Дания сегодня: сокращение рабочих ветроиндустрии и госсовет с королевой – «пустая трата времени»

О чём писали СМИ Дании на минувшей неделе с 9 по 15 января - в обзоре датского корреспондента «NewsBalt» Кристины Мухачёвой.

«NewsBalt» представляет обзор датской прессы с 9 по 15 января 2012 года.

Политика

Во время визита председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпей в Копенгаген по случаю начала председательства Дании в ЕС датский премьер Хелле Торнинг-Шмидт сделала важное заявление в выпуске новостей «Horisont». По её словам, Дания должна присоединиться к фискальному договору и внести свой вклад в улучшение ситуации в еврозоне. Но премьер так и не уточнила, необходимо ли Дании учитывать полный договор или следовать ему лишь частично.

— Я абсолютно уверена, что там будут некоторые пункты в интересах Дании, но также считаю справедливым дождаться окончательной формы договора, чтобы мы могли определиться, с чем мы в силах согласиться, а с чем нет, — сказала Торнинг-Шмидт.

По её словам, «политика, проводимая другими странами еврозоны, оказывает серьёзное влияние на Данию». «Вот почему для нас очень важно подвергнуть себя общей дисциплине еврозоны, — продолжила премьер. — Для нашего собственного блага это усилит уверенность в экономике». Она также добавила, что верит, что этот финансовый договор необходим для сохранения евро, так как это создаст строгую дисциплину, которой не было в некоторых странах Еврозоны.

…На минувшей неделе премьер Дании поставила точку в разговорах об изменениях или отказе от королевских традиции. Заявлениz Торнинг-Шмидт прозвучали после того, как датский политик Яспер Петерсен подверг критике государственный совет с королевой, назвав его устаревшим и пустой тратой времени министров. Премьер в свою очередь заявила, что находит эту традицию частью датской демократии и поэтому она не должна быть изменена.

— Роль королевского дома в государственном совете обеспечивает твёрдую и безопасную основу для датской демократии, — заявила Торнинг-Шмидт. — Это отличный способ поддерживать отношения между парламентом и королевской семьёй.

…В минувшую пятницу состоялась встреча премьер-министров Норвегии и Дании Йенса Столтенберга и Хелле Торнинг-Шмидт.

— Премьер Столтенберг и я подтвердили что дружеские отношения сохраняются не только между двумя нашими государствами, но и между двумя премьер-министрами, — сказала Торнинг-Шмидт журналистам по итогам встречи тет-а-тет.

Поводом для визита норвежского премьера стало начало председательства Дании в ЕС. Поскольку Норвегия предпочитает остаться за пределами Евросоюза, норвежский премьер счёл необходимым показать добрую волю к сотрудничеству. Торнинг-Шмидт продолжила: «У нас состоялась продуктивная беседа о председательстве Дании в ЕС. Я проинформировала коллегу о самых главных проблемах, с которыми мы сейчас сталкиваемся, о шагах, которые собираются предпринять страны ЕС чтобы выйти из кризиса и о главных целях на время председательства – сделать Европу более зелёной».

Экономика

В датской компании «Vestas», занимающей ведущее место в ветроиндустрии, спад продаж спровоцировал сокращение рабочих мест. Генеральный директор «Vestas» Дитлев Энгель выразил своё сожаление, но также отметил необходимость этих мер, в результате которых будут уволены 1300 рабочих. «Vestas» закрывает завод на западе Ютландии, а также сокращает административное обслуживание. Компания сослалась на мировой финансовый кризис и необходимость подготовиться к ожидаемому низкому росту на рынке и сильной конкуренции. В совместной пресс-конференции с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, премьер Хелле Торнинг-Шмидт заявила, что последние новости «Vestas» это «огромный удар», но Дания и ЕС продолжат инвестировать в экотехнологии.

На следующий день инвесторы призвали генерального директора «Vestas» уйти в отставку. По их мнению, плохая репутация и неспособность осуществлять проекты вовремя – вина управления, в том числе и генерального директора. Однако, когда его спросили на пресс-конференции о планах на будущее, Энгель сказал, что в отставку подавать он не намеревается. Председатель «Vestas» Бент Карлсен рассказал изданию «Jyllands Posten», что недоверие к компании является «постыдным для всех нас». Отраслевые аналитики отметили, что рынок США превратился в массовое разочарование для «Vestas» и других производителей ветрянных турбин.

Газета «Politiken» пишет о том, что в пятницу официально стартовало строительство на острове Анхольт ветровых электростанций. К концу 2013 года турбины будут составлять крупнейший ветропарк. Министр энергетики Мартин Лидегаард сказал на мероприятии: «Это исторический проект, который показывает, что мы закладываем основу новым экотехнологиям и масштабным зелёным проектам в Дании», Работа всех турбин будет охватывать потребление электроэнергии более 400 000 датских домохозяйств, что эквивалентно 4% от общего объёма потребления в Дании.

— Ветровой парк показывает, что Дания будет номером один в этой области, — продолжил министр энергетики. — Конкуренция с другими странами жёсткая, но правительство будет стоять на своих целях.

Мартин Лидегаард не считает что случившееся с «Vestas» как-то повлияет на ход дел зелёных компаний, напротив, стремление Дании закрепить экотехнологии только усиливается.

Инциденты

Портовая полиция Германии, наконец, пропустила датское судно «M/S Thor Liberty» с крупным арсеналом боеприпасов, убедившись, что вся документация и условия перевозки соблюдены. Судно ранее было задержено в Финляндии из-за неразберихи с разрешением и неосторожной погрузки, после чего было также остановлено немецкой полицией, которая хотела проверить, всё ли прошло успешно. Ещё одни сутки ушли на исправление недочётов в погрузке — 69 ракет Patriot и 150 тонн взрывчатых веществ не были упакованы надлежащим образом, поэтому это было сделано специалистами в военной области. Компания за это, по данным полиции, получила незначительные наказания. Однако, международные источники указывают на то, что Финляндия до сих пор не прекратило уголовное дело на капитана судна – украинца и его помощника. После окончательных проверок, судно сможет продолжить свой маршрут и доставить груз в Южную Корею.