Прибалтийская «оферта» для НАТО: Литва — арсеналы, Латвия – «боевые традиции SS», Эстония — мобильность

Политолог Николай Малишевский проанализировал для «NewsBalt» процесс интеграции в Североатлантический альянс стран Балтии

Политические процессы в Европе в целом и прибалтийском регионе в частности, в значительной мере определяются политикой США. Белый дом отходит от ориентации на традиционные альянсы и склоняется к формированию временных «коалиций единомышленников». Ярким примером тому является организационная форма реализации агрессии в Югославии, Ираке, Афганистане и Ливии, которая окончательно продемонстрировала отрицание США прежней системы международной безопасности и военно-политических союзов. Соединёнными Штатами инициирован также процесс вытеснения в арьергард мировой политики Организации объединённых наций и её руководящего органа – Совета безопасности.

Одним из результатов усиления внешней политики Вашингтона стало углубление противоречий среди европейских государств, в том числе внутри НАТО. Ведущие европейские государства не скрывают своего недовольства усилением давления Вашингтона и стремятся подкрепить собственную экономическую мощь укреплением военно-политических позиций для проведения независимой и самостоятельной внешней политики.

Фактически, европейское сообщество уже можно разделить на:

• «Старую Европу», представляющую сторонников традиционных европейских ценностей (Германия и Франция) у которой получила поддержку идея формирования единой оборонной политики Европы и создания автономных европейских оборонных структур, способных действовать без помощи Америки, позволяющая активизировать процесс выравнивания военных потенциалов между США и европейскими странами.

• «Новую Европу» (Латвия, Литва, Эстония, Польша, Чехия и др.), следующую в фарватере политики США и «американской линии» в Североатлантическом альянсе, отдающей предпочтение силовым вариантам разрешения кризисных ситуаций, многие из которых изначально провоцируются самим Вашингтоном.

В новых исторических условиях Североатлантическому оборонному альянсу предстоит решить важную проблему собственного выживания. Ещё несколько лет назад экс-председатель военного комитета НАТО генерал армии Клаус Науманн высказывал мнение, в соответствии с которым «НАТО срочно нуждается в обновлении, иначе судьба альянса окажется под угрозой». 

Недостатки военной машины альянса особенно ярко проявились в ходе длящейся афганской кампании. Военные эксперты заявляют, что для отражения новых угроз и борьбы с международным терроризмом накопленные арсеналы бесполезны. Нужны высокопрофессиональные и мобильные силы быстрого реагирования, гибкая командная структура, эффективная разведка и надёжные коммуникации.

Примечательно, что США, несмотря на формальное окончание «холодной войны» продолжали наращивать военные расходы, в то время как европейцы после развала СССР и Организации Варшавского договора позволили себе «расслабиться».

В то же время, аналитики подчеркивают: европейцы направляют более значительные суммы на профилактику источников кризисов, то есть на программы экономической помощи и стабилизации. Уже в этом выражается разница подходов Америки и Европы к решению глобальных проблем.

По некоторым прогнозам, при сохранении столь различного подхода к решению мировых проблем, через некоторое время вооруженные силы США просто не смогут эффективно взаимодействовать с войсками своих европейских союзников.

В качестве важного элемента обеспечения евроатлантической архитектуры безопасности руководство НАТО рассматривает расширение состава альянса. 2 апреля 2004 года количество государств — членов НАТО увеличилось с 19 до 26. Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия и Словения подписали протоколы о присоединении к Вашингтонскому договору 1949 года, учредившему Североатлантический союз. Данные документы носят индивидуальный характер и вступили в силу после их ратификации всеми государствами-членами НАТО и соответствующей страной-кандидатом.

Сегодня, как и семьдесят лет назад исключительно миролюбивые чужеземные солдаты и офицеры с исключительно миролюбивыми целями на границах уже рассматривают землю на Востоке в бинокли.

Получив политическую независимость, за которой последовала весомая экономическая помощь Запада, прибалтийские республики смогли обеспечить себе некоторый экономический рост. Однако удержать эти позиции в условиях глобализирующейся мировой экономики задача непростая. С одной стороны, во всех трех республиках весьма важную роль играет западный капитал, с другой – сохраняется серьезная зависимость от России, в первую очередь – энергетическая.

В этой связи, членство в ЕС и НАТО представляется многим прибалтам своеобразной гарантией сохранения суверенитета. Однако полномасштабная интеграция прибалтийских государств в западные структуры, наряду с дивидендами, принесла и определенные трудности. Например, проект европейской конституции предусматривает все большее ограничение национального суверенитета стран-членов ЕС, что противоречит менталитету влиятельных в Прибалтике ультранационалистических кругов. Кроме прочего, требуется привести в соответствие с общеевропейскими нормами собственную внутреннюю политику и смягчить практику «выдавливания» русского и русскоязычного населения.

Работы по распространению военной инфраструктуры НАТО на территории прибалтийских республик начались задолго до официального приглашения Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО — де-факто с 1994 года – времени, когда им начала оказываться существенная финансовая поддержка со стороны Запада. С этого времени Литва, Латвия и Эстония приняли участие в сотнях мероприятий и многочисленных учениях в рамках «Партнерства во имя мира». Особую активность демонстрировала Литва

В том же 1994 году было принято решение о формировании так называемого «Балтийского батальона» («Балтбат»), в рамках которого отрабатывалось взаимодействие балтийских государств, а также подготовка военнослужащих к участию в «международных миссиях». В оказании помощи батальону в форме бесплатного предоставления военного снаряжения участвовали многие западные государства, в первую очередь — Германия. Отдельные структуры «Балтбата» использовались под командованием Дании в Боснии в операциях против сербов.

Помимо «Балтбата» Запад начал реализацию в Прибалтике и других военных проектов. В частности, проекта «Балтрон» («Балтийская военно-морская эскадра»), предназначенного для отработки сотрудничества Литвы, Латвии и Эстонии в военно-морской сфере. Роль «руководящего государства», координирующего деятельность «Балтрона», взяла на себя та же Германия, поставившая для соединения несколько минных тральщиков.

Созданная западными военными структурами Балтийская военная академия в эстонском Тарту предназначена для подготовки балтийскими государствами командного состава вооружённых сил. Главные дисциплины в академии преподают специалисты из ФРГ, Франции, Швейцарии, государств Северной Европы и США.

В 1997 году, при активнейшей помощи США и ряда западноевропейских стран было развернуто строительство современнейшей системы радиолокационного наблюдения и контроля «Балтнет». Она полностью совместима с единой сетью радиолокационного и радиоэлектронного наблюдения НАТО, и что особенно настораживает, обладает возможностями, выходящими далеко за рамки Балтийского региона. «Балтнет» позволяет контролировать воздушно-космическое пространство над республиками Прибалтики, всей территорией Белоруссии и над значительной частью России.

Основные элементы «Балтнета» вступили в строй в 2000 году, когда решение о приёме прибалтийских республик в НАТО ещё не было принято. Центральным объектом «Балтнета» является «Региональный центр воздушного наблюдения и координации», расположенный в местечке Кармелава (100 км западнее Вильнюса). Центр обслуживается специалистами-советниками из США и других стран НАТО, а также интернациональным персоналом, представляющим все три прибалтийские республики.

Региональный центр координирует работу трёх национальных узлов системы «Балтнет», расположенных соответственно в Латвии, Литве и Эстонии. Основную часть аппаратуры для сети поставили США, а монтаж, отладку и обучение персонала осуществляли норвежские специалисты, имеющие опыт эксплуатации аналогичной системы контроля воздушного пространства в приграничной с Россией провинции Финмарк.

После формального присоединения прибалтийских республик к альянсу «Балтнет» был немедленно включён в интегрированную систему воздушного наблюдения и раннего предупреждения НАТО, а через неё и в принадлежащую США глобальную разведывательно-информационную систему «Эшелон».

В ряде западных военных изданий опубликована информация, на основании которой аналитики делают вывод о реальном стратегическом значении территории прибалтийских республик для НАТО. Тогдашний главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе американский генерал Джозеф Ралстон, посетив объекты сети «Балтнет» отметил высочайший уровень её технического оснащения. Как сообщили военные источники в НАТО, генерал заявил, что такого оборудования нет даже в системе противоракетной обороны Северной Америки. При этом официальные лица в Вильнюсе, Риге и Таллине продолжают утверждать, что система «Балтнет» предназначена исключительно для «использования в интересах обороны стран Балтии».

Наращивание мощностей «Балтнета» продолжилось и после вступления прибалтийских республик в Североатлантический альянс. В частности, Латвия приняла решение о размещении на юго-востоке своей территории (70 км от границы с Россией) мощного новейшего американского радарного комплекса TPS-117, географическое положение которого позволяет уверенно перекрывать Псковскую область России, в том числе места дислокации Псковской воздушно-десантной дивизии и аэродромы военно-транспортной авиации ВВС РФ.

Согласно публикуемой в открытых источниках информации о возможностях станции TPS-117, радиус её действия составляет примерно 460 километров. Однако, по неофициальным данным, РЛС такого типа способны обнаруживать скоростные и малоразмерные воздушные цели, в том числе боеголовки ракет различных типов в околоземном пространстве на наклонной дальности до 1000 км и на высоте более 20 км, что делает станцию объектом стратегического назначения.

Военные эксперты утверждают также, что радар TPS-117 имеет ряд «специальных функций»: с помощью его луча, на который практически не влияют рельеф местности и погодные условия, можно отслеживать не только самолеты и ракеты, но также стационарные и подвижные объекты на море и суше.

Формально, действующий в Вентспилсе радар ASR-7 (подаренный Латвии правительством Норвегии) призван служить для безопасности гражданской авиации, оперативности и эффективности поисково-спасательных работ Латвии. Однако главная его функция – военная. Радар способен регистрировать в воздушном пространстве радиусом 150 км не только объекты, которые поддерживают связь с землёй, но и те, которые себя не идентифицируют.

В Прибалтике создается единая система плотного радиолокационного и радиоэлектронного слежения за сопредельными территориями и воздушным пространством Белоруссии и Российской Федерации, позволяющая НАТО получать важнейшую разведывательную информацию из всего северо-западного региона СНГ.

Следует отметить, что ни у одного из государств Балтии нет действующего договора о границе с соседней Россией. А ведь урегулированность пограничных вопросов с соседями – один из ключевых аспектов готовности к членству в НАТО. Тем не менее, в этом случае он почему-то обойден молчанием. Видимо «брюссельский обком» не видит «состава напряжённости» в территориальных претензиях прибалтийских «держав» к восточной соседке.

Не видит НАТО «состава напряжённости» и в чествовании в Прибалтике бывших эсэсовцев, выдаваемых за «борцов за свободу и независимость» (в то время как местные советские воины-освободители на государственном уровне признаются «врагами народа»). На примере палачей из СС (признанной международным сообществом, а значит, и всеми странами — членами НАТО, преступной организацией) в Латвии и Эстонии воспитывается новое поколение, которое через десяток лет будет определять политику государства. В армейских казармах новоявленных натовцев висят плакаты, призывающие молодых воинов брать пример с легионеров «Waffen SS» и «нести в строю их боевой дух».

Рассмотрим процесс интеграции в Североатлантический альянс каждой из прибалтийских республик подробнее.

Литва

Литва постоянно стремится укрепить свой региональный статус. Одной из основных гарантий национальной безопасности в военной сфере руководство Литвы рассматривает вступление в НАТО и размещение на своей территории войск альянса.

По словам литовских дипломатов, после вступления в ЕС и НАТО, Литва должна выполнять следующие основные задачи:

— реализовывать активное партнерство с США в борьбе против новых угроз;

— стремиться к региональному лидерству в Балтии;

— добиваться привлечения американских инвестиций, оказывая при этом помощь своим восточным соседям в закреплении норм демократии, рыночной экономики и главенства закона.

В своё время США обнародовали планы по переброске ряда военных баз из Западной Европы в Польшу и на территорию… ещё не вошедших в НАТО прибалтийских республик! То есть Литва, Латвия и Эстония ещё не вошли в НАТО, а Пентагон уже запланировал, причём в одностороннем порядке, без учёта мнения партнёров по НАТО, разместить до 30 баз ВМС и ВВС Североатлантического альянса!

Тогдашний министр обороны Литвы Линас Линкявичюс сразу же после обнародования этих планов «выразил заинтересованность» в размещении на территории республики американских военных баз и выступил с заявлением, согласно которому в связи с вступлением в НАТО Литве «придётся увеличить собственные вооружённые силы». Это несмотря на то, что из трёх прибалтийских республик у Литвы самые крупные по численности личного состава, техники и самые боеспособные по уровню обучения и дисциплине подразделения и большое внимание уделяемое модернизации вооружения. Например, Литвой заключены контракты на приобретение современных РЛС, систем связи и управления, противотанковых систем «Javelin» и зенитных ракетных комплексов «Stinger». 

Как считают литовские специалисты, благодаря неучастию республики в Договоре об обычных вооружениях в Европе, их страна может стать одним из крупнейших военных арсеналов на рубежах России.

В настоящее время несколько сотен литовских солдат участвуют в ряде международных операций в Афганистане, Ираке, Косово и т.д. Литовская армия пользуется высоким авторитетом у населения республики, занимая, по результатам социологических опросов третье место после церкви и СМИ.

Принципиально важный момент – принятие литовским сеймом закона, разрешающего участие подразделений вооружённых сил Литвы в «военных миротворческих операциях» на территории республик СНГ.

В данном контексте следует упомянуть регулярно публикующиеся с 1990 года в литовских СМИ географические карты с изображением якобы «истинно литовских территорий», к которым относится ряд северо-западных районов Белоруссии, вроде тех, что отображены на «Литовском календаре 2000 года», посвященном двухтысячелетию Иисуса Христа (!), выпущенном издательством «Мятскайтлюс» в Вильнюсе. Издание без обиняков именует «временно оккупированными этническими литовскими землями» часть Гродненской, Витебской и Минской областей! «Временно оккупированными» (надо понимать белорусами), оказывается, являются города Вороново, Лида, Сморгонь, Ошмяны, Островец и др.! Это при том, что даже неофициальные сигналы о возможности переговоров о принадлежности каких-либо пограничных участков могут ввергнуть любую страну в пучину бесконечных территориальных споров. Что станет весомым рычагом давления и на её внешнюю политику, и на внешнюю торговлю. Примеры тому – судьба бывшей Югославии, когда-то единой Чехословакии, да и самого Советского Союза.

То, что в Литве (и соседней Польше) есть определённые силы, претендующие на якобы «исконно» литовские или польские земли Белоруссии, секретом не является. Кто солирует в хоре этих потенциальных «миротворцев» тоже не секрет. Достаточно упомянуть откровенно наглые и провокационные публикации в некоторых ведущих западных СМИ, где Белоруссию и Украину помещают на первом место среди стран, в которых могут разгореться военные конфликты.

Учитывая сказанное, весьма угрожающее звучание обретает заявление Збигнева Бжезинского о том, что «по очень многим причинам внешние границы многих государств не останутся стабильными. Долговременные ресурсные, общеэкономические и геополитические процессы предопределяют изменение этих границ, включая возникновение новых стран, решение старых территориальных проблем».

Впрочем, тем, кто слишком жадно поглядывает на белорусскую землю, не мешает напомнить, что, например та же Литва, уйдя из Советского Союза как «восстановившееся довоенное государство» почему-то увела за собой территории, полученные в составе СССР – Клайпедскую область, курорт Друскининкай и даже свою столицу Вильно.

В связи с этим возникает резонный вопрос – не пора ли литовцам и полякам начать кампанию по борьбе с тяжёлым наследием сталинизма в Литве и Польше? Имеется в виду кампания за возврат Литвой вышеперечисленных территорий, Польшей – Белостока и области, Силезии и Пруссии изгнанным из этих областей жителям и их потомкам, а также за возврат Штеттина, переданного Польше благодаря лично Сталину – в нарушение Ялтинского соглашения.

Латвия

Примечательно, что вступление Латвии в Североатлантический альянс в декабре 2001 года поддерживало немногим более половины (50,2%) жителей Латвии. Однако вступление в НАТО является одним из приоритетных направлений деятельности руководства Латвии, которое взяло на себя обязательства увеличить число спецподразделений, предназначенных для участия в международных операциях.

В Латвии разработана Концепция государственной обороны, ключевым положением которой является обеспечение национальной безопасности Латвии путем участия в системе коллективной безопасности НАТО и ЕС. Концепция также предусматривает постепенный перевод вооружённых сил республики на профессиональную основу. Военные специалисты считают, что принятие Концепции государственной обороны влечёт за собой увеличение числа мероприятий оперативной и боевой подготовки вооружённых сил стран НАТО, которые будут проводиться на территории республики.

Примечательно, что ранее руководство Латвии заявляло о невозможности размещения в своей стране иностранного воинского контингента из Западной Европы, однако после принятия новой Концепции государственной обороны военное ведомство страны видит в этом лишь положительные аспекты. Другими словами, Латвия рассматривает вопрос о дислоцировании на своей территории мощных ударных группировок НАТО (в том числе и на границе с Белоруссией).

Достаточно тревожным фактом является то, что солдат латвийской национальной армии учат продолжать «боевые традиции» тех, кто воевал на стороне гитлеровской Германии. В армейских казармах висят плакаты, призывающие молодых воинов брать пример с легионеров «Waffen SS» и нести в строю их боевой дух. В Латвии состоялись беспрецедентные судебные процессы над участниками войны, воевавшими в Красной Армии, а также открыто кладбище легионерам «Waffen SS» в местечке Лестене. Подобные события не получили адекватной оценки представителями стран Евросоюза.

Как и правительство Литвы, руководство Латвии уделяет большое внимание укреплению своего регионального положения. Например, предыдущий президент республики Вайра Вике-Фрейберга неоднократно заявляла о готовности официальной Риги играть активную роль в поддержании отношений между ЕС и Россией. При этом она отмечала, что Латвия способна поделиться опытом в области демократизации страны и осуществления необходимых реформ со всеми постсоветскими республиками, прежде всего с Украиной, выражающей стремление интегрироваться в европейские структуры, а также с Белоруссией, которая имеет общую границу с Латвией.

Необходимо указать, что граничащая с Белоруссией Латвия уже взяла на себя обязательства увеличить число спецподразделений, предназначенных для «участия в международных операциях». Где могут иметь место эти «операции», в середине 2000-х годов сообщил министр обороны Латвии Гиртс Валдис Кристовскис. Отвечая на вопрос местной радиостанции о том, кто является потенциальным противником его страны, он заявил, что «наш вероятный противник находится объективно на востоке. Мы имеем 80 км границы с Белоруссией. Европа считает, что там последний тоталитарный режим в Европейском регионе. А тоталитарные режимы всегда довольно опасны, поскольку непредсказуемы и зависят от влияния одного человека. Такая проблема есть в Белоруссии».

Эстония

В отличие от Литвы и Латвии, Эстония не выразила намерения предоставлять собственную территорию для размещения иностранных военных объектов, в том числе и военных баз стран-членов альянса. Руководство страны предпочитает развивать военное сотрудничество с НАТО путём совместной реализации оборонных проектов.

Одним из наиболее известных является введение в эксплуатацию мощной станции дальнего радиолокационного обнаружения близ Раквере, позволяющей контролировать воздушное пространство сопредельных государств на глубину не менее 400 километров.

По оценкам военных специалистов, Эстония, следуя общемировым тенденциям увеличения мобильности армии и оснащение её современным оборудованием, способна интегрироваться в систему НАТО наиболее успешно. Вооружённые силы этой страны располагают мобильными подразделениями, развитие которых является одним из приоритетных направлений в армиях альянса.

В стратегическом плане расширение Североатлантического альянса (НАТО) за счёт прибалтийских республик ведёт к росту возможностей оперативных группировок сухопутных войск, ВВС и ВМС альянса на широком фронте от Балтики до Чёрного моря, а также, что не менее важно, пересмотру нарезки границ сухопутных и морских театров военных действий. Это, во-первых, явно нарушает принципы основополагающего Акта Россия-НАТО о непродвижении военной инфраструктуры стран НАТО на восток, а во-вторых, создаёт угрозу безопасности Союзного государства Белоруссии и России.


Другие материалы автора:

В чём причины «стремительного потепления» между Литвой и Белоруссией

E-mail Николая Малишевского