Фото:

Прогноз-2012: Усилится нажим Польши на официальный Минск… через институты ЕС

Белорусский политолог Юрий Павловец проанализировал для «NewsBalt» сегодняшние белорусско-польские отношения.

21 февраля 2012 года в отношениях Польши и Белоруссии произошёл очередной казус, который является следствием продолжающегося уже который год своеобразного противостояния между Минском и Варшавой. В этот день шестерых депутатов польского Сейма (большая часть делегации), которые являются членами комиссии по связям с польской диаспорой за рубежом, не пустили в Белоруссию на её границе.

Польские депутаты направлялись в Гродно на встречу с руководством неофициального Союза поляков, для того чтобы обсудить возможности финансовой помощи в связи с новыми белорусскими законами, запрещающими общественным организациям получать финансирование из-за рубежа и хранить деньги на заграничных счетах. Подобное событие могло пройти практически незаметно, если бы не ряд польских и оппозиционных белорусских СМИ, растиражировавших случившееся как очередной виток белорусско-польского противостояния. При этом официальная ответ белорусской стороны на произошедшее формально не выглядит как ответная реакция на деятельность польского руководства в отношении Белоруссии на международной арене.

МИД Республики Беларусь вполне обосновано заявил, что «польские парламентарии запланировали свой визит в Беларусь, пренебрегая не только взаимодействием со своими белорусскими коллегами, но и каким-либо предварительным уведомлением белорусской стороны вообще», так как «подобные конспиративные визиты, попирают принципы взаимного доверия, открытости и добрососедства». Польский же МИД назвал произошедшие шагом «вписывающимся в практику недемократического белорусского государства».

Подобный обмен «любезностями» длится уже не один год и имеет не только скрытые, но и формальные причины и, в первую очередь, это касается проблемы существования с 2005 года в Белоруссии двух Союзов поляков. Один из них официально зарегистрирован и взаимодействует с властью (а значит абсолютно не воспринимается Варшавой), а другой действует нелегально и соотносит свою деятельность с белорусской оппозицией, пользуясь при этом поддержкой польского правительства. Правда, по словам уполномоченного по делам религий и национальностей РБ Леонида Гуляко, в Белоруссии существует только один официально зарегистрированный Союз поляков под руководством Мечислава Лысого, который объединяет 77 областных и городских организаций, и где состоят порядка 8 тысяч человек, в то время как «в несуществующий Союз поляков во главе с Анжеликой Орехво входит максимум 150 человек».

Однако сути дела это не меняет – Польша вряд ли в обозримом будущем обратит своё внимание на организацию, которая не удовлетворяет её основным требованиям борьбы с нынешним белорусским режимом, а призывы «не делить белорусских поляков на своих и чужих и принять меры по прекращению разгула фальши в польских СМИ», так и останутся на бумаге. Причины этого кроются в истории взаимоотношений двух государств и официальной позиции их руководства.

Не для кого не секрет, что Польша ещё с конца прошлого столетия позиционирует себя в качестве основного представителя западной цивилизации в Центральной и Восточной Европе, через которого должна идти вестернизация всего региона. В зависимости от того, насколько удачно подобная политика реализуется, польское руководство и выстраивает свои отношения с ближайшими соседями. И если ситуация с Россией, которую в Варшаве воспринимают как одного из исторически сложившихся соперников, более или менее ясна, то взаимоотношения с Белоруссией выглядят немного иначе.

За последние годы отношения двух стран не претерпели сколько-нибудь серьёзных изменений относительно периода середины и второй половины 1990-х: Польша отстаивает собственные национальные интересы, прикрываясь разговорами о необходимости демократизации и соблюдения прав человека, Белоруссия же при любом удобном случае упрекает Варшаву во вмешательстве во внутренние дела другого государства и нежелании вести конструктивный диалог. Правда, в период 2002-2004 годов в двухсторонних отношениях наблюдалось определённое потепление, когда Польша не присоединилась к введённым ЕС в ноябре 2002 года ограничениям для Александра Лукашенко и ряда белорусских чиновников на въезд на территорию Евросоюза, а польская поддержка негосударственных организаций Белоруссии была сведена практически к нулю. Однако в последствие в Варшаве пришли к выводу, что подобная политика не приносит требуемых результатов, а официальный Минск всё также ориентирован на Москву.

С этого времени Польша активно включилась в деятельность европейских структур, связанную с планомерным давлением на белорусское руководство. Масла в огонь подлила ситуация вокруг Союза поляков Белоруссии, которая привела к тому, что в феврале 2009 года МИД Польши ввёл односторонние санкции против белорусских чиновников, а 18 января 2011 года Варшава запретила въезд в страну и Лукашенко. Параллельно с этим польское руководство всеми силами стремиться привлечь на свою сторону простых граждан Белоруссии и, в первую очередь, её западных областей. Например, с 2007 года Варшава стала выдавать белорусам «Карту поляка» (документ, подтверждающий принадлежность гражданина какой-либо из стран СНГ и Прибалтики к польскому народу), а с 29 декабря 2010 года была отменена плата в 20 евро за национальные визы для граждан Белоруссии.

Подобную активность польской стороны на территории соседнего с ней государства можно объяснить несколькими основными причинами. Во-первых, среди высших государственных чинов, как, впрочем, и среди достаточно большой части населения страны, всё ещё сохраняется надежда на воссоздание Речи Посполитой, если не в границах 1772 года, то хотя бы в рамках польского государства при Юзефе Пилсудском.

Тогда практически вся современная Белоруссия предстает в качестве «Крес Всходних» (Kresy Wschodnie), а это, в том или ином виде, означает неприятие существования независимого государства на «исконно польской» территории. Во-вторых, Варшава стремиться поддерживать свой высокий статус главного защитника западноевропейских ценностей в восточноевропейском регионе, для чего крайне необходима политика своеобразного патронажа всех прозападных структур не только в Белоруссии, но и в Украине и России (в первую очередь, Калининградская область). До тех пор, пока к власти в указанных странах не придут ориентированные на Запад политики, активность Варшавы будет только нарастать. В-третьих, немаловажным фактом является неприятие польской политической элитой фигуры белорусского президента, которого, как, впрочем, и президента России, в Варшаве считают, авторитарным лидером, не желающим идти на уступки.

Насколько долго будет продолжаться политико-идеологическое противостояние двух соседних республик сказать достаточно сложно, так как даже при условии смены белорусского политического режима Польша вряд ли откажется от своих скрытых притязаний на западные области Белоруссии. С другой стороны, достаточно сомнительно, что нынешнее белорусское руководство, неоднократно заявлявшее о своей готовности к конструктивному диалогу на основе взаимоуважения национальных интересов, откажется от своего восточного вектора внешней политики в угоду Варшаве и маячащему за её спиной Брюсселю. 

Поэтому в ближайшее время стоит ожидать не только углубления противоречий между двумя странами, но и усиления активности представителей Польши в различных институтах ЕС с целью дальнейшего нажима на официальный Минск. В подобных условиях говорить о нормализации двухсторонних отношений не приходится.


Другие статьи автора:

Мнение: Националистическая риторика в Прибалтике уже не выполняет объединительной роли

Мнение: США испугались за своё влияние в Прибалтике

Прогноз-2012: Белоруссия продолжит «не зависеть» от европолитики при вялотекущем соперничестве России и ЕС за буферное государство