Белоруссия в преддверии парламентских выборов в прогнозе политолога Николая Малишевского специально для «NewsBalt».
Одним из главных политических событий в жизни Белоруссии в 2012 году станет избирательная кампания в местный парламент. События ушедшего года показали, что белорусская оппозиция после президентских выборов 19 декабря 2010 года находится в своеобразной депрессии. Своё присутствие в политической жизни оппозиционные деятели стремились обозначить лишь малозначащими пропагандистскими заявлениями относительно ситуации в республике, слабо отличающимися от обычных наскоков на власть и президента, тиражированием собственных мнений, очередными апелляциями к Западу по поводу «отсутствия демократии в Беларуси» и подготовкой к предстоящим выборам в парламент РБ.
В контексте предстоящей избирательной кампании в деятельности финансируемых с Запада оппозиционных структур можно выделить следующие, наиболее важные, направления:
Вне республики
— призывы к странам Запада не признавать будущие выборы в Белоруссии и оказывать дальнейшее давление на руководство республики;
— налаживание контактов оппозиционных деятелей с представителями отдельных российских финансово-промышленных групп, масс-медиа.
Внутри республики
— использование предвыборной кампании для усиления воздействия на электорат с целью усиления протестных настроений;
— попытки укрепить и расширить критические настроения среди населения относительно экономического курса властей;
— организация уличных акций и призывы к бойкоту выборов.
В вопросе относительно бойкотирования выборов оппозиция не является монолитной. Можно выделить следующие точки зрения, которые лягут в основу тактики оппозиционных структур в предвыборной борьбе.
Первая заключается в том, что некоторые структуры, считающие себя оппозиционными, примут решение принять участие в выборах. К таковым обычно относятся в основном партии и структуры, позиционирующие себя в качестве «левых» (не конкретизирую и опускаю названия, поскольку в белорусских условиях эти ярлыки содержанию мало соответствуют – например, местные «социал-демократы» от национал-социалистов отличаются зачастую только названием). При этом следует иметь в виду, что сторонники участия в выборах преследуют разные цели. Если одни рассматривают выборы как «единственно законный способ смены власти» и «изменения общественно-политического и экономического курса страны», то другие стараются использовать избирательную кампанию для «раскручивания» своих кандидатов. Отдельные, прежде всего молодые оппозиционеры также рассматривают выборы в качестве легальной возможности активизировать агитационно-пропагандистскую кампанию, обеспечить саморекламу среди наибольшего количества граждан.
Вторая точка зрения — не участвовать в выборах, организовать их активный бойкот и, как вариант, в качестве альтернативы организовать «народный референдум» по поводу, какими должны быть демократические выборы и другим вопросам. Сторонники бойкота обосновывают свою позицию «недемократичностью» любых выборов, проводимых нынешней белорусской властью. На самом деле, весомую роль в данном случае играет элементарный страх оппозиционных радикалов перед реальностью проиграть выборы. Отказываясь участвовать в выборах, можно до бесконечности говорить о «диктаторском режиме», «отсутствии свободы и прав человека» и т.д. Кстати, радикальное крыло оппозиции, на протяжении десятилетий, начиная с конца 80-х годов, всегда стремилось навязать обществу такие правила избирательной «игры», которые автоматически обеспечивали бы господство национал-радикалов в представительных органах власти. Другие условия они объявляли «недемократическими». В то же время националисты сегодня также пытаются использовать бойкот для работы с избирателями, что, по их мнению, может стать и некоторым заделом для участия в президентских выборах.
Третья точка зрения представлена, в основном, некоторыми прозападными деятелями, которые, используя предвыборную кампанию для агитации, угрожая снять свои кандидатуры, стремятся тем самым оказать психологическое давление на власть, и, в первую очередь, на СМИ, чтобы добиться максимального присутствия на страницах изданий и в эфире. Вероятнее всего, если они продолжат участие в избирательной кампании до дня голосования, то в случае проигрыша будут апеллировать к западной общественности по поводу «отсутствия демократии». Если же они получат депутатские мандаты, то постараются превратить парламентскую трибуну для саморекламы и давления на власть и президента.
В свою очередь власть вынуждена отчасти стремится «втянуть» оппозицию в избирательную кампанию, поскольку факт участия в выборах представителей различных политических сил может стать серьезным аргументом в контактах Белоруссии с международными организациями и выпрашивании очередных кредитов.
Несмотря на кажущиеся противоречия в рядах оппозиции, её многоплановая агитация (начиная от тактики бойкота и кончая участием в выборах) может принести определённые плоды. Эти действия способны оказаться в центре внимания общественности и многочисленных прозападных медиа, и, соответственно оказывать воздействие на население с целью увеличения протестного электората. Возможные действия оппозиции в перспективе:
1. В случае если бойкот избирательной кампании организовать не удастся, оппозиция может постараться задействовать все свои ресурсы, чтобы: во-первых, как можно меньше избирателей приняло участие в выборах; во-вторых, как можно меньше было избрано депутатов и был назначен второй тур, который может не дать положительных результатов для окончательного выбора депутатов. Если подобные надежды оправдаются, то значительная часть состава нижней палаты не будет избрана, и может возникнуть проблема кворума для работы парламента.
2. Можно ожидать усиления призывов к международным организациям под любым предлогом не признавать легитимными парламентские выборы в Белоруссии. В эту кампанию могут включится не только оппозиционные партии, но и многочисленные общественные организации демократического толка, негосударственные масс-медиа. Возможны провокации со стороны оппозиционных структур в день выборов, включая несанкционированные пикеты, конфликты с правоохранительными органами и т.п.
3. Усилится пропаганда идеи возможности краха белорусской экономики в недалёком будущем. Ажиотаж будет подогреваться вокруг роста цен на продовольствие, коммунальные услуги, нефтепродукты. С другой стороны, белорусская негосударственная пресса продолжит «тиражирование» идеи о том, что Евразийский Союз Белоруссии ничего существенного не дал. В то же время оппозиционные деятели будут стремиться извлечь из начавшейся парламентской кампании максимум выгоды для себя, добиваясь от западных и российских структур щедрого финансирования, не очень заботясь о конечном политическом результате. Бизнес на политике для многих оппозиционеров стал неплохой статьей личного дохода. При обеспечении постоянного денежного потока с Запада, некоторые партийные лидеры не прочь превратится в «атрибут» так называемой «конструктивной оппозиции», готовой заключить негласное соглашение с властями, которые этически и мировоззренчески уже практически ничем от них не отличаются. И у них есть все основания надеяться на успех.
Дело в том, что сегодня главными недоброжелателями режима А. Лукашенко являются не записные оппозиционные тусовщики. Пока ещё невидимую реорганизацию политической власти в РБ возглавляет не увешанная пёстрыми лозунгами-флажками официальная прозападная «оппозиция» системе, лишь создающая нужный идеологический фон, а, разделяющие её идеи примерные функционеры системы, управленческая номенклатура с двойной моралью, чья технология власти и существования определяется принципом «с их лозунгами – к нашим целям». Весьма вероятно, что предстоящие выборы в парламент Белоруссии легализуют и сделают эту реорганизацию видимой.