Известный польский публицист и историк Пётр Мачёнжек прокомментировал предстоящее введение малого приграничного движения между Калининградской областью и севером Польши. Статью эксперта, опубликованную на портале «PolitykaWschodnia.pl» специально для «NewsBalt» перевёл Николай Пенчуков.
21 марта 2012 года прошла встреча «Калининградского треугольника», а точнее «Крулевецкого», поскольку по удачному высказыванию пресс-секретаря МИДа Мартина Босацкого, — «мы целенаправленно всегда говорим Крулевец по причине наличия подписи Калинина под Катыньским приговором».
По–моему, в этом вопросе дело обстоит примерно так же, как с заявлением для прессы нашего министерства иностранных дел: для внутреннего пользования говорится о приносящей пользу и в целом позитивной «Крулевецкой» структуре, а для заграницы всё не так однозначно.
Что я имею в виду? Немецкая и российская дипломатия насквозь прагматичны. Насколько Польша довольствуется внешним характером инициативы, которая «принимает постоянный характер», настолько же для наших партнёров она служит платформой для реализации конкретных политических целей.
Несомненно, что именно в этих кругах зародилась идея малого приграничного движения между Калининградской областью и Польшей. Не секрет, что это решение поспособствовало бы функционированию немецких фирм, очень активных в российском эксклаве. Для Москвы этот вопрос тоже имеет приоритетное значение. Область, окружённая со всех сторон странами Евросоюза, всё более отстаёт в экономическом плане от остальной части Российской Федерации, что может привести к серьёзным недовольствам около 1 миллиона жителей этой административной единицы. Малое приграничное движение создаст также неограниченные возможности для российских спецслужб, а также преступного мира, которые, используя это «окно» в Европу, будут реализовать собственные интересы, проникая вглубь Шенгенской зоны.
«Из всех проводимых нами анализов следует, что договор (…) будет иметь позитивные последствия, как для России, так и для Польши», — заявил вице-министр МИДа Мачей Шпунар (Maciej Szpunar).
Когда звучит сакраментальный вопрос о конкретностях относительно ФРГ и РФ, упомянутых мной выше и основанных на соответствующих анализах, дипломатия Радека Сикорского (глава польского МИДа) обычно твердит, что мы будем свидетелями межличностных контактов, поднимется пришедшая несколько в упадок приграничная торговля. Никто не добавляет, что договор не отменяет таможенных платежей, хотя сделано исключение для аэропортов и морских портов. Стоит в таком случае спросить: облегчая россиянам решение разнообразных (не только экономических) вопросов, удалось ли нам решить взамен вопрос хотя бы блокируемого ими Балтийского пролива?
«Насколько я знаю, в вопросе о судоходстве по Висленскому заливу достигнут определённый прогресс, но одно связанно с другим (…) рост контактов в рамках малого приграничного движения между жителями Польши и Калининградской области (…), наверняка, создаст такую атмосферу, которая облегчит переговоры и позволит решит вопрос Висленского залива до самого конца», — сказал Шпунар.
А раз мы ничего не приобретаем, хорошо было бы, чтобы баланс не был для нас хотя бы отрицательным. Тем временем, на заднем плане маячит прекращение сотрудничества Польши с литовской стороной по инициативе о строительстве электростанции в Висагинасе. В это же время залит фундамент для строительства электростанции в Калининграде, энергетический баланс России указывает на то, что произведённая энергия будет предназначена на экспорт.
В то время как Сикорски согревается в компании Лаврова и шефа немецкого МИДа Гидо Вестервелле (оба в прекрасном расположении духа), стоит припомнить о прогнозах, согласно которым если Вильнюс не урегулирует ситуацию литовских поляков, Варшава может задуматься о строительстве энергетического моста с российским партнёром…
Справка «NewsBalt». Петр Мачёнжек (Piotr Maciążek). Создатель и главный редактор портала PolitykaWschodnia.pl, посвящённого вопросам «Восточной» политики. Публицист, эксперт по вопросам бывшего СССР, комментирует политические события на страницах интернет-изданий, в прессе, на радио и телевидении. Принимает участие во многих престижных международных конференциях и форумах.