Белорусский политолог Николай Малишевский проанализировал для «NewsBalt» сегодняшнее состояние белорусско-литовских отношений, а также дал прогноз развитию соседских связей:
Политическое руководство Литовской республики в основе своей политики в отношении республики Белоруссии придерживается оценок и характеристик, выработанных политическими органами Евросоюза. Основными являются:
• стратегическое геополитическое положение Белоруссии,
• значительный оборонный потенциал,
• нестабильный политический климат в республике,
• изолированная экономика.
Вместе с тем вопрос взаимоотношений Литвы и Белоруссии является одной из крупных карт в игре политических сил Литвы, особенно в период выборов. С одной (внутренней) стороны, большой политической изобретательности здесь не проявляется. Декларируется приверженность оценкам и выборам политических экспертов Евросоюза либо высказывается намерение развивать добрососедские отношения, но по «избирательной схеме».
С другой (внешней) стороны, прозападный крен белорусских властей в последние три года существенно скорректировал внешнеполитический курс Литвы в восточной политике. Летом 2011 года литовские власти выдали властям Белоруссии информацию о финансовой деятельности противников президента Александра Лукашенко в Литве, что привело, в частности, к аресту главы т.н. белорусского правозащитного центра «Весна» Алеся Беляцкого и политическому скандалу в самой Литве.
Спустя несколько недель, 13 сентября, президент Литвы Даля Грибаускайте обвинила белорусскую оппозицию в выпрашивании денег у зарубежных спонсоров и выступила против применения санкций в отношении официального Минска, поскольку иначе, по ее мнению, «весь белорусский народ отвернется от Запада и окажется в объятьях другой соседней страны, станет зависимым от финансирования другой страны и будет вынужден за бесценок продать свою экономику».
Чтобы понять подоплеку происходящего и заявлений президента Литвы, следует обратиться к внутрибелорусской ситуации. В нынешних условиях у Запада нет необходимости содержать и поддерживать белорусскую оппозицию при возможности сотрудничать напрямую с властями Белоруссии. Сейчас все вопросы можно решать напрямую с белорусскими чиновниками, чья прозападная позиция на деле уже мало чем отличается от того, что декларировали на словах финансируемые Западом оппозиционеры. Да и иракский опыт 2003 года показывает, что один чиновник стоит множества правозащитников. Самим западным политикам говорить об этом не с руки, поэтому они предпочитают, чтобы данную работу за них сделали литовцы и прочие «новые европейцы» типа поляков и болгар.
Поэтому нерешенные белорусско-литовские проблемы, вроде нелегальной миграции в Литву через территорию Белоруссии, транзита, оценки итогов президентских 2010 г. выборов в Белоруссии и т.п. ушли на второй план.
«Белорусский вопрос» в литовской политике за последнее время можно условно разделить на три этапа. Первый был связан с парламентскими выборами, второй – с подготовкой и проведением выборов президента РБ, третий начался после событий 19 декабря 2010 года и непризнания итогов выборов в Белоруссии рядом международных и европейских политических организаций. Последний этап связан с глобальными изменениями в мировой политике, и, прежде всего с изменением отношений мирового сообщества и ЕС к недавнему главному стратегическому партнёру Белоруссии – Российской Федерации.
Отличительной чертой первого этапа явилось отсутствие реакции руководителей Литвы на деятельность отдельных политиков и экс-политиков, а также снижение помощи, которую они оказывали представителям белорусской оппозиции.
Данный отрезок времени можно охарактеризовать как подготовительный период к президентским выборам. Готовилась Белоруссия, готовились и в Литве. Стратеги главных политических сил Литвы, реально оценивая предвыборную ситуацию в Белоруссии, вносили поправки в проекты своих политических заявлений с учетом хорошо прогнозируемых результатов выборов.
Значительную роль в ходе дальнейших событий сыграло сделанное накануне президентских выборов в РБ публичное оглашение своей позиции по Белоруссии президентом Литвы Грибаускайте, которая «выразила поддержку действующему президенту Белоруссии Александру Лукашенко и надеется на его победу во время президентских выборов в Белоруссии» («Reuters», 11.11.2010). Согласно BNS, на закрытой встрече с послами стран Евросоюза президент Литвы также заявила: «Александр Лукашенко — гарант экономической и политической стабильности и независимости Белоруссии. Мы не хотим, чтобы наша соседка стала второй Россией».
Второй этап был скоротечным и прогнозируемым. Первая реакция литовской стороны на ситуацию в Белоруссии после президентских выборов была односторонней, формулировки политиков не отличались разнообразием. Их целью было попасть в унисон с тоном политических структур Запада. Например, начало 2011 года знаменательно заявлениями литовских политиков о приверженности оценкам и выводам, сделанным евроструктурами по результатам выборов президента Белоруссии.
В последующем однако смысл высказываний стал сводится к нежелательности изолирования Белоруссии и её народа, несмотря на внутриполитическую ситуацию. Выдача счетов белорусских оппозиционеров и заявления президента Литвы говорят о том, что Вильнюс стремится играть «на публику» роль проводника европейской политики в отношении Белоруссии.
Реальную причину предельно чётко сформулировал немецкий политолог Александр Рар, прямо заявивший в интервью «Еврорадио», что многие европейские политики просто страшатся движения Белоруссии в сторону России и готовы оказывать нынешней белорусской власти любую помощь: «этого боятся и, чтобы это не произошло, ЕС готов сделать все, чтобы помочь Лукашенко или белорусскому руководству».
Дальнейшее развитие литовско-белорусских отношений зависит от расстановки политических сил в Литве. Можно выделить два варианта развития отношений. Условно оптимистический – если власть будет в руках социал-демократической коалиции, и пессимистический – если «рулить» будет коалиция правых и примкнувших к ним сил.
При обоих вариантах некоторым экспертам представляется, что в развитии межгосударственных отношений Литвы и Белоруссии недостаточно эксплуатируется тема поддержки проживающих в них национальных общин. Делается напоминающий самореализующееся пророчество вывод, что литовская диаспора в Белоруссии и белорусская в Литве могли бы стать значительным политическим инструментом в руках руководителей двух республик для интенсификации политических контактов и расширения рамок диалогов между ними. (Ключевой вопрос – в каком промежутке времени, какой ценой и под чьим руководством – стараются не поднимать).
На период нахождения у власти в Литве нынешней коалиции, развитие отношений с Белоруссией прогнозируется достаточно легко. Вряд ли она по собственной инициативе создаст какую-либо тупиковую ситуацию в отношениях с Белоруссией. Это объясняется рядом причин:
• во-первых, отношения с Белоруссией жёстко увязаны с отношениями с Российской Федерацией и наоборот. Изменение политического подхода в отношении Российской Федерации странами Запада в сторону сближения неизбежно влечёт за собой перемены в отношениях с Белоруссией. Это объективный процесс, поскольку литовские политики копируют политику своих западных коллег;
• во-вторых, итоги прошедших в Белоруссии президентских выборов, хотя и с оговорками, по меньшей мере, де-факто признаны европейским сообществом. Следует ожидать развития контактов с властными структурами и представителями «оппозиции» по всему спектру политических, экономических отношений и вопросам культуры. Литва будет в числе первых исполнителей решений международных организаций по уводу Белоруссии на Запад. (Несколько более осторожно следует подходить к вопросу дальнейшей судьбы и личного участия в европейской политике президента Лукашенко; должно пройти некоторое время, чтобы отдельные политики смирились с реальностью).
• в-третьих, находящимся у власти в Литве силам и их лидеру необходимо продемонстрировать литовскому обществу и коллегам по евроструктурам конкретные результаты в области международной практики. Одним из таких показателей, а также примером самостоятельной политики может стать улучшение отношений с Белоруссией. Это выгодно Литве ещё и потому, что непосредственно влияет на политическое доверие ЕС и экономические отношения с РБ.
В то же время прорыва в области экономических отношений в ближайшее время не прогнозируется. Инвестиционный климат в Белоруссии для потенциальных инвесторов продолжает оставаться неясным.
Положение может измениться к лучшему, если Белоруссия приступит к оптимизации экономики через либерализацию законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, создание гарантий вкладов для потенциальных инвесторов, принятие мер по снижению коррупции и бюрократии чиновников, создание равных условий, в том числе и налоговых, для предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Белоруссии. Даже незначительные шаги в этом направлении широко приветствовались бы литовскими и западными политиками, поскольку лишают почвы для критики сторонников сохранения напряженных отношений с Белоруссией.
Напоследок выскажу одну из гипотез, относительно стремительного потепления отношений между Литвой и Белоруссией в 2011 году и некоторых «пролукашенковских» заявлений литовских руководителей, вызывающих недоумение не только в Литве, но и в ЕС. В свое время центральная пресса Литвы, Белоруссии и России писала о литовском следе в исчезновении почти полумиллиарда долларов, «выделенных конгрессом США на свержение режима белорусского президента Лукашенко». Это исчезновение расследовал Витаутас Поцюнас – дипломат и высокопоставленный чин литовских спецслужб, почему-то выпрыгнувший из окошка одной из гостиниц белорусского Бреста и погибший. Возможно, средства, выделенные тогда на западизацию белорусского режима, все-таки приносят нынче политическую прибыль.