Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2011 года запомнятся жителям латвийской столицы необычным для наших широт ажиотажем. Как им предшествовавшим, так и собственно ими спровоцированным.
К виду очередей рижан и жителей латвийской провинции приучили известные события последних дней. С одной стороны, народ поставил в строй крах Latvijas Krājbanka, организованный не то его совладельцем, российским предпринимателем Владимиром Антоновым, не то литовскими властями и латвийской Комиссией рынка финансов и капитала (КРФК). Несколько дней латвийские пенсионеры выстаивали очереди к банкоматам Latvijas Krājbanka, чтобы получить на руки установленную КРФК ежедневную норму – 50 латов (70 евро) в одни руки. Когда же вкладчиков разоренного кредитного учреждения оповестили, что те смогут получить гарантированные государством накопления (до 100 тысяч евро) в филиалах банка государственного банка Citadele, люди занимали очередь аж с трех часов ночи, лишь бы не оказаться последними и не остаться у разбитого корыта, как это уже не раз случалось в истории Латвии.
С другой стороны, в который раз сработала поговорка – русский мужик долго запрягает, да быстро едет. 30 ноября завершился второй этап сбора подписей в поддержку инициированных обществом «Родной язык» поправок к Конституции Латвии, предоставляющих русскому языку статус второго государственного. Сбор подписей проводился в течение месяца. Но русский человек привык откладывать важные дела на последний день, а латвийский Центризбирком не позаботился о развёртывании достаточного числа участков в местах компактного проживания русскоязычного населения.
А поскольку желающих оказалось достаточно много – всего расписаться в поддержке госстатуса для русского языка в Латвии пришли на участки 183 046 граждан Латвии и около 50 тысяч из них решили сделать это, в последние дни акции – очереди в Риге не рассасывались, а сборщикам подписей приходилось работать сверхурочно. Организаторы акции и её рядовые участники действовали, как на поле битвы: пользуясь современными средствами связи они выявляли самые запруженные народом места, дабы перебросить туда автотранспорт и перевезти желающих на менее загруженные участки. В общем, можем, когда хотим.
Не обошлось без очередей и на проходивших 4 декабря выборах в Госдуму России. По-видимому, не имея возможности поддержать русский язык в Латвии, часть её жителей решила поддержать его в России. Их патриотизм был по-своему вознагражден. Проживающим в Латвии гражданам России было явлено чудо современной техники. Латвия оказалась в числе трех зарубежных стран, где российский ЦИК решил применить новейшее оборудование для электронного голосования. Столь же высокой чести удостоились Германия и Польша. Не знаю, как там, а в Латвии обладатели российских паспортов сюрприз не оценили.
Вот, к примеру, рассказ Марины Сушенцевой. «Будучи гражданкой России, я в 11.00 спокойно поехала к своему избирательному участку, который располагается на улице Дзирнаву, в консульском отделе посольства России. Думала, что процедура голосования не займёт много времени, но, подойдя поближе к участку, опешила: очередь желающих проголосовать начиналась от входной двери в консульство, заворачивала на улицу Бривибас и доходила до улицы Лачплеша, а это очень приличный квартал. Причём, это не была очередь в обычном понимании слова – люди стояли в три ряда. Двигалась очередь медленно, все что-то обсуждали, спорили. Но настроение всё же было хорошее.
Очень много было пожилых людей, которые хотели выстоять эту очередь, и брала обида за этих людей – многим из них было за 80. При наличии в Латвии множества русскоязычных обществ, которые твердят о защите интересов русских, я не видела ни одного их представителя. Ведь можно было организовать какой-нибудь передвижной фургончик и продавать кофе и какие-нибудь бутерброды. Можно было организовать отдельную очередь для очень пожилых людей, но по-всему было видно, что никому ничего не надо. Я отстояла в очереди 3,5 часа, потом ещё три пролёта по лестнице в здании консульства, что тоже заняло много времени.
В самом зале для голосования следовало пройти регистрацию. После этого тебя допускали к электронному аппарату для считывания твоего голоса. Голосование проводилось по талону со штрих кодом. По ходу очереди вошедших в зал пытались обучить правильно этим устройством пользоваться. Можете себе представить, как это выглядит: пожилому человеку, отстоявшему трёх-четырёхчасовую очередь, замёрзшему (на улице шёл дождь), а потом распарившемуся в набитом людьми помещении нужно ещё правильно нажать определенную кнопку. Очень многие путались и «пересдавали» по нескольку раз.
Я вернулась домой только в 15.30 усталая и разбитая. К вечеру подскочила температура. Могу себе представить, каково пришлось пенсионерам. Короче говоря, хорошее настроение, характерное для такого рода мероприятий, было испорчено непродуманной организацией».
Действительно, по данным посольства России в Латвии, на этот раз в выборах приняло участие рекордное число людей. Из проживающих в Латвии 30 тысяч правоспособных россиян свыше половины – 15 597 человек – выполнили свой гражданский долг. Только в Риге проголосовали более 9 тысяч человек. К их услугам было развёрнуто три участка. Ещё по одному были открыты в российских консульствах в Лиепае и Даугавпилсе. Остаётся только гадать, сколько потенциальных избирателей решили не связываться с очередью, просто пройдя мимо, или, потеряв час-другой, махнули рукой и вернулись к своим любимым диванам.
Участки, как и полагается по закону, закрыли в 20.00 по рижскому времени. И хотя электронная система голосования позволяла подвести итоги выборов уже в 20.15, об их результатах посольство РФ в Латвии оповестило лишь во второй половине следующего дня.
Оказалось, что удаление избирателей от российской действительности благотворно отразилось на позициях партии власти. За «Единую Россию» в Латвии отдали свои голоса почти 77% пришедших на выборы — 12 006 человек. За КПРФ (язык не поворачивается назвать их коммунистами) проголосовали 1 930 человек (12,37%), за «Справедливую Россию» — 752 (4,82%), за ЛДПР – 420 (2,69%). 489 избирателей отдали голоса за другие партии, не преодолевшие 7-процентный барьер: «Яблоко» поддержали 266 избирателей, «Патриотов России» — 72, а «Правое дело» — 45. Другими словами, в Латвии единороссы не только серьёзно обошли всех своих конкурентов вместе взятых, но и взяли барьер конституционного большинства.