Одним из центральных событий, которое заслуживает анализа в рамках скандинавского прогноза на предстоящий 2012 год, безусловно, является председательство в Европейском Союзе Дании первые шесть месяцев нового года. Дания имеет опыт европейского председательства, ведь уже шесть раз выполняла эту миссию: в первый раз в 1973 году, а последний в 2002 году.
В соответствии с соглашениями Европейского Союза, во время председательствования страна отвечает за проведение заседаний Советов министров ЕС, сотрудничество с Европейским парламентом и Еврокомиссией.
Однако не стоит в принципе ожидать многого от председательства как такового. И дело здесь не в том, что Дания далеко не лидирующее государство Европейского сообщества, а в том, что сам институт председательства в последние годы, особенно после Лиссабонского соглашения 2007 года, представляет собой скорее хоть и важный, но всего лишь ритуал, подчёркивающий равнозначный статус членов ЕС и обеспечивающий их амбиции полгода «порулить» жизнью Европы. Дело в том, что с 2007 года система председательства была преобразована в новую форму так называемого «коллективного тройного президентства», согласно которому, на полтора года разрабатывается повестка по вопросам, решать которые предстоит трём странам председателям по очереди. Это означает, что одна страна-председатель продолжает работу, начатую её предшественницей. Во-вторых, реалии кризиса требуют экстренного, почти директивного стиля руководства, которые естественным образом взяли на себя две крупнейшие экономики еврозоны – Германия и Франция. В этой связи, Дания, как маленькая, но успешная страна, не входящая в зону евро, может неплохо справиться с ролью медиатора в переговорах между гигантами европейской политики, если того потребуют обстоятельства.
Итак, Дания уже официально анонсировала свою повестку 16 декабря в Брюсселе. Посмотрим на ней через призму сложившихся обстоятельств. Во-первых, символично, но факт, представлял программу председательства своей страны министр по вопросам Европейского союза Николай Ваммен.Должность эта в датском правительстве новая и появилась, конечно же, не случайно, во многом, чтобы реабилитировать себя в глазах европейского сообщества после истории с введением пограничного и таможенного контроля на своих границах, да и статус председателя ЕС пришёлся как раз кстати.
Новый министр озвучил четыре ключевых приоритета: «Ответственная Европа», «Динамичная Европа», «Зелёная Европа» и «Безопасная Европа». Что скрывается за этими звучными и лаконичными словосочетаниями, которые с успехом послужили бы любой рекламной акции? Во-первых, «ответственная Европа». Не зря этот тезис стоит на первом месте и звучит, как призыв к коллегам по Европе. Ответственность должна прийти на место экономической безответственности и финансовой расхлябанности некоторых, хорошо известных государств европейского сообщества. В этом ключе датчане, одарённые «стойким и нордическим характером», а также ответственностью во внутренней политике, могут подать неплохой пример своим южным коллегам. Датский министр по делам ЕС Николай Ваммен по этому поводу недвусмысленно заявил, что одной из важнейших задач председательства его страны станет окончательное согласование нового фискального пакта, предусматривающего юридическую ответственность государств за несоблюдение бюджетной дисциплины.
Второй лозунг «динамичная Европа» плавно вытекает из первого – ответственность ожидается как необходимая база для эффективного и динамичного экономического развития.
Третий и четвертый слоганы можно считать достаточно традиционными, но оттого не потерявшими своей актуальности. Дания не была бы Данией, если бы забыла об экологии. Можно сколько угодно иронизировать по этому поводу, но о свежем воздухе и зелёных насаждениях скандинавы не забывают даже, когда пояса затягивают потуже. Как бы не казалось это удивительным, но министр Ваммен обнаружил «конкуренцию других частей света относительно лидирующей позиции Европы в продвижении защиты окружающей среды». В связи с этим европейское сообщество «должно продвигаться вперед в «зелёной повестке дня» Европы. В поле зрения попадут инициативы об обеспечении реализации европейских стратегий по энергосбережению и противодействию изменению климата до 2020-го и 2050-го годов соответственно.
В завершение ко всему, «безопасная Европа». Здесь документ имеют в виду, прежде всего, миграционные потоки и международную преступность. В связи с этим, датская инициатива заняться в ближайшие полгода продвижением присоединения Болгарии и Румынии к Шенгенской зоне может показаться несколько неожиданной, ведь известно, что эти страны в той или иной мере являются источником нелегальной миграции и организованной преступности в пределы более благополучных соседей. Но, другой стороны, состоявшееся принятие Болгарии и Румынии в ЕС, диктует логику их дальнейшего включения в Шенген. И рано или поздно это должно случиться, так почему бы именно Дании не взять на себя эту инициативу и не постараться сломать негативные стереотипы, которые бытуют по поводу новых соседей.
А ещё министр иностранных дел Дании Вилли Сеундал заверил, что его страна продолжит оказывать поддержку Киеву в деле подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, а также реагировать на проблемы с правами человека в Белоруссии. Но всё это будет занимать Данию в меньшей мере, чем экономика. Именно ситуация в финансовой сфере и экономике, долговой кризис, будут центральными в её повестке.
Вот, что сказала по этому поводу канцлер Германии Ангела Меркель: «Сама Дания до сих пор остаётся за пределами еврозоны. Это, возможно, даже хорошо. Ведь Дания в этом случае идеально подходит на роль исполнителя задача налаживания мостов».
Однако нас должен интересовать ещё один момент – российский вопрос. Каково его место и характер в датской повестке? Чтобы освятить этот аспект, я предложу вспомнить те вопросы, которые занимали Данию в период своего предыдущего председательства в 2002 году, и сравнить их с сегодняшней повесткой и сделать выводы по поводу того, какие тенденции и обновления наметились.
Как и сейчас, есть экологическая составляющая, которая десять лет назад была подсказана предстоящим Всемирным саммитом по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 26 августа – 4 сентября 2002 года) и необходимостью вступления в силу Киотского протокола. Звучная программа «От Копенгагена к Копенгагену» обозначила приоритет датчан, по завершению переговоров о расширении ЕС за счёт десяти новых стран. Ещё говорили о «свободе, правосудии, устойчивом развитии и безопасности».
Похоже на анонс 2012 года, правда?
Различия начинаются, если заглянуть в международную программу. Именно там, отдельным пунктом были выделены отношения с Россией. Говорилось конкретно следующее: «Новый председатель Европейского союза (Дания) обязуется развивать сотрудничество с Российской Федерацией. Теперь, когда долгое разделение, вызванное «холодной войной» завершилось, нужно добиться того, чтобы могла собраться вся Европа». Программа имела название «Одна Европа» и призывала не ограничиваться формальными границами ЕС, а сотрудничать в более широком смысле, включая стратегическое партнёрство с Россией.
Под стратегическим партнёрством датчане понимали следующее: тесное экономическое и торговое сотрудничество, сглаживание противоречий правовых норм России и Евросоюза в сфере таможенного и административного права, важность вступления России во Всемирную торговую организацию.
И, что особенно важно для нас – калининградцев, в программе упоминалась Калининградская область в контексте её будущего анклавного положения в окружении стран-членов ЕС (в связи со вступлением Литвы и Польши в Европейский Союз в 2004 году). В этот раз датчане о Калининградском регионе не вспоминали и российская проблематика в целом представлена крайне скудно. Напрашивается главный вывод, который следует из сравнения прошлой и настоящей программы председательства Дании. Очередные полгода Дании будет не до России. Да, было бы и странно, если случилось бы наоборот. Конечно, остаются обстоятельства, возникающие после вступления России в ВТО, дальнейшая проработка «дорожной карты» по безвизовому режиму, вопросы энергетической безопасности, но Дания, это не Польша, и стоит ожидать того, что скандинавы постараются избежать дополнительного вовлечения в решение вопросов с Россией, а сосредоточатся на том, что им объективно ближе и банально необходимее. Но не стоит оценивать этот поворот, как тенденцию или ожидать от него негативных последствий. Можно надеяться на то, что отказ от чрезмерного муссирования российской проблематики обеспечит спокойные и ровные отношения без неожиданных эксцессов.
Стоит прогнозировать, что реальный приоритет Дании, как председательницы ЕС, ограничится исключительно внутренними делами Европы. Несмотря на непременное наличие на повестке дня датской политики вопроса об экологическом благополучии, очевидно, что экономическая составляющая вытеснит его. Переговоры и антикризисные меры в рамках запланированного саммита ЕС в октябре 2012 года, вот что будет занимать умы датских политиков в предстоящие шесть месяцев. И на все это бережливые датчане (кризис как-никак) намереваются потратить в три раза меньше, чем Польша. К слову, Польша потратила на своё председательство 115 миллионов евро, а Дания собирается ограничиться только 35 миллионами.
Датский министр иностранных дел Вилли Сеундал заявил, что такой низкий бюджет абсолютно не значит, что работа его страны будет значительно хуже, чем у его предшественников. В действительности, планируется меньше всевозможных встреч с участием представителей политического бомонда и экспертного сообщества. Как говорится, меньше слов, больше дела!