Мнение: Принцип нерушимости послевоенных границ в Европе сегодня в опасности

«NewsBalt» представляет мнение военного эксперта Александра Новика о том, что нужно сделать, чтобы сохранить стабильность Европы в новых условиях.

Во все времена, в каждый период фундаментальных изменений в европейском государственном и территориальном устройстве, кардинально пересматривались и государственные границы. Не допустить таких изменений в XXI веке, сохранить незыблемость границ, сложившихся после Второй мировой войны – первостепенная задача среди мер по обеспечению мира, стабильности и безопасности на европейском континенте.

Исторический опыт свидетельствует, что границы в Европе – понятие весьма неустойчивое. Не исключением в этом отношении явился и прошедший XX век с его двумя мировыми войнами. Особенно значительные изменения в европейском территориальном устройстве произошли после прихода к власти в Германии фашистов. В 1938 году состоялся аншлюс (присоединение) Австрии, была оккупирована Чехия. Германия потребовала у Польши передачи ей Данцига (Гданьск) и захватила Мемель (Клайпеду) у Литвы.

После окончания Второй мировой войны в Европе определены новые границы. Международно-правовые основы послевоенных границ в Европе были заложены в Ялтинском (от 13 февраля 1945 г.), и Потсдамском (от 2 августа 1945 г.) соглашениях глав правительств трёх союзных держав-победительниц — СССР, США и Великобритании, мирными договорами, подписанными 10 февраля 1947 г. в Париже государствами от имени Объединённых Наций с каждой из стран — союзниц гитлеровской Германии.

По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии рек Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25% по сравнению с 1937 годом. Германия потеряла Западную и Восточную Пруссию, Силезию и две третьи Померании. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. В состав Советского Союза вошла одна треть Восточной Пруссии с городом Кёнигсберг.

К середине 70-х годов сложился комплекс двусторонних договоров, закреплявших принцип нерушимости границ, и были созданы необходимые предпосылки для общего признания нерушимости границ всеми государствами Европы. Завершением процесса формирования принципа нерушимости границ стало его закрепление на многосторонней основе в Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в системе принципов взаимоотношений государств — участников Совещания. В Заключительном акте Совещания принцип нерушимости послевоенных границ сформулирован следующим образом: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Сегодня принцип нерушимости послевоенных границ находится в опасности, что обусловлено различными факторами — географическим положением, экономическим потенциалом Европы, её местом в мировой истории и политике и др. Центральной для европейского континента была и остаётся проблема обеспечения мира и безопасности и, в этой связи, на первом месте стоит вопрос сохранения незыблемости её границ.

К сожалению, сегодня мы живём в мире, в котором принцип нерушимости границ значительно подорван. Бомбардировки и насильственное расчленение Югославии, косовский проект провозглашения независимого государства на территории Сербии шокировали мировое сообщество. Владимир Путин тогда назвал поддержку односторонней декларации Косово о независимости аморальным и незаконным действием, «страшным прецедентом, взламывающим всю систему международных отношений».

Есть и другие поползновения к изменению послевоенного территориального устройства Европы. Так, в преамбуле новой Конституции Венгрии, введённой в действие с 1 января 2012 года, прямо говорится о правопреемственности нынешней Венгрии по отношению к Короне Святого Стефана (Иштвана) – средневековому мадьярскому государству, которое по площади превосходило современную Венгрию в два-три раза. Объективно, всё это выглядит как попытка исторического реванша.

На пересмотр установленных после Второй мировой войны границ стали открыто посягать литовские и эстонские националисты. По мнению лидера литовских националистов-радикалов Озолса, «неизменность границ» понятие устарелое», «пора всю послевоенную Европу перекроить заново, отказаться от границ, установленных после окончания Второй мировой войны».

Одним словом, процесс идёт. И если его не остановить, то территориальные претензии при определённых условиях могут быть предъявлены: со стороны Германии к Польше (Силезия, большая часть Восточной Пруссии), к Чехии (Судеты), к России (Калининградская область), к Литве (Клайпеда); со стороны Польши к Белоруссии и Украине (Западные области), к Литве (Виленский край); со стороны Словакии и Венгрии к Украине (Закарпатье) и к Румынии (Трансильвания); со стороны Финляндии к России (Петсдамо, Печенга, Выборг) и т.д. Не допустить этих претензий, сохранить незыблемость сложившихся после Второй мировой войны границ в Европе – первостепенная задача среди мер по обеспечению мира, стабильности и безопасности на европейском континенте.

Один из путей сохранения действия заключенных в послевоенное время соглашений о границах, как залога стабильности Европы в новых условиях, является заключение нового Договора о европейской безопасности, проект которого предложила Россия.

В целом, главная идея договора заключается в том, чтобы создать в Европе такую систему безопасности, которая сделала бы невозможным военный конфликт на континенте, в том числе и по причине несогласия с послевоенными границами.

Заключение предложенного Россией договора будет не только способствовать снижению международной напряженности в европейском регионе в новых условиях, но и создаст благоприятные предпосылки для формирования новой, более эффективной системы безопасности в Европе.


Другие статьи автора:

От Калининграда до Судетов: чем грозят информационные стенания по «утраченным территориям»?

Почему набирают обороты учения НАТО в непосредственной близости от западных границ России?