Еврокомиссия выступит третейским судьёй по провалившейся программе приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия

Глава Агентства по международным связям Калининградской области Алла Иванова в интервью «NewsBalt» высказала своё мнение о причинах топтания на месте на переговорах по программе приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия на 2007-2013 годы.

В конце 2011 года в Варшаве были фактически сорваны переговоры по программе приграничного сотрудничества между Россией, Польшей и Литвой. Масштабные двух и даже трёхсторонние проекты по этой программе финансирует Евросоюз. В случае успешного завершения в 2011 году переговоров Россия (прежде всего, Калининградская область) и Литва получили бы 84 млн. евро. Эти деньги — невозвратные, то есть взять их в 2012 году уже невозможно. Общий бюджет программы с 2007 по 2013 годы составляет 144 млн. евро плюс дополнительно к этому Россия выделяет 44 млн. евро. С просьбой прокомментировать ситуацию «NewsBalt» обратился к министру — руководителю Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алле Ивановой.

— Алла Генриховна, польская сторона заявляет, что спор между Польшей и Россией возник по «отдельным проектам», при этом проекты, застопорившие программу, не называются. Вы не в курсе этих камней преткновения?

— Проблема с реализацией «Программы приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия 2007-2013», действительно, существует, но она состоит не в том, что кто-то разошёлся в проектах. Поймите, это техническая составляющая. Недовольство при отборе было и в прошлый раз, в программе «Соседство 2004-2006 гг.». Например, когда поляки находили партнёра в Калининградской области в виде целого муниципалитета, проектируя строительство объектов лишь у себя с пропорцией финансирования от ЕС: 90% (Польше) и 10% (Калининградской области). Естественно, по такому проекту с нашей стороны возникали вопросы – а что же мы на своей земле получим от реализации? Полемика в таких переговорах — это нормально. В конечном итоге стороны всегда приходили к консенсусу, и программа работала. В настоящее время переговоры не сорваны, просто встреча закончилась без принятия каких-либо конструктивных решений, которые бы могли продвинуть деятельность программы на следующий этап.

— Тогда в чём, по вашему мнению, причина?

— На мой взгляд, проблема — в управлении этой программой. По моему мнению, на уровне управляющего органа не сложилось рабочей обстановки. А поскольку руководит этой программой польское Министерство регионального развития, то по большому счёту это, конечно, их сфера ответственности. Обвинять никого не хочу, но выстраивать отношения должны были именно они. Польша должна была скоординировать работу мониторингового комитета программы, состоящего из представителей Минрегионразвития России, Министерства внутренних дел Литвы и своего министерства регионального развития.

— Почему же тогда заместитель министра регионального развития Польши Марсель Незгода заявил польским журналистам, что «русские и литовцы не были склонны к переговорам».

— Мне удивительно слышать его заявления. В связи с этим я вспоминаю представительный форум регионов-партнёров, прошедший в Калининграде минувшей осенью. В мероприятии принял участие и пан Незгода. Так здесь ему высказали претензии сами поляки, которые подавали заявки на «Программу приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия 2007-2013»! Мало кто знает, что польская сторона по этой программе уволила руководителя своего технического секретариата в Варшаве, посчитав, что волокита связана с ним. Но проблема, видимо, ещё выше.

Ситуация тем более непонятная, поскольку именно сейчас Россия с Польшей подписали соглашение о местном пограничном движении между Калининградской областью и северной частью Польши, и наступает пора, как говорится, только ягоды собирать. А мы не можем ничего сделать. Руки связаны. В итоге по «Программе приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия 2007-2013 зависла масса проектов, в том числе ряд ключевых для муниципалитетов Калининградской области.

— Расскажите о них.

— От трёх стран всего было подано 190 проектов, и в каждом из них есть калининградский партнёр. Естественно, одобрена будет лишь часть проектов, поскольку их консолидированный бюджет превосходит выделяемые Евросоюзом и Россией деньги. Назову лишь наиболее крупные для Калининградской области проекты, которые были инициированы на местном уровне, но одобрялись на федеральном. Это строительство очистных сооружений в городах Немане и Славске (литовское приграничье) и приграничном с Польшей городе Мамоново. Подана заявка на частичную реконструкцию «Берлинки» (неофициальное название недостроенной в 30-40-е годы автомагистрали, призванной соединить Кёнигсберг с Берлином. — «NewsBalt»). Кроме того, один из проектов — небезызвестный «Е-70» (масштабный внутренний европейский водный путь, который идет из голландского Роттердама через Германию в Польшу. Российская сторона планирует включить в маршрут Калининградскую область с дальнейшим выходом на Литву. – «NewsBalt»).

— Всё-таки – мы потеряли деньги от ЕС?

— Действительно, в программе прописано, что если финансирование не законтактовано к определённому финансовому году, то деньги пропадают. Но мы всё же надеемся на позитивное решение, поскольку и Минрегионразвития России, и наш МИД постоянно сигнализируют об этой проблеме. В частности, на декабрьской встрече Сергея Лаврова с польским коллегой Радославом Сикорски, где было подписано соглашение о местном пограничном движение, этот вопрос поднимался. Был озвучен и возможный источник проблемы. А в конце января 2012 года в Брюсселе запланированы консультации специально по этой теме. Россия, Польша и Литва хотят привлечь Еврокомиссию в качестве третейского суда. Там, по всей видимости, и решится вопрос.


Также по теме:

Мнение: Калининградской области десятки миллионов евро от ЕС, видимо, не нужны

«Литва-Польша-Россия»: утверждение проектов сорвано