Каково современное состояние немецко-российских отношений в ракурсе немецкого культурного наследия в России? Какое значение имеют немцы в трёх культурных центрах: Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде, вчера и сегодня? Какие инициативы предпринимаются, чтобы поддерживать и углублять российско-немецкие отношения. Как сегодня в России воспринимается немецкое культурное наследие? Этим вопросам была посвящена конференция, организованная «Академией Балтика» (г. Любек) в местечке Санкельмарк (Sankelmark) вблизи немецко-датской границы.
Название семинара, несмотря на то, что большинство участников представляло результаты своих научных исследований, звучало совсем не академично, а довольно популярно и доступно: «Бутерброд и бургомистр: немецкое культурное наследие в России вчера и сегодня». Несмотря на несколько бытовое звучание, оно успешно отражало главную тему форума — история и перспективы сохранения немецкого культурного наследия в трёх вышеперечисленных российских центрах.
Среди приглашенных докладчиков были мои коллеги: учёные, исследователи и общественные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда. Заместитель директора Германского исторического института в Москве Виктор Дённингхаус посвятил своё сообщение обширной проблематике органичного симбиоза и острых конфликтов между немецкой диаспорой и коренными жителями в Москве и других районах России на протяжении длительного исторического периода с 15-го века до первой половины 20-го века.
Татьяна Опарина, заведующая отделом редких книг Государственной публичной исторической библиотеки, рассказала об иностранцах в России в 16-17-х веках, поставив вопрос о том, была ли это маргинальная или неотъемлемая и органичная часть московского общества во времена Ивана Грозного, Великой Смуты и первых попытках западных культурных заимствований при первых Романовых в допетровскую эпоху.
Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Галина Ульянова коснулась, редко освящаемой в исторической науке темы женщин-предпринимательниц немецкого происхождения в России в 19-м — начале 20-го века.
Ирена Биягова из фонда поддержки и развития российско-немецких отношений «Русско-немецкий центр встреч при Петрикирхе Санкт-Петербург» рассказала о центре культурного и образовательного обмена между теми, кто интересуется немецкой культурой в «северной столице» России сегодня.
Аудитория конференции была представлена разнообразно. Здесь были и студенты, и специалисты в области истории и культуры, и любители краеведения. Но наибольший интерес был у участников, которые родились в Восточной Пруссии, многие из которых посещали современный Калининград неоднократно, имеют хорошее представление о городе и искренне интересуются историей российско-немецких взаимоотношений в широкой исторической ретроспективе. Ведь история немецкой общины в России богаче и насыщеннее, чем какой-либо другой иностранной диаспоры. Она началась ещё в далёком 15-м веке.
История удивительна и противоречива. В Первую мировую войну генералы немецкого происхождения воевали в армии Российской империи против империи Германской и зачастую проявляли себя патриотами не меньшими, чем русские офицеры. Немецкие учёные сыграли ключевую роль в становлении и развитии Российской академии наук и первого российского Московского государственного университета в 18-м веке. Немецкие врачи лечили российских царей и императоров, строили форты и крепости, возводили архитектурные шедевры удивительной красоты, которые теперь являются неотъемлемой частью российского культурного наследия и восхищают нас до сегодняшнего дня.
Не стоит забывать и о кровосмешении множества европейских монархических семей, и, прежде всего, немецкоязычных, которое сформировало великую российскую императорскую фамилию в конце 18-го веке. Конечно, таких примеров в истории немало и имели место они не только в России, но где ещё можно встретить такое удивительно сплетение, с одной стороны, непримиримого военного противостояния, а, с другой, впечатляющего и эффективного культурного, научного и экономического сотрудничества и кооперации, как ни на примере России и Германии.
Калининград, конечно, стоит особняком в списке трёх культурных центров, на которых был направлен интерес конференции. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где речь шла о немецкой общине, в случае нашего города заострили внимание на послевоенных годах и современных проектах взаимодействия и сотрудничества в сфере культуры, образования, туризма, защиты и восстановления памятников историко-архитектурного наследия.
На конференции выступили калининградцы — доцент БФУ им. И. Канта Александр Сологубов с сообщением «Калининград-Кенигсберг: спорное наследие» и автор этих строк с презентацией «Немецкая культура и люди в Калининградской области: историческая ретроспектива, современное восприятие и перспективы на будущее».
Обращение к прошлому Кёнигсбергу и сегодняшнему Калининграду как к центру реализации инициатив в рамках широкой перспективы немецко-российских отношений – вот, что стояло в центре внимания сообщений, посвящённых самому западному региону России.
Сейчас культурная политика ставится на повестку дня, как важный компонент формирования имиджа региона. Немецкое наследие в Калининградской области, как составляющая культурной политики имеет неизменно важное звучание в этом контексте не только в кругах деятелей культуры и искусства, но и в официальных документах и речах представителей власти.
Достаточно вспомнить слова министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле на торжественном вечере в честь 20-летия Совета государств Балтийского моря, который заявил о модернизации юго-восточного региона акватории Балтийского моря с особым упором на Калининградскую область. Самая западная область России в качестве региона сотрудничества звучит на высоких собраниях с завидной периодичностью. Но сотрудничество и партнёрство невозможно без уважения к общей культуре и истории.
Совсем недавно президент России Дмитрий Медведев во время встречи с журналистами, представляющими СМИ Северо-Западного федерального округа, коснулся темы исторических памятников в Калининградской области. В связи с этим он резюмировал: «Я считаю, что Калининградская область не должна стесняться своего прошлого. Это обычный случай в истории человечества, когда город переходит из одного государства в другое. Такое бывало. Но нужно обязательно сохранить артефакты эпохи прежнего и нынешнего периода».
И, действительно, ряд социологических исследований показывает, что значительная часть калининградской молодёжи неотъемлемым символом региона считает памятники архитектуры и культуры довоенной эпохи. В этом и кроется одно из основных отличий Калининграда от других российских городов, на фоне органичного сочетания двух культур. А для молодых людей, которые здесь родились и живут сейчас, памятники немецкой культуры естественным образом воспринимаются как символы родного города.