Фото: Infoaz.eu.

Мнение: Критика польских и русских меньшинств главой Совета нацобщин Литвы связана с выборами в сейм

Что стоит за громкими заявлениями Махира Гамзаева - в материале литовского корреспондента «NewsBalt» Валерия Мокрушина.

В Литве очередной скандал. Впрочем, что тут удивительного: измывающаяся над своим народом власть постоянно преподносит «подарки» согражданам, однако этот скандал особенный. «Изюминка» не только в том, что затрагиваются права её граждан, но и в том, что он, этот скандал, наотмашь бъёт по интересам сопредельных стран. А возмутителем спокойствия на сей раз оказался некто Махир Гамзаев, выступивший в роли судьи и обвинителя национальных меньшинств. 

В интервью «Delfi.lt» этот общественный деятель, озабоченный нелегкой судьбой литовского государства, бросил настоящую бомбу в адрес нацменьшинств, обвинив польскую и русскую общины в том, что «сценарии, установки, идеологические руководства (так в оригинале. — «NewsBalt») согласовываются не только в Литве, но и за её пределами. Мы это видим. Мы это чувствуем».

Не надо быть Штирлицем, чтобы раскрыть «скобки». Да, Гамзаев недвусмысленно намекает, более того — указывает на то, что протестным движением большинства национальных общин против осуждаемой всеми, в том числе мировой общественностью, беспардонной политики ассимиляции меньшинств руководят российские и польские «эмиссары».

Но самое удивительное в этой истории то, что модератор сенсации не кто иной как председатель Совета национальных общин Литвы и уже по должности, пусть и общественной, призван защищать интересы народов, оказавшихся волей судеб далеко от исторической родины. А ведь польская община, самая крупная, насчитывает более трёхсот тысяч человек, русская же только недавно уступила первенство полякам и обе вместе они составляют без малого 90% всего нетитульного этноса. Не напоминает ли это хрестоматийную ситуацию, когда унтерофицерская вдова сама себя высекла?

Кто же такой этот «прозорливый» Махир, который в своих коллегах по совместному движению углядел ни меньше ни больше как агентов Москвы и Варшавы, а в качестве доказательства предъявил нечто аморфное, сугубо нематериальное: «Мы это видим. Мы это чувствуем». 

Глава азербайджанской общины вообще отличается утончёнными чувствами и видением, особенно в том, что касается политики, причём все его реакции отличаются этаким скандальным душком. Русские, поляки, украинцы, белорусы и прочие активисты национальных общин, выходившие в прошлом году на массовые митинги в защиту русского и польского как языков школьного образования, хорошо помнят, как Гамзаев резко осудил эти массовые выступления, вынеся вердикт: в Литве нужно говорить по-литовски. И ещё тогда дал понять: эти акции инспирированы чужими силами. Участники митингов протеста, забастовок, которые рисковали при этом своей деловой репутацией и карьерой, разводили руками: «И этот человек возглавляет наши диаспоры?! Да он первейший наш враг!»

Отнесём определение Гамзаева как врага к сказанному в полемическом запале, однако вопрос его места в строю далеко не риторико-эмоциональный. Когда пару лет назад решалось, кому возглавить Совет нацобщин, присутствующие на заседании представители власти настоятельно склонялись к кандидуре никому не известного выходца с Южного Кавказа. Якобы это и хорошо, не будет тянуть «одеяло» на сторону крупнейших общин, не станет лезть в политику и вообще куда не следует. Что же, сегодня можно сказать: заказ на литовского «попа Гапона» реализуется успешно. Во власть не стремится, куда не надо не суётся. Более того, послушно исполняет не только то, что скажут, но и то, что ждут хозяева.

Настоящим хозяином главы Совета, прошу прощения за банальность, является народ, его избравший, он же является заказчиком и работодателем, его волю исполнять и в его интересах работать и должен избранный менеджер. Если взвод марширует не в ногу с капралом, в отставку должен подавать именно капрал. Странно, не правда ли, что «капрал» Гамзаев не знает этого элементарного правила? Впрочем, не думаю, что на Южном Кавказе люди не знакомы с азами цивилизации, и наш «герой», убеждён, посвящён в простые истины. Но — не уходит. И тому есть, на взгляд автора, веские основания.

Давайте представим, что «режиссёр» марионеточного театра сидит где-нибудь в высоком властном кабинете, и иметь под рукой такую марионетку – подарок судьбы. Кто мутит воду на земле Марии, кто поднимает народ на протесты, кто твердит о перешедшей всякие границы ассимиляции некоренного (оговоримся: и поляки, и русские считают себя коренными жителями страны, и у них неотразимые аргументы) населения? Агенты Москвы и Варшавы, а в качестве доказательства — позиция полномочного руководителя этих меньшинств. И, действительно, расчёт железный, Махир бъёт не в бровь, а в глаз, и бесполезно перед общественностью оправдываться, что, мол, это его личное мнение, большинство думает иначе. После драки кулаками махать.

При всей кавказской, мягко выражаясь, непосредственности и импульсивности глава Совета действует достаточно взвешенно, если не сказать – умно, с дальним, что называется, прицелом. В своём интервью он даже вынес выговор властям за то, что разрешили создавать партии по национальному признаку – «Избирательную акцию поляков Литвы», «Русский альянс» и «Русскую партию», например. И это уже можно рассматривать как политический заказ, как требование масс. И опять же это далеко не случайно. Осенью состоятся выборы в сейм, и польская партия и «Русский альянс» собираются, как и прежде, выступить солидарно, одним списком. А это опасно для партии власти, поскольку у них есть уже опыт поражения на местных выборах, когда в столичном Совете верх взяли сторонники Артураса Зуокаса, который в третий раз стал мэром, в союзе с русскими и поляками. Бросить тень на партию Зуокаса и его союзников («пятая колонна», агенты влияния врагов Литвы и прочие идеологические страшилки), разрушить доверие его электората — таков дальний прицел провокации Гамзаева.

Согласен, не у каждого из нас семь пядей во лбу, но у «главного» нацмена Литвы нет недостатка в умных советчиках. Каких? Представитель информагентства Regnum задал Витаутасу Богушасу, заместителю председателя парламентского комитета по нацбезопасности и обороне, прямой вопрос: правда ли, что дела нацменьшинств в Министерстве культуры курирует чиновник – сотрудник национальных спецслужб. 

Безусловно информированный слуга народа дипломатично ушёл от ответа: «Совет национальных общин структурно не включён в департамент госбезопасности. Мне лишь известно, что сегодня его курирует сотрудник Министерства культуры».

А этот эзоповский язык, думается, понадобился для того, чтобы замолчать истину, о которой уже не первый год говорят местные масс-медиа, и не только на русском языке. И непосредственно по ответу: разве работник Министерства культуры не может сотрудничать со службами госбезопасности? В таком полицейском государстве как Литва, где за каждым шагом гражданина следят электронные сторожа и наблюдатели, под контролем телефоны и блогосфера, он не только может, но и обязан. Враг на каждом шагу! Еженедельник «Экспресс-неделя» пишет, что один из членов Совета национальных общин утверждал, что несколько его членов напрямую сотрудничают с департаментом госбезопасности и он не исключает, что отчеты о заседаниях этого органа незамедлительно ложатся на стол оперативников спецслужб, проявляющих особый интерес как к польской, так и русской общине.

Провокационный выпад Гамзаева не мог не вызвать бурю возмущения у электората, достойную отповедь он получил и от поляков, и от русскоязычных граждан. Секретарь Союза поляков Литвы Эдвард Трусевич посетовал на то, что случайно оказавшийся у должности человек собирается исключительно по своей воле (ну, о том, чья воля и какие органы за нашим «героем», мы уже вроде определили) «казнить и миловать». И вот это в целом довольно невинное заявление привело к неожиданным последствиям – запустило карательную машину государства. Ассоциация толерантной молодёжи, известная своими громкими неоднозначными акциями, потребовала от прокуратуры принять меры по признаку разжигания национальной розни.

Пока правоохранители обдумывают меры, известный патологический россияненавистник Витаутас Ландсбергис из своего ставшего уже родным Брюсселя (много лет он представляет страну в Европарламенте) разглядел в Гамзаеве униженного и оскорблённого и обвинил Трусевича в националистических выпадах против уроженца Кавказа. Не осталось в стороне и Министерство культуры, в своём заявлении позицию руководителя нацобщин определило как «личное мнение», а вот Трусевичу выдало по полной, выразив разочарование и «категорическое несогласие с его некорректными заявлениями». Что называется, с больной головы да на здоровую: агенты Москвы и Варшавы — хорошо, а вот уроженцы Кавказа — плохо.

У этой истории, если не сказать истерии, просматривается ещё один не столь очевидный пласт. Думаю, читатели согласятся с автором: в политике, тем более в большой, государственной, всё имеет глубинный причинно-следственный контекст. Случайно ли заявление Гамзаева приурочено к неформальной встрече мировых политиков в Тракай с трогательным названием «Снежные встречи» с участием высокопоставленных чиновников из Америки и Европы, где на Россию были вылиты очередные ушаты грязи, а Литва трубила и трубит о неудержимой милитаризации опасных для мира соседей и необходимости и важности усиления американского «зонтика», пока, к счастью, не ядерного.

Эта же тема доминировала и во время недавнего визита в Литву Генерального секретаря НАТО Андерса Фога Рассмуссена, который заверил руководство «запуганной» и несчастной балтийской сестры: без защиты не оставим. Как кстати пришёлся шум по поводу Москвы, неуемно плетущей интриги против гордой и независимой республики, где даже национальные общины действуют против интересов государства. Ведь в составе делегаций высопоставленных гостей, конечно же, имеются читатели и переводчики газет и журналов, эрудированные аналитики, а заботливые хозяева, надо полагать, не упустили момента обратить на эту историю внимание гостей, подлить, так сказать, маслица в огонь. Не отсюда ли металл в голосе главы НАТО, когда он докладывал, что Североатлантический пакт и дальше будет наращивать заботу о своих меньших? Ведь и в глобальной мистификации про российскую угрозу каждое лыко тоже в строку. Даже такое скандальное, как главный нацмен Гамзаев.

И как-то при такой пропозиции кажутся мелкими его местнические интересы в качестве главы литовских азербайджанцев: есть данные, что при численности менее тысячи человек эта диаспора получает от профильного министерства непропорционально больше средств, чем любая другая. Не те ли это тридцать сребренников, за которые продался… ну, дальше вы знаете.