Сумбур, который наблюдается в последнее время во внешнеполитической деятельности государств, как бывшего Советского Союза, так Западной Европы, не оставляет практически никаких сомнений в острой необходимости реструктуризации всей системы международных отношений. То, что подобные изменения будут сопряжены с ломкой устоявшихся западноевропейских ценностей и пройдут для большинства стран Старого континента весьма болезненно, не вызывает никаких сомнений. В подобной ситуации, довольно высока вероятность того, что проблемы государств Евросоюза первого эшелона будут так или иначе решаться Брюсселем за счёт стран, присоединившихся к ЕС после развала Советского Союза.
Республикам бывшего соцлагеря и, в первую очередь, прибалтийского региона, покупающим сегодня у Западной Европы свою псевдосвободу любыми возможными для этого способами, уже в ближайшее время грозит оказаться в топке европейской политики наряду со странами Балканского полуострова. При этом положение Румынии, Болгарии и даже стоящей на гране коллапса Греции выглядит куда более перспективным, нежели положение Литвы и Латвии (Эстония, как известно, в настоящее время идёт по пути постепенной инкорпорации в соседнюю с ней Финляндию), строящих свою внешнеполитическую деятельность на сугубо националистических позициях. Послушное выполнение рекомендаций из Брюсселя вместе с резкой критикой своих соседей России и Белоруссии, призвано, по мнению местных политиков, сохранить внутриполитическое и экономическое status quo. Однако, как видно из ныне существующей реальности, ни первое направление, ни второе не приносят Литве и Латвии практически никаких положительных эффектов. Более того, подобная внешнеполитическая доктрина, не отличающаяся своей гибкостью, грозит уже в обозримом будущем превратить «временные экономические трудности» в глубокий и перманентный кризис, который поставит крест даже на формальной независимости стран региона.
Непонимание или нежелание принять существующую реальность, а также постоянное давление со стороны Брюсселя толкают литовских и латвийских политиков на весьма опрометчивые шаги, как в отношении России (всем известные требования компенсаций за «оккупацию», дискриминация русского населения, шествия нацистов и т.п.), так и в отношении Белоруссии, от сотрудничества с которыми напрямую зависит экономическое благосостояние их республик.
Как известно, 23 марта в Брюсселе на заседании Совета министров иностранных дел стран ЕС было принято решение о расширении списка белорусских бизнесменов и компаний, «получающих выгоду от режима или поддерживающих его», в отношении которых Евросоюз ввёл ограничительные меры (правда, достоверно узнать, что конкретно представляют из себя подобные меры в настоящее время не представляется возможным). Только в силу экономического прагматизма еврочиновников данное решение не привело к введению жёстких санкций, которых открыто опасалось большинство бизнесменов (а тайно и правительство) прибалтийских стран. Ни робкие протесты Словении, ни заявления бизнес-структур Литвы и Латвии не смогли бы противостоять волевому решению закрыть Белоруссию для Европы, если бы ситуация в Еврозоне не была близка к критической.
В случае введения реальных экономических санкций спасать Литву и Латвию было бы попросту некому. Напомним, что связи Белоруссии с двумя прибалтийскими государствами на сегодняшний день играют если не ключевую, то одну из ведущих ролей в их экономическом развитии. Более того, после создания Единого экономического пространства Минск превратился в одного из стратегических партнеров Латвии и Литвы в области транзита грузовых потоков.
По словам президента латвийского государственного железнодорожного концерна Latvijas Dzelzceļš Угиса Магониса, в случае если Белоруссия изменит свои транзитные коридоры, то их пересмотрит и Россия, с учётом того, что большая часть железнодорожных грузов из Российской Федерации следует через Белоруссию. Итогом станет резкое (в два раза) сокращение транзитного бизнеса Латвии, так как на направление «Латвия-Белоруссия» приходится 57% общего объема перевозок. А это, в свою очередь, приведёт к потере сотни миллионов латов (около 8% бюджетных доходов страны) и массовым сокращениям, что может спровоцировать рост социальной напряженности.
В нынешних условиях, позволить себе получить ещё одну (или несколько) Грецию, но уже на границе с Россией, Брюссель попросту не может, как и не может выделить дополнительные средства на компенсацию латвийских потерь в случае прекращения экономических отношений ЕС и Белоруссии. Потому и санкции, принятые 23 марта, носят, скорее, демонстративный характер, так как они не затронули деятельность трёх компаний, которые работают с Латвией, а также компании Юрия Чижа (белорусского олигарха, имеющего строительный бизнес в Словении. — «NewsBalt»).
Такие «санкции» практически полностью удовлетворяют нынешнее руководство Латвии и Литвы, которые смогли не потерять экономические выгоды, сохранив, при этом, «приверженность европейским ценностям демократии и свободы человека». Это подтверждает и недавнее высказывание литовского президента Дали Грибаускайте: «Санкции в отношении режима нужны, но они не должны навредить простым людям». В данном случае, под простыми людьми следует понимать не только граждан Белоруссии, но и Литвы.
Помимо проблем с так называемым «белорусским вопросом», у прибалтийских государств и, в первую очередь, Латвии недавно прибавилась ещё одна: терпение Москвы относительно дискриминации русских на территории соседней с ней страны, похоже, подошло к концу. Одним из признаков этого стало недавнее заявление главы комитета Государственной Думы РФ по международным делам Алексея Пушкова о возможности введения экономических санкций и визовых ограничений в отношении представителей латвийских властей за политику по реабилитации и героизации нацизма, а также сохранения статуса «неграждан». Заместитель же председателя комитета по регламенту и организации работы Госдумы Светлана Горячева и вовсе высказала мнение о возможности рассмотреть вопрос прекращения поставок в Латвию нефти и газа.
Подобные высказывания российских чиновников следует рассматривать как одно из последних предупреждений прибалтийским республика, готовым сегодня идти практически на всё, чтобы не потерять поддержку Брюсселю. При этом нынешняя ситуация осложняется для Вильнюса и Риги и тем обстоятельством, что в Москве достаточно негативно относятся к каким бы то ни было санкциям в отношении своего ближайшего союзника со стороны Евросоюза, членами которого, как известно, являются и Литва, и Латвия, «ведущие политическую войну против Белоруссии».
В случае если в Кремле окончательно решат «дожать» страны Прибалтики, белорусский вопрос при сохранении нынешней ситуации станет одним из инструментов, при помощи которого российское руководство будет проводить свою политику во всем прибалтийском регионе и, в первую очередь, в странах бывшего СССР. Более того, позиция официального Минска, который в настоящее время перешёл на более тесное сотрудничество с Москвой, так же создаст дополнительные проблемы для Риги и Вильнюса, как экономического, так и политического характера.
Итогом может стать ситуация, при которой обе прибалтийские республики останутся один на один со своими трудностями, так как ожидать быстрой и серьёзной помощи от Евросюза, заботящегося сегодня о спасении своих ведущих членов, абсолютно бессмысленно. Смогут ли в этом случае Литва и Латвия удержать свой нынешний статус – вопрос довольно спорный.