Оценивая непростой 2011 год, обратим взоры к соседям по Балтийскому морю, благополучным скандинавам. Редко когда общественно-политическое пространство Северной Европы будоражит нескончаемый поток событий, заслуживающих общеевропейского (а может и мирового внимания). Но на этот раз можно смело сказать – Северная Европа была активным ньюсмейкером в 2011 году.
Тема национализма и миграционной политики получили новое звучание, как на политической сцене, так и за её пределами. Результаты парламентских выборов в Финляндии, где на волне популистской риторики и реальных опасений, националисты смогли заручиться поддержкой 20% избирателей; спорная инициатива (уже бывшего) датского правительства по введению пограничного и таможенного контроля с соседями, и беспрецедентный по своему характеру теракт Андерса Брейвика в Норвегии, – всё это стало реальным выражением накопившихся страхов, опасений, стереотипов и, даже злобы, помноженной на сомнения по поводу экономического нестабильности, и легло на благодатную почву популистской риторики. Но, как это часто бывает, официальные партийные программы одно, а реальная политика – несколько другое. Новое правительство социал-демократов в Дании уже отказалось от идеи пограничного контроля своих рубежей, а финский политический истеблишмент пока не спешит прикрывать свои границы для разношёрстных мигрантов.
О труде
В настоящий момент в скандинавских странах сложилась парадоксальная ситуация, которая и в России у многих вызывает недоумевающие вопросы — среди молодежи до 25 лет официальный уровень безработицы достигает 20%, но одновременно, звучит предупреждение о том, что уже сегодня, несмотря на экономический кризис, только в Дании не хватает почти сто тысяч квалифицированных рабочих. При этом, агентства по трудоустройству буквально завалены заявками от молодых квалифицированных и не очень специалистов, которые готовы даже на скромных условиях трудиться на благо народного хозяйства, только, чтобы обеспечить себе запись в резюме о наличии необходимого опыта работы.
А тем временем, эксперты Организации экономического сотрудничества обеспокоились отсутствием в Швеции должного контроля за выдаваемыми иностранцам разрешениями на работу. К слову, 50 тысяч разрешений на работу было выдано миграционным ведомством Швеции, начиная с 2008 года, когда реформа трудовой миграции (именно тогда появился первый современный закон о регулировании трудовой миграции в Швеции, кстати, позже, чем в большинстве европейских стран) вступила в силу. Один из ключевых моментов этого закона касается возможностей шведских работодателей находить сотрудников из стран не членов Евросоюза. Статистика говорит о том, что наиболее активно пользоваться нововведением стали совсем маленькие фирмы, состоящие из десяти сотрудников и менее, которые нанимают неквалифицированных рабочих. Зачастую, это родственники уже проживающих в Швеции мигрантов.
По сути, подобная практика противоречит самой идее облегчения рабочей миграции, которая подразумевает баланс иностранных сотрудников в различных сферах экономики, согласно реальной конъюнктуре и запросам. В реальности, около половины гастарбайтеров, это неквалифицированные рабочие, которых в Швеции и без того достаточно. Причина такого перекоса очевидна, хотя, в законе и оговаривается, что условия контрактов для иностранцев должны соответствовать шведским нормам, но на практике это не всегда так. А нелегальная торговля шведскими трудовыми визами становится развивающимся видом «теневого бизнеса» (разрешение на работу в Швеции для граждан стран, не являющихся членами Европейского Союза, может стоить до ста тысяч шведских крон).
Несмотря на эти недостатки, шведская система приема рабочих мигрантов признана экспертами самой открытой в Европе и заслуживающей подражания.
Об экономике
Крупнейшая экономика Скандинавии – Швеция, может похвастаться как радостными, так и не очень, новостями.
Плохо то, что согласно прогнозу шведского правительства, темпы роста ВВП в 2012 году составят 1,5%, в то время как в 2011 году этот показатель ожидается на уровне 4,8%. В условиях замедления экономического роста власти Швеции намерены экономить средства госбюджета.
А хорошо то, что по итогам сентября-ноября 2011 года Швеция была признана самым надёжным заёмщиком в Европе. Облигации Германии, до недавнего времени считавшиеся самыми надёжными в Европе, уступили свои позиции.Таким образом, инвесторы готовы одалживать Швеции деньги по меньшим ставкам, чем крупнейшей экономике Европы.Оно и понятно, ведь Германия, оказалась намного глубже втянута в долговой кризис, охвативший страны Южной Европы, чем Швеция. Во-вторых, правительству Швеции также удалось сократить бюджетный дефицит и государственный долг. В 2011 году госдолг Швеции снизился до 36% ВВП против 40,2$ в 2007 году. Другие скандинавские страны, также имеют успехи в этом направление.
Так, для Дании показатель составляет 44,1% ВВП, а Норвегия имеет госдолг всего в 105 миллиардов долларов, что при национальном фонде благосостояния в 530 миллиардов довольно скромно. Однако, несмотря на стабильную экономическую обстановку шведское правительство в 2011 году реализовало, запланированное ещё два года назад, решение о том, чтобы сделать обучение в высшей школе для неграждан ЕС платным. Поступок почти исторический, если учесть исключительно социальный характер шведской государственной модели. Хотя шведский министр высшего образования Тобиас Кранц и заявил, что «шведские налогоплательщики спонсируют обучение иностранных студентов, и это неприемлемо», но как же быть с многочисленными программами интеграции беженцев, в которые государство вкладывает ощутимые средства с довольно неоднозначным результатом, в то время как, большинство иностранных выпускников шведских университетов готовы после получения диплома остаться работать в Швеции и своими налогами обеспечивать социальную систему, а не эксплуатировать её. Кроме того, теперь каждый шведский ВУЗ имеет право самостоятельно определять размер оплаты, и будет она совсем не символической, в отличие от фиксированной «таксы» в 500 евро в некоторых федеральных землях Германии (которые, кстати, уже начали отменять). Поживем-увидим, как приживётся эта инициатива, по крайней мере, она не распространяется на уже зачисленных студентов.
Тема безопасности
С 19 по 20 января 2011 года в Лондоне прошёл саммит стран Северной Европы. В нём приняли участие лидеры Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии и Великобритании. Обсуждали укрепление экономических и социальных связей, а так же координацию действий в Арктике. Но была и другая тема – идея военного взаимодействия, которую некоторые эксперты окрестили «северной мини-НАТО». Идея тесно переплетается с проектом шведского историка Гуннара Веттерберга по созданию «Нордической федерации», который предложил отдать в ведение федеральных надгосударственных органов вопросы внешней политики, обороны и экономического взаимодействия.
Есть и другая идейная база. Бывший министр иностранных дел и обороны Норвегии Торвальд Столтенберг (кстати, отец нынешнего премьер-министра Норвегии) разработал в 2009 году проект «Нордического пакта». Он подразумевает создание военной и гражданской оперативных групп для «нестабильных регионов», подразделения для действий в чрезвычайных ситуациях, силы морского реагирования по типу береговой охраны, совместные системы защиты от кибер-атак, общую систему воздушного, морского и спутникового наблюдения, сотрудничество по вопросам Арктики.
Кроме того, он предлагал принять «декларацию о солидарности», согласно которой страны Северной Европы обязались бы совместно отвечать на агрессию или непрямое давление на любую из них. По мнению Торвальда Столтенберга, «северный альянс — это естественное объединение». Однако это предложение было отвергнуто, так как подобный документ почти невозможно согласовать с обязательствами Дании, Исландии и Норвегии, как членов Североатлантического альянса, с одной стороны, и с политикой нейтралитета Швеции и Финляндии, с другой.
Финский министр иностранных дел Александр Стубб, со своей стороны, отметил, что «в политике ЕС наши приоритеты различаются, и это можно ежедневно наблюдать в Брюсселе. Североевропейского блока в составе ЕС не существует. Мы делимся идеями и обмениваемся информацией, но мы не всегда одинаково думаем».
Внешняя политика традиционно очень важная тема и для Швеции. В 2011 году шведское правительство озаботилось модификацией своей внешнеполитической концепции. Консервативная партия, крупнейшая политическая сила правящего альянса обнародовала «Обновленное направление внешней политики Консервативной партии». Вот пять ключевых пунктов: повышенная активность в экологических и климатических вопросах, борьба за права женщин, интернет на службе демократии, укрепление сотрудничества в рамках ЕС, и укрепление роли ООН в борьбе за мир и международную безопасность. Всё это звучит несколько шире, чем раньше, когда внешняя политика ассоциировалась с помощью зарубежным странам. Разработчики программы постарались учесть последствия экономического кризиса, события в Северной Африке и предвосхитить возможные сценарии развития Европы.
Что касается политики в отношении России, то председатель постоянного комитета шведского Риксдага по вопросам внешней политики Карин Энстремона заявила следующее: «Как самая большая страна-соседка Швеции (Россия) всегда будет важным экономическим фактором и фактором в области политики безопасности и важно, чтобы у Европейского Союза в отношениях с Россией голос был единым». Остаётся надеяться, что этот голос будет звучать приятно для калининградцев, которые расположены совсем близко.