследований «Русская Балтика», кафедра философии исторического факультета БФУ им. И. Канта, лаборатория социологических исследований БФУ им. Канта в тесном сотрудничестве с «Литовским центром социальных исследований» (г. Вильнюс).