Фото: Lrytas.lt.

От лопнувшего банка до изгнанных генералов спецслужб: в Литве негласно стартовала предвыборная кампания в сейм

Хитросплетения начавшейся борьбы за кресла в литовский парламент - в материале собкора «NewsBalt» в Литве Валерия Мокрушина.

Помните у Толстого: всё смешалось в доме Облонских? Вспомнить хрестоматийный образ заставили последние баталии на политической сцене Литвы. Здесь нежданно-негаданно, как и в романе классика, явилось событие из разряда чрезвычайных: конфликт между президентом Литвы Далей Грибаускайте и премьер-министром Андрюсом Кубилюсом.

Страсти кипят отнюдь не опереточные. Вплоть до отставки правящего кабинета. Яблоком раздора на сей раз явились два высокопоставленных офицера полиции: руководитель Службы расследования финансовых преступлений Виталиюс Гайлюс и его заместитель Витаутас Гиржадас. В отставку послал, а если оставить в стороне политкорректность, то выставил вон (есть намёки — с позором) их непосредственный начальник — министр внутренних дел Раймундас Палайтис. Любопытна технология избавления от неугодных (в скобках заметим — она явно тянет по меньшей мере на ноу хау): вначале министр лишил генералов доступа к секретным документам, а затем уже на том основании, что должностным лицам такого высокого ранга без допуска к секретам никак нельзя, уволил их на, так сказать, законных основаниях и уже объявил конкурс на замещение вакансий. Но уволенные посчитали себя оболганными самым пошлейшим образом и грозятся искать справедливости во всех государственных инстанциях.

Казалось бы, увольнение нерадивых – банальнейший случай, где не бывает?! Ан нет, наш случай не просто особенный, а из ряда вон. Прежде всего – задета правящая верхушка, президентура, правительство и сейм. Ну, часто ли бывает, чтобы главные финансовые сыщики одномоментно поменялись с подследственными местами, и уже не они, а от них требуют ответы на разные – назовём их мягко — каверзные вопросы, типа того — каким образом вы слили секретные данные, работали за идею или тридцать сребренников и чтобы по отношению к генералам использовались самые современные методы дознания (о пытках, узаконенных в ряде американских штатов, с которых балтийская «сестра» пишет свою жизнь, фигуранты дела пока умалчивают), включая неоднократную проверку на детекторе лжи, неизвестно откуда появившиеся секретные документы Департамента госбезопасности.

Пока суть да дело, заглянем за кулисы скандальной отставки. Начало истории было положено около полугода назад, когда над незадолго до того признанным лучшим отечественным банком «Snoras» (напомним, главным акционером в нём состоял известный российский бизнесмен Владимир Антонов) разверзлись все небесные хляби с громом и молнией, в результате чего банк поначалу отобрали (национализировали по официальной версии), а теперь банкротировали. Клиенты в результате этой сомнительной операции потеряли миллиарды литов (сотни миллионов евро). До того, как на банк наложили арест, информация о готовящейся карательной операции просочилась в масс-медиа, и наиболее информированные клиенты успели снять свои депозиты. Министр внутренних дел подозревает в сливе секретной информации руководителей антикоррупционной службы. Решающий момент: первая реакция президента была одобрительной. Председатель кабинета министров, напротив, выразил сомнение в правильности решения министра.

Это, образно выражаясь, видимая часть айсберга, подводная же, как водится, значительно больше. Так и в нашем примере: многое, если не большая часть, скрыто от публики, делается тайно и от политикума, и от дотошных журналистов. Но, давно подмечено, шило в мешке утаить трудно, оно, согласно закону подлости, вылазит в самый неподходящий момент. Аналитики обратили внимание на интересный факт: Палайтис по партийной линии относится к партии «Союз либералов и центра», а изгнанные генералы – верные адепты христианских демократов, возглавляемых премьером Кубилюсом. И хотя обе политические силы входят в главенствующую коалицию, интересы разные, по принципу «Своя рубашка…».

Знающие наблюдатели намекают, что финансовые следователи завели ряд громких дел по злоупотреблениям и махинациям на рынках (о масштабах их деятельности говорит хотя бы тот факт, что среди поставщиков и покупателей, в том числе и оптовых, немало иностранных граждан) и в фирмах такси, и связывают их деятельность с отмыванием немалых средств и направлении их в партийные кассы. А сами уволенные полицейские чины напрямую утверждают, что вышли на след спонсоров партии министра Палайтиса, которым за последние годы довольно странным образом удалось выиграть конкурсы госзакупок более чем на два миллиарда литов.

Дело только раскручивается, но получается, что у либерал-центристов рыльце в пушку. Не заинтересован ли министр в устранении слишком ретивых «пинкертонов», могущих бросить тень не только на партийную кассу, но и на всех либералов в целом? А дела у них и без того плохи. Согласно последним опросам общественного мнения, предстоящие осенью выборы в парламент они с треском проиграют, не набрав и минимальных 5% голосов. Если, конечно, не случится нечто экстраординарное. Вот и цепляются за соломинку, не желая терять место у кормушки, то бишь у государственного бюджета.

Вспомнили о выборах совсем не случайно: многое сейчас в Литве делается с расчётом на осеннее голосование. Если ещё полгода назад правящие христианские консерваторы балансировали на гране прохождения в сейм, то в начале 2012 года несколько поправили дела. Ведущая оппозиционная сила – социал-демократы – хотя и лидируют в опросах, но не настолько, чтобы считать, что парламент у них в «кармане», они тоже вынуждены бороться за каждый голос. Может, скандал с изгнанием руководителей службы финансовых расследований, контры среди правящих – подарок судьбы для оппозиции, которая уже распределила министерские кабинеты по своему вкусу? Понимая это, представитель правительства призвал редакторов органов массовой информации к спокойствию и обвинил их в разжигании нездоровых страстей. 

Оппозиционные же партии, наоборот, подбрасывают соломы в костёр: им эта междуусобица на руку, она во всей красе показывает истинное лицо нынешней власти, доведшей народ до нищеты. И ещё один значимый штрих к общей картине: известный шоумен Арунас Валинскас, лидер партии Народного возрождения, в недавнем прошлом спикер сейма, а ныне его заместитель, знай рубит правду-матку: мол, уволенные руководители «крышевали» интересы своих партийных руководителей-консерваторов, а попутно собирали компромат на политических оппонентов. Хотя и знают депутата как известного скандалиста, но как-то плохо верится, что этот единомышленник Кубилюса (партия Валинскаса тоже входит в коалицию) может высосать из пальца такие серьёзные обвинения. За беспардонную клевету можно и в суд угодить.

Интересное развитие получил этот многосерийный триллер буквально в последний день, и авторство на сей раз принадлежит спикеру сейма Ирене Дягутене. Политик, известная своей жёстской позицией по всем вопросам, в том числе и по отношению к России, оспаривающая у президента страны звание «Железной леди» и которая ещё совсем недавно боролась с действующим премьером Кубилюсом за лидерство в партии консерваторов, вдруг заговорила о… разочаровании в политике:

— Таких ударов, которые пришлось мне выдержать за последнее время, у меня за всю жизнь не было. Ещё раз вижу, что чем дальше, тем ниже падают наши политики, бъют, как говорится, ниже пояса.

Что же навеяло такой пессимизм, повергло искушенного политика, не только хорошо знающей государственную «кухню», но и самой участвующей в приготовлении там блюд, в чёрное уныние? Уж не то ли, что ряд её коллег по «поварскому» искусству указал на то, что и муж, руководитель известной в столице клиники, и сын, успешный бизнесмен, успели изъять из тонущего банка свои немалые деньги и что к этой блестящей операции может быть причастна спикер, безусловно – по должности – посвящёная в планы по развалу «Snoras»? Впрочем, мировая скорбь не мешает ей активно поддерживать своих, то есть развенчанных Гайлюса и Гиржадаса в надежде, что их «партия» одержит верх в жестком междусобойчике, а победителей, как известно, не судят.

Многозначительна позиция Грибаускайте, которая после первой довольно сдержанной реакции на происходящее в Министерстве внутренних дел держит паузу. Это довольно странно, поскольку дело касается непосредственно её креатуры, по Конституции силовые ведомства – сфера влияния президента. Может, она хочет держаться над схваткой и поддержать сильнейшего? Рейтинг главы государства в Литве традиционно высок, даже засланный Америкой «казачок» Валдас Адамкус, который был, что называется, ни рыба ни мясо и которому навязывали свою волю люди со стороны, пользовался огромной поддержкой электората, вот и сейчас за Грибаускайте выступает без малого две трети избирателей. Может, стоило ей и на сей раз проявить характер и хорошенько стукнуть по столу кулаком (а он у ней, мастера восточных единоборств, надо думать, крепкий) и сказать этак по мужски: «Ша, ребята, пошалили и буде. Хватит народ смешить, приказываю жить дружно!»

Именно так — кулаком по столу — только и можно (может – и нужно) предупредить развал кабинета. В среде консерваторов крепчает мнение, что Палайтису, как нарушившему Конституцию, следует подать прошение об отставке, а если её примут, то окажется, что за годы правления действующего кабинета сменится добрая (ну или не совсем добрая в прямом смысле слова) его половина и опять же по основному закону правительство должно уйти. Следует ли менять коней на переправе, когда до выборов остается около полугода? Безусловно, тут есть над чем поломать голову.

А, может, молчание президента фатально — чему быть, того не миновать? Кубилюсу со товарищи второй срок при любом раскладе карт не светит, так, может, лучше рокировку допустить прямо сейчас? Мавр сделал своё чёрное дело, переложил кризисные тяготы на плечи рядового налогоплательщика, защитил богатых (в так называемую смутную пору миллионеры заметно увеличили свои доходы), мавру пора умывать руки, а на смену министрам с подмоченной репутацией придут новые люди с чистыми руками, с незапятнанными биографиями (не только Дягутене, но и Грибаускайте хорошо знает, что таких политиков и днём с огнём трудно отыскать), с ними президенту работать ещё два с лишним года. 

А народ, как водится, лишён права прямого участия в этой сваре в верхах, ему остается лишь роль пассивного наблюдателя за тем, как решается судьба его судьба, судьба его страны.