Для Латвии этот год во многом был исторический. Первый раз в истории был распущен сейм, произведены внеочередные выборы и первый раз победителя выборов – «Центр согласия» — оставили в оппозиции. И главным итогом этого стал рост межнациональной напряжённости.
Политика
В 2011 году был использован очень редкий инструмент политической борьбы – сбор нотариально заверенных подписей граждан для проведения всенародного референдума. Вначале латышские националисты пытались провести референдум о переводе всех латвийских русских школах на латышский язык обучения. Но эта затея провалилась на втором этапе, когда потребовалось собрать десятую часть избирателей в течение месяца. Зато в конце ноября удалось собрать подписи на альтернативный референдум – о введении русского языка, как второго государственного. Причём, первый этап – сбор нотариально заверенных десяти тысяч подписей — был пройден фактически в течение двух недель, в то время как националисты свои подписи собирали больше года. На втором этапе, организованным обществом «За родной язык», были собраны 180 тысяч голосов при необходимых 150 тыс.
Факт проведение такого референдума — большая победа всей русской общины Латвии, хотя внутри самой общины нет единого мнение об этой инициативе. Русские (вместе с украинцами, белорусами, евреями) составляют около 40% населения. Большая часть из них не имеют права голоса, являясь «негражданами». Русские проживают довольно компактно – в столице Латвии Риге и приграничной области с Россией – Латгалией. Во всей остальной Латвии доля русскоязычного население очень мала, а в некоторых отсутствует вовсе.
Вечно оппозиционный (кроме Рижского и Латгальских самоуправлений) «Центр согласия» придерживался позиции, что у русского языка должен быть хоть какой-то официальный статус. Либо статус регионального языка в Риге и Латгалии, либо статус языка межнационального общения, который русский язык имеет в некоторых странах СНГ. О государственном речи не шла.
Тем не менее, некоторые лидеры ЦС ещё весной поддержали инициативу о сборе подписей о русском языке как втором государственный по тактическим соображениям – как пропорциональный ответ на инициативу националистов. После формирования правительства без «Центра согласия», лидер ЦС и первый русский мэр в истории города – Нил Ушаков публично признал, что поставил свою подпись под инициативой за русский язык, что вызвало резкую критику со стороны всего латышского общества и поддержку среди русскоязычной части. Безусловно, подпись Ушакова имела решающие значение для успеха всей акции.
Поступок рижского градоначальника был довольно неожиданным, но закономерным с тактической точки зрения. Непопадание «Центра согласия» в правительство вызвало разочарования всего электората. Избиратели могли не простить и фразу Ушакова относительно признания факта оккупации Латвии Советским Союзом в 1940-м году.
Полное поражение второй партии, отстаивающие интересы русского язычного меньшинства – партии «За права человека в единой Латвии», сделало «Центр согласия» безальтернативной политической силой на левом фланге.
Основанное десять лет назад объединение ЗаПЧЕЛ на базе всех русскоязычных политических сил, реально просуществовало всего пару лет, затем давние противники ещё со времен борьбы за независимость вновь разошлись, чтобы затем основать «Центр согласия».
Отсутствие альтернативы «Центру согласия» не может быть вечно, особенно если нет русских министров. Появление общественной организации «За родной язык», которые возглавили широко известные в Латвии «бунтари, революционеры», может сильно расколоть русский электорат на выборах в самоуправления, которые пройдут летом 2013 года.
Лидеры инициативы о придании статуса русскому второго государственного языка – Владимир Линдерман и Евгений Осипов, личности весьма противоречивые, но харизматичные. Линдерман является заместителем Эдуарда Лимонова по запрещённой в России Национал-большевистской партии, и несколько лет находился в розыске в Латвии после захвата с помощью муляжа гранаты церкви св. Петра. Находясь в России, Линдерман просил политического убежища, но был выдан Латвии. Осипов много лет являлся представителем движения «Русское национальное единство» в Латвии. Оба являются негражданами, что мешает им баллотироваться, а государство под формальными предлогами не даёт возможности сдать на гражданство путём натурализации.
В свете проведения в ноябре второго этапа сбора подписей за русский язык как-то напряжённо прошли в Латвии ноябрьские праздники – День Латвийской армии 11 ноября и День независимости 18 числа. В речах официальных лиц говорилось о значимости сохранения латышского языка и латышской культуры, которые могут развиваться только в Латвии и в случае одного государственного языка.
Мнения экспертов лингвистом и филологов разнятся по вопросу вытеснения «великим и могучим» латышского языка в случае равных прав и возможностей.
Экономика
Национальный вопрос, как всегда, отодвинул на второй план вопросы бизнеса и экономики, хотя выборы в этом году проходили под лозунгом борьбы с олигархами. Два из трёх которых уже распустили свои партии, но актив, которых под другими названиями уже начал готовиться к выборам в самоуправление.
Сохранившее, несмотря на поражение на выборах, своё правящее положение «Единство» во главе с премьер-министром Валдисом Домбровскисом и спикером сейма Солвитой Аболтиней сохраняет всю прежнюю политику, направленную на ещё большую интеграцию с Западом. Несмотря на кризис в еврозоне, Латвия не изменила своё отношение к скорейшему введению евро. По прогнозам местных экономистов, соответствовать Маастрихтским критериям по дефициту государственного бюджета, уровню инфляции и внешнего долга Латвия сможет в 2013 году.
В 2011 году иррациональная составляющая по сохранению геополитических интересов Латвии брала вверх над чисто экономическими критерями в условиях кризиса. В частности, премьер-министры стран Балтии договорились о строительстве железной дороги с европейской, узкой колеёй, которая имеет очень серьезные опасения насчёт рентабельности, вместо альтернативных проектов скоростной железной дороги до Москвы.
Забыть о «русском вопросе» заставил неожиданный кризис с коммерческим банком Латвии – Latvijas Krajbanka (бывшем Сбербанке в дословном переводе с латышского). Банк долгое время был государственный, а затем был продан литовскому банку Snoras, который в свою очередь принадлежал российскому миллионеру Владимиру Антонову.
По данным властей, Антонов использовал деньги своих банки для краткосрочного кредитования своих сделок, таким образом, литовский и латвийский банки не досчитались сотни миллионов евро, что сразу привело к банкротству обоих кредитных учреждений. С другой стороны, общественность удивили действия литовских и латвийских властей, которые пошли более дорогим путем, банкротства банков и выплат вкладов до положенных ста тысяч евро, вместо быстрой национализации с кратковременным запретом на снятие денег. Все те, кто хранил деньги более ста тысяч евро потеряли все, что было выше порогового лимита. Среди таковых оказался известный композитор и политик Раймонд Паулс, заявивший что поедет в Москву отрабатывать украденные у него деньги. Также несколько миллионов евро потеряло Рижского самоуправление.
По мнению экспертов, уход Latvijas Krajbanka и Snoras однозначно выгоден главным конкурентам – банкам Скандинавии. Закономерно, что в речах политиков обоих государств звучали заявления против присутствия в российского капитала в балтийских банков. Сам Антонов заявил, что Балтийские государства совершили рейдерских захват.
Прибалтийская банковская система и Россия — это вообще очень щепетильная тема. В одной Латвии более двух десятков банков, большая часть которых почти не обслуживает местных физических и юридических лиц, а концентрирует своё внимания на российских резидентов. Которые в свою очередь пользуются услугами «русскоязычных» банков Европейского Союза с целью оптимизации налогов. Такого рода деятельность всегда не нравилась западным партнёрам Латвии, которые привыкли сами зарабатывать на подобных услугах.
Как правило, коммерческие банки Латвии имеют сильное лобби на всех уровнях власти. Национализированный в 2008-м году банк Parex, принадлежащий на тот момент двум богатейшим людям Латвии Валерию Каргину и Виктору Красовицкому, не стеснялся поддерживать практически все партии, в том числе и националистические. Упомянутой уже выше Владимир Антонов владеет газетой «Телеграф», которая ранее принадлежала другому местному банкиру Валерию Белоконю. Кстати, в этом году другое русскоязычное издательство «Петит» купил украинский «Легбанк».
Культура
В Латвии существуют два совершенно разных информационных пространства, создаваемые латышскими и русскими СМИ. 2011 год стал поворотным в этой многолетней традиции. В частности, показательными стали послевыборные показы по латышским телеканалам выступлений российских либеральных общественных деятелей Валерии Новодворской и Константина Борового, касающихся положения русских в Латвии. Внеочередные выборы в сейм, как и ожидалось, стали залогом к увеличению оборота по рекламе для всех представителей средств массовой информации.
В этом году в Латвии первый раз прошли Дни русской культуры, ежегодно проходившие до войны. Многочисленные ансамбли со всех регионов Латвии две недели выступали на ведущих площадках столицы. Разумеется, что никакие Дни русской культуры, организованные в основном общественными организациями, не смогут тягаться по популярности с проектом «Новая волна», который уже несколько лет проходит в Юрмале, на две недели собирая весь шоу-бизнес России.
Праздники в Юрмале подстегнули интерес к местной недвижимости со стороны российского среднего класса. В Латвии уже второй год подряд за инвестиции в недвижимость на определённые суммы полагается вид на жительство, а, значит, и возможность безвизового путешествия по всей Шенгенской зоне. Такую услугу уже использовали сотни россиян, принеся в латвийский бюджет немалый доход. В начале 2011 года, правда, одному гражданину, инвестирующему в капитал одного из местных банков, в виде на жительстве было отказано – экс-мэру Москвы Юрию Лужкову.
В Латвии совершенно точно можно сказать, что латыши и русские одинаково болеют за свои команды по хоккею. Благодаря поддержке «Газпрома», обеспечившего материальную помощь хоккейной команде «Динамо Рига», удалось вернуть из-за рубежа большинство ведущих латвийских хоккеистов. Третий год подряд «Динамо Рига» выходит в плей-офф Континентальной хоккейной лиги, и латвийские болельщики битком забивают трибуны, когда в гости приезжают именитые российские клубы.